ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ в педагогике
Эмпирическими (от греч. – опыт.)методами в педагогике называются методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания педагогической действительности.
В группу методов эмпирического исследования относятся: наблюдение, опрос (беседа, интервью, анкетирование), тестирование, рейтинг, изучение продуктов деятельности испытуемых (письменных, графических их, творческих и контрольных работ), изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.
Наблюдение - это целенаправленное восприятие любого педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретные факты.
Беседа - самостоятельный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации для разъяснения того, что не было понятно при наблюдении.
Анкетирование - вид опроса, но не устного, а письменного.
Тестирование - это метод выявления определенных качеств личности и интенсивности их выраженности с помощью серии испытаний (вопросов, задач,), т.е. это способ психологической диагностики.
Рейтинг - оценка педагогического явления, какого-то элемента учебно-воспитательного процесса, человека компетентными судьями (экспертами). Его иногда называют методом экспертной оценки.
Эксперимент (попытка, опыт) - научно обоснованный опыт, проверка гипотезы; воспроизведения разработанной автором методики в новых условиях.
К эмпирическим методам исследования относят также изучение и обобщение педагогического опыта, в ходе которого выделяют главную идею автора как педагога-новатора, сущностные механизмы предложенной им педагогической инновации, что способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесс.
Понятие педагогического эксперимента. Этапы и условия организации педагогического эксперимента.
Слово «эксперимент» в переводе с латыни означает «опыт», «испытание». Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.
Проводимые педагогами эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам: направленности, объектам исследования, месту и времени проведения и т.д. В зависимости от цели эксперименты делят:
• Констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;
• Проверочный,уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;
• Созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.
Любое педагогическое исследование состоит из следующих этапов.
1. Идея эксперимента.
2. Диагностический этап (объекты педагогической диагностики; формулирование проблемы, темы; актуальные проблемы эксперимента).
3. Прогностический этап (цели и задачи эксперимента; гипотезы эксперимента; составление плана-программы эксперимента).
4. Организационно-подготовительный этап (выбор объектов (и субъектов) эксперимента; выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте; методическое обеспечение эксперимента; организационное обеспечение эксперимента).
5. Практический этап (констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты; параллельный и перекрестный эксперименты).
6. Обобщающий этап (алгоритм подведения итогов эксперимента).
7. Внедренческий этап.
Условия организации педагогического эксперимента
· осознание проблемной ситуации и постановка проблемы;
· поиск возможных причин проблемной ситуации;
· выработка нормы-гипотезы (способов воздействия), направленной на разрешение проблемы;
· проверка выработанной нормы-гипотезы на практике, в педагогической действительности;
· оценка результатов.
Возрастные особенности развития человека. Варианты периодизации развития человека в истории и в современной педагогике.
Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека Рост, рост веса, появление молочных зубов, а затем изменение их, половое созревание и другие биологические процессы. Эриксон выделил 8 стадий в развитии человека:младенец(с момента рождения до одного года) ранний возраст(1 - 3 года) дошкольный возраст (3 - 6, 7 лет) подростковый возраст (7-12 лет) юность(13 - 18 лет) ранняя зрелость (третье десятилетие) средний возраст (четвертое и пятое десятилетие жизни) поздняя зрелость (после шестого десятке лет жизни). Каждый возраст или период развития человека характеризуется следующими показателями (Л.С. Выготский,):
а) определенной социальной ситуацией развития или конкретной формой отношений, в которые вступает человек с другими людьми в данный период;
б) основным или ведущим видом деятельности;
в) основными психическими новообразованиями (от отдельных психических процессов до свойств личности)
Заслуживает внимания периодизация школьного возраста, предложенная педагогомЛихачёвым Борисом Тимофеевичем:
1 От рождения до одного года - раннее младенец. Это период начального приспособления, начальной адаптации
2 От 1 до 3 лет - собственного младенца Один из самых плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становление физических функций, психических свойств и процессов
3 От 3 до 6 лет - раннее детство - период перехода к детству, интенсивного накопления социально значимого опыта в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему мируВсе три периода - от д рождения до 6 лет - называют еще пред-дошкольным или дошкольным Систематическое обучение в детском саду и школе для многих детей начинается с 6 лет.
4 От 6 до 8 лет - детство В этот период завершается начальное созревания физиологических и психологических структур головного мозга, осуществляется дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, с обеспечивают готовность к полноценной систематической учебной работы.
5 От 8 до 11 лет - пред-подростковый период - время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству Вместе с периодом детства этот период имеет еще и название младший школьный возраст
6 От 11 до 14 лет - отрочество подростковый возраст - новый качественный этап в становлении человека Наиболее характерными чертами его являются: с точки зрения физиологии - половое созревание, психологии - личностная самосознание, сознательное проявление индивидуальности.
7 От 14 до 18 лет - юношеский возраст - период завершения физического и психического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности Девушки и юноши - старшие школьники - получают определенную подготовку в области психологии и этики семейной жизни.
Период дошкольного и младшего школьного детства является важнейшим для развития эстетического восприятия и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни. Сложным является подростковый период. Подростки еще недалеко ушли от младших школьников, но уже перешли барьер самосознания. Эстетически подросток оценивает не только внешний вид, но и отдельные моральные качества- мужество, отвагу, активность, верность, справедливость, решительность. Поэтому подростковый период требует особого внимания со стороны взрослых и индивидуального подхода.
Не менее сложным является и юношеский возраст, когда завершается физическое созревание человека, возникают реальные условия для ее психической и нравственно-эстетической зрелости.
Отмечая условность и определенную динамичность выделенных периодов, необходимо обратить внимание на новое явление, которое способствовало пересмотру границ между определенными возрастными группами. Речь идет о так называемой акселерации, что поширилась во всем мире. Акселерация (от латинского \"акселерация\" - ускорение) - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрастеБиологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи - с развитием психических функций, а педагоги - с духовным развитием и социализацией личности.
О темпах акселерации свидетельствуют следующие данные: за три десятилетия рост у подростков увеличился в среднем на 13-15 сантиметров, а вес - на 10-12 килограммов по сравнению с их ровесниками 50-х гг.
Среди основных причин акселерации называют: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышения качества питания и медицинского обслуживания, улучшения ухода за детьми в раннем возрасте, лишение многих тяжелых детских болезней. Отмечаются и другие причины - радиоактивное загрязнение окружающей среды, сначала способствовало ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, ослаблению генофонда, уменьшение количества кислорода в атмосфере, что способствовало расширению грудной клетки, а за этим и рост всего организма. Очевидно, акселерация обуславливает комплексом воздействий многих факторов. С середины 80-х годов акселерация во всем мире затормозилась, темпы физиологического роста несколько снизились.