Д-р пед.наук, профессор Кудинов А.А.
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградская государственная академия физической культуры»
В.Н.ЗАЙЧЕНКО, А.Э.КОРОБОВА
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
Учебное пособие
3-е изд., перераб. и дополн.
ВОЛГОГРАД – 2008
ББК 74.00
З 17
Рецензенты:
Д-р пед.наук, профессор Кудинов А.А.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
1. Охарактеризуйте разные подходы к определению «педагогика».
2. Что является объектом и предметом педагогики?
3. Что понимают под «методологией педагогики»?
4. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные категории педагогики.
5. Каковы основные факторы развития человека?
6. Какую точку зрения на развитие человека Вы разделяете и почему?
7. Насколько правильно суждение «Яблоко от яблони не далеко падает», то есть ребенок, рожденный в семье алкоголиков, обязательно разделит судьбу своих несчастных родителей?
8. Выскажите суждение, прочитав высказывание В.Г.Белинского: «Воспитание сможет сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди».
9. Выполните следующее задание. Какие качества передаются от родителей к детям? ( Из книги «Педагогика» И.П.Подласый)
1. Способы мышления, особенности интеллектуальной деятельности.
2. Черты характера.
3. Тип нервной системы, темперамент.
4. Способности к различным видам деятельности.
5. Задатки, служащие основой для развития индивидуальных способностей человека.
6. Цвет глаз, кожи, группа крови, резус-фактор.
7. Социальный опыт.
8. Нравственные качества
9. Особенности речи, памяти, внимания.
10. Воля, настойчивость, целеустремленность.
11. Жестокость, алчность, агрессивность.
12. Склонность к правонарушениям.
10. Какие методы педагогических исследований Вам известны?
11. Почему образование - это общечеловеческая ценность?
12. В чем смысл образования как общественного явления и педагогического процесса?
13. С учетом каких принципов должен осуществляться отбор содержания современного образования?
14. В чем заключается роль образования в современных условиях?
15. Как взаимосвязаны понятия «образование» и «самообразование»?
ЛИТЕРАТУРА
1. Дубинин Н.П. Что такое человек. – М., 1983.
2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений – М.: Академия, 2005.
3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В. А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997.
4. Подласый И.П. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.
5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2003.
6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. – М.: Академия, 2004.
7. Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003.
8. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. Учеб.пособие.- СПб.: Центр карьеры, 1999.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сущность педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Учитель как субъект педагогического труда. Профессиональная роль педагога.
Сущность педагогической деятельности.Педагогическая деятельность находит свое начало в глубине истории человечества, когда возникла потребность в подготовке молодого поколения к жизни. Общество не могло существовать и развиваться, если бы молодое поколение начинало свою деятельность с нуля без творческого переосмысления накопленного опыта. Появляются специальные лица, профессией которых является обучение и воспитание детей. Выделение педагогической деятельности в самостоятельную сферу общественной практики повлекло за собой попытки ее переосмысления. Первоначально в виде обобщения практического и духовного опыта, а затем и в виде специального научного знания.
Педагогическая деятельность трактуется как "особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе". (Сластенин В.А., 1997)
Составляющими элементами любой деятельности, в том числе и педагогической, являются: мотивы, которые побуждают к деятельности; цели как результаты деятельности; средства, с использованием которых осуществляется деятельность; результат.
По А.Н.Леонтьеву, системообразующей характеристикой деятельности является цель. Цель педагогической деятельности - гармонично развитая личность.
Основные виды педагогической деятельности.В педагогической деятельности выделяются относительно самостоятельные функциональные виды деятельности педагога: воспитательная работа - деятельность, направленная на решение задач воспитания гармонично развитой личности и формирования коллектива - и преподавание- деятельность, направленная на решение учебных задач. Преподавание и воспитательная работа в их диалектическом единстве присутствуют в деятельности учителя, тренера, воспитателя дошкольных и школьных учреждений.
Воспитание всегда связано с осмыслением педагогических воздействий, самоанализом, выводами и принятием решений.
Структура педагогической деятельности. Чтобы понять структуру педагогической деятельности, обратимся к рассмотрению ее основных компонентов: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный (Н.В.Кузьмина).
Гностический компонент –это система знаний, умений и навыков, составляющих основу профессиональной деятельности педагога. Так, для спортивного педагога - это система знаний основ таких наук как теория и методика физического воспитания, психология, педагогика, избранный вид спорта, медико-биологические наук. Кроме того, в гностический компонент входят и умения выдвигать и проверять гипотезы, критически оценивать результаты. Конструктивный компонент (или проектировочный) – обеспечивает стратегическую направленность профессионально-педагогической деятельности. Это мысленное моделирование учебно-тренировочного процесса. Здесь необходимы умения ориентироваться не только на конечную цель и решать актуальные задачи, но и устанавливать междисциплинарные связи. Организаторский компонентвключает организацию деятельности спортсменов и самоорганизацию тренера. Коммуникативный компонент –это компетентность в общении, побуждение к деятельности, психолого-педагогическая поддержка спортсмена. Здесь требуются способности легко устанавливать контакт тренера со спортсменом, учителя с учеником. Взаимосвязь всех компонентов можно представить в следующей схеме:
|
конструктивная деятельность |
· отбор и составление композиции учебного материала;
· планирование;
конструктивно-оперативная |
· построение педагогического процесса.
|
· планирование действий учителя и ученика.
· проектирование учебно-материальной базы пед.процесса
организаторская деятельность |
· выполнение системы действий;
· создание коллектива;
· организация совместной деятельности.
коммуникативная деятельность |
· установление межличностных отношений в системе: «учитель – ученик», «ученик-ученик», «учитель – родитель».
Учитель как субъект педагогического труда. Профессиональная роль педагога. Прежде чем говорить об учителе как субъекте педагогического труда, необходимо особо сказать о профессии тренера. В книге «Настольная книга тренера: наука побеждать» известного в прошлом спортсмена, тренера, крупнейшего специалиста в области теории и методики спортивной подготовки Н.Г.Озолина сказано:
«Вы тренер. Преподаватель спорта. Воспитатель. Учитель молодежи. Вы дарите ей не только радость от достигнутых спортивных успехов, но и большое, ни с чем не сравнимое удовлетворение от чувства силы, выносливости, ловкости, от приобретенного отличного здоровья и высокой работоспособности, от сознания развитой воли…
Профессия тренера – это, прежде всего, призвание, определяемое добрым отношением и любовью к ученикам, желанием обучать и воспитывать их в духе моральной чистоты, духовного богатства, физического и спортивного совершенства. Отсутствие такого рода направленности в работе у человека, желающего стать тренером, должно быть непреодолимым препятствием к выбору этой профессии…
Тренер – спортивный педагог и наставник, имеющий влияние на своих учеников нередко значительнее, чем школа и родители. Однако во всех случаях тренер должен работать с ними в контакте.
Но, думая о влиянии на учеников, вам следует начинать с самого себя. Вы – непререкаемый авторитет для ваших учеников, и будете всегда для них примером. Вы должны всегда следить за своим внешним видом.
Подогнанная по фигуре, чистая спортивная форма на занятиях обязательна и для вас. Ученики не простят вам появления хотя бы раз в неряшливом виде. Даже вне занятий. И, конечно, вы не должны курить, употреблять спиртного.. Держите правильную осанку – прямая спина, развернутые плечи, слегка приподнятая голова. Прекрасный пример – тренеры по спортивной гимнастике и сами гимнасты. Обратите внимание на свою походку – она должна быть легкой и естественной. Избегайте размашистых жестов – пусть они будут скупы, но достаточно выразительны… Разговаривая, не утрируйте мимику, не смейтесь слишком громко…
И в манерах не будьте вычурными, не старайтесь походить на кого- либо. У каждого есть свои способности, и вы будьте самим собой.
Столь же значима ваша речь, ее обороты. Интонация. Разговаривайте с учениками доброжелательно, как со своими детьми, не будьте многословны. Умейте выслушать, вникнуть в сказанное и тогда отвечайте. Торопливость – плохой помощник в вашем общении с учениками. Будьте сдержаны. Никогда не повышайте голос, не кричите, и не стращайте. Не применяйте жаргонных слов и оборотов. Прекрасный русский язык – это тоже ваше сильное педагогическое оружие. Не наказывайте учеников ни словом бранным, ни физически (это уже наказуемо для вас)…
Если вы будете часто делать замечания и выговоры, то многое потеряете в своем авторитете…. Помните слова народной мудрости: «Доброе слово лечит, а злое - калечит».
В этих словах Н.Г.Озолина много педагогической мудрости. Он прекрасно понимает, что учитель, тренер является для спортсменов наставником и другом. Как теоретик он провозглашает идею, что учитель, по сути своей, субъект педагогической деятельности. Учитель, спортивный педагог также является субъектом педагогической деятельности.
Спортивный педагог как субъект педагогической деятельности осуществляет разнообразие действия – познавательные действия, действия межличностного общения, диагностирующие, действия - требование, действия по согласованию усилий и другие. Озолин Н.Г. сторонник рассмотрения процесса подготовки спортсменов как системы, состоящей из взаимосвязи и взаимодействия моральной, психологической, технико—тактической, теоретической и интегральной, общей и специальной физической подготовки. И с этих позиций он считает, что все виды подготовки спортсменов осуществляются через воспитание, обучение и тренировку (Озолин Н.Г., 2002. С.7-23).
Спортивный педагог, о требованиях к которому так хорошо сказал Н.Г.Озолин, является субъектом педагогической деятельности, так как от его продуманных действий во многом зависит успех или поражение спортсмена. Тренер постоянно совершенствует подготовку своих спортсменов, выводит их на новые рубежи рекордов. Однако видеть в тренере лишь узкого специалиста - это заблуждение. Тренер высокой квалификации, познавший на практике методику воспитания, обучения и тренировки, постоянно учится, совершенствует свои теоретические знания.
Говоря об учителе как субъекте педагогического труда, осуществляющего весь педагогический процесс, психологи выделяют объективные и субъективные факторы, необходимые для педагогической деятельности. Н.В.Кузьмина включает в структуру субъективных факторов тип направленности личности педагога, уровень способностей, компетентность (специально-педагогическая, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая).
Маркова А.К. представляет структуру субъективных свойств блоками характеристик: объективные характеристики (профессиональные знания, умения, психологические и педагогические знания) и субъективные характеристики, к которым относит педагогические позиции, мотивацию, «Я» - концепцию, установки, личностные особенности.
А.К. Маркова выделяет три основные стороны профессионального труда педагога: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя, что наглядно представлено в схеме 3.
Схема 3. Основные стороны педагогического труда
Учитель как субъект педагогического труда
личность учителя
учитель как субъект учитель как субъект
педагогической деятельности педагогического общения
Являясь субъектом педагогической деятельности, педагог выполняет различные социальные роли:
- информатора (источника знаний), консультанта, тренера;
- судьи, критика, оценщика;
- руководителя, организатора, советника, наставника;
- друга, любимого человека, кумира;
- утешителя, психотерапевта, врача;
- рассказчика, артиста, клоуна, шута;
- оратора, проповедника:
- наблюдателя, исследователя, ученого.
Как правило, педагог должен иметь определенную позицию, то есть систему интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической деятельности, что в совокупности является источником его активности.
Бытует мнение у некоторых, что педагогом стать легко, а уж тем более тренером. Мастер спорта по спортивной ходьбе В.Маевский в своей юмореске писал:
"Говорят, тренером стать трудно. И кто только выдумал подобную чепуху! Ради всего святого, не верьте! Оторвитесь от толстых учебников, не читайте, пожалуйста, спортивных журналов и газет. Для обучения спринтеров прицепите на шею тесемочку с секундомером, станьте сбоку дорожки и беседуйте с другими тренерами. Хорошо, если Вы знаете свежий анекдот. Это сразу сближает. А спортсмены пусть бегают. Как это делается, они сами должны хорошо знать.
Когда спринтер с топотом промчится мимо Вас, кричите как можно громче: "Чаще! Выше бедро! Работай руками!". Для разнообразия те же слова произносите вразбивку или в обратном порядке.
Метатели - народ спокойный, но очень любят, когда в решающий момент им кричат: "Навались!". Это для них слаще меда. Вам придется только немножко приноровиться, чтобы подавать звуковой сигнал своевременно. А на соревнованиях по метанию наиболее подходит вопль: "Держись!". Он необходим, когда спортсмен выпадает из круга. Потом Вы имеете моральное право обиженно произнести: "Я же тебе говорил...".
Профессиональная роль учителя отличается от других профессиональных ролей (артист, инженер и т.д.) тем, что для выявления ее сущности требуется ученик.
Специфика профессиональной роли обусловлена самой педагогической деятельностью. Одной из особенностей профессиональной роли является то, что объект его деятельности постоянно меняется (младший школьник, подросток, старшеклассник, родители), средства педагогического труда. Особенности педагогической деятельности выдвигают ряд требований к педагогу.
- Постоянный самоконтроль.
Ежедневно, согласно расписанию, учитель встречается с новым составом учащихся, у которых свои индивидуальные особенности, что требует творческого подхода учителя. Возникает порой напряженность психических функций, а это сказывается на настроении, поведении и на здоровье учителя.
- Соблюдение педагогического такта.
- Способность распределять внимание.
- Развитие культуры речи (правильность, ясность, точность и т.д.)
- Выработка физической и психологической выносливости.
В профессиограмме учителя ведущее место имеет направленность его личности (мировоззрение, мотивация, знания, убеждения и т.д.), гражданская ответственность, любовь к детям, интерес к профессии учителя, педагогический долг, педагогическая справедливость. Современный учитель - это также исследователь, хорошо разбирающийся в различных отраслях науки, которую он преподает.
Таким образом, основу профессионализма педагога с одной стороны составляет научно-теоретическая и практическая подготовка, а с другой -психологическая, психофизиологическая и физическая готовность.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:коммуникативный, гностический, социальная роль, субъект, воспитательная работа, преподавание, компетентность, позиция, педагогический такт.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
1. Раскройте понятие «педагогическая деятельность».
2. Какова структура педагогической деятельности?
3. Какие требования предъявляются к личности тренера?
4. Как вы понимаете суждение «Учитель (тренер) является субъектом педагогической деятельности»?
5. Какие социальные роли играет педагог?
6. Выскажите свою точку зрения по суждению «Педагогами не рождаются, а становятся».
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайченко В.Н. Педагогическое мастерство учителя физкультуры и тренера. Волгоград: ВГАФК, 1997.
2. Зайченко В.Н. Профессиональная роль учителя физкультуры, тренера. Волгоград: ВГАФК, 2002.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов – М.: Логос, 2002.
4. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. - М.: Наука, 1994.
5. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. М.: Астрель, АСТ, 2002.
6. Педагогика профессионального образования// Под редакцией Сластенина В.А. М.: Академия, 2004.
7. Педагогика. Учебное пособие для институтов педагогических учебных заведений /В. А. Сластенина, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко. Е.А.Шиянов, М.: Школа-Пресс, 1997.
8. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. М.: Владос, 2003.
9. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология //Пед.соч. М.: Педагогика, 1989. Т 4.
10. Шадриков В.Д. Деятельность и способность. М.: Логос, 1995.
Воспитательный процесс
Воспитание. Понятие. Особенности воспитательного процесса. Содержание процесса воспитания. Классификация видов воспитания. Факторы эффективности воспитания. Средства и методы педагогического воздействия.Omeчественные педагоги о воспитании личности.
В целостном педагогическом процессе особое место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Воспитание понимается как процесс целенаправленного формирования личности. Это многофакторный процесс, отличающийся длительностью, непрерывностью, пролонгированным результатом.
Процесс воспитания диалектичен, что выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Он развивается в соответствии с действующими причинами и изменяется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников.
Воспитание употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле воспитание рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Такое понимание воспитания отождествляется с социализацией. Воспитание понимается как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Общественные ценности, выработанные общественным сознанием, осознаются и применяются человеком, становятся его ценностями, убеждениями, идеалами. целями не только на уровне осознания (когнитивном), рационального мышления, но и окрашено эмоциями.
Воспитание в узком смысле рассматривается как целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по осуществлению целей образования в условиях педагогического процесса. Сущность, место, роль процесса воспитания в структуре общего процесса формирования личности представлены в схеме:
Схема 4.
Сущность, место, роль процесса воспитания
| |||
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде
всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая организация данного процесса, при которой цель
воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.
Процесс воспитания - процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.
Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательныйопыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.
Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. К. Гельвеций писал: «Я продолжаюеще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно одно длинное воспитание». Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностьюи восприимчивостью. Но даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.
Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность.Процесс школьного воспитания это процесс непрерывного взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Необходима система работы, освещенная определеннойцелью. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания — формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня; наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:
1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня – разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания - «базовая культура» личности. Это культура жизненного самоопределения; экономическая
культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.
2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную лившую позицию школьника в воспитательном процессе.
3. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности - человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания - культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение — понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.
4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша — высшая цель, смысл нашей педагогической заботы, Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.
5. Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития (преодоления, возвышения себя), ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.
Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.
Устремленность школы в жизнь — залог обновления содержания и способов воспитания, открывающего путь:
• от нивелирования личности к ее разностороннему развитию;
• от заучивания догм к познанию и преобразованию мира;
• от авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству.
Как практически должно быть организовано содержание воспитания для осуществления этих идей? Сегодня мало сообщить воспитаннику: человек должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание. У него неизбежно возникают практические вопросы - для чего это нужно, что это дает? В зарубежных воспитательных системах именно эта практическая сторона выходит на первый план и служит мощным стимулом выработки положительного отношения к содержанию воспитания.
В педагогике представлены различные виды воспитания, которые классифицируются по разным основаниям:
Схема 5.
Классификация видов воспитания по различным основаниям
|
|
общая классификация умственное, физическое, трудовое,
нравственное воспитание.
|
по направлению
воспитательной работы
|
по институционному признаку
|
по стилю отношений между
воспитателями и воспитанниками
|
в зависимости от философской
концепции
В последнее десятилетие в отечественной педагогике активно разрабатывается личностно-ориентированный подход к развитию личности. Этот подход основан на принципе гуманного отношения к личности как уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей.
Эффективность воспитания зависит от сложившихся воспитательных отношений, от соответствия цели и организации действий по достижению этой цели, от активности его участников в педагогическом взаимодействии, от совокупности действий объективных и субъективных факторов, от интенсивности воспитания и самовоспитания, от интенсивности воздействия на "внутреннюю сферу" воспитанника (Г.И.Щукина), от качества средств воспитательного воздействия, от интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками.
Выявляя сущность процесса воспитания в школе, семье, мы говорим о том, что в нем на основе общественных отношений происходит формирование опыта всей жизнедеятельности молодых людей, в котором складываются многообразные отношения их к миру, людям, учению, деятельности. То воспитание можно назвать подлинным воспитанием, которое последовательно вызывает в деятельности собственные силы, задатки, способности ребенка, когда оно перерастает в самовоспитание (Сухомлинский В.А.).
Существует ряд подходов к классификации методов воспитания, которые оказывают комплексное воздействие на воспитуемых.
В теории и практике педагогического процесса методы воспитания традиционно делятся на убеждение, упражнения и приучения, стимулирования. Разделение средств и методов на образовательные и воспитательные несколько условно и принято в последнее время пользоваться понятием средства и методы педагогического воздействия на личность. Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов по решению педагогической задачи. Например, рассказ, беседа является методом воздействия, а одобрение, похвала в ходе беседы является приемом поощрения.
В современной педагогике принята классификация методов воспитания, данная Г.И.Щукиной, которая основана на интегративной характеристике, включающей в себя единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания. Исходя из этой характеристики, выделяют три группы методов воспитания, которые можно представить в схеме.
|
|
|
|
Методы формирования сознания личности направлены на выработку мировоззрения (взглядов, понятий, убеждений). В форме беседы, рассказа, лекции, диспута происходит трансформация идей, идеалов. ценностей общества в мотивы деятельности воспитуемых, происходит приобщение их к нормам жизни, морали. Эти методы играют значительную роль в воспитании чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Главная их функция сформировать устойчивые убеждения, стимулирующие поведение.
Убеждениевыступает как самостоятельный метод воздействия на личность и в зависимости от его направленности может быть доказательством, внушением.
Для эффективного использования этой группы методов воспитания необходимы условия его протекания. Воспитатель должен владеть умениями убеждать, доказывать, избегать "прописных истин", повторяющихся назиданий, нотаций быть примером для подражания, проявлять педагогическую деликатность. Помимо этого воспитатель должен владеть методом аргументации, уметь применять определенные стратегии убеждения, к которым относят квазиологический тип, характеризующийся упором на логику аргументов, которую трудно опровергнуть, презентующий тип, где с помощью живого описания, повествования пытаются повлиять на чувства воспитуемого и тип убеждения по аналогии, где ставка делается на убеждающую силу образцовых примеров.
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного повед