Тема: педагогические проблемы взаимодействия воспитания в семье и школе.
Цель: охарактеризовать возможности и направления взаимодействия семьи и школы.
1. Ответьте на вопрос. Семья – это:
1) первичная ячейка общества;
2) хозяйственно-юридическая единица;
3) разновозрастная социальная группа, где совместно проживают 2-3 поколения;
4) связанная кровными узами социальная общность, объединенная отношениями взаимной ответственности и взаимопомощи.
Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________
2.Какие из перечисленных признаков относятся к понятию «педагогическое взаимодействие»?
1) случайность;
2) публичность,
3) целенаправленность;
4) вербальность;
5) систематичность;
6) длительность.
Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________
Рассмотрите особенности такой традиционной формы работы классного руководителя с семьей, как приглашение родителей в школу для беседы в рамках разных воспитательных систем (ВС).
особенности | ||
Авторитарная ВС | Анархическая ВС (попустительская, игнорирующая) | Демократическая ВС (школа сотрудничества) |
Сравните различные формы взаимодействия семьи и школы с точки зрения их педагогических возможностей.
Формы взаимодействия | Цели | Общее | Особенности |
Родительский комитет | |||
Родительное собрание | |||
Родители в школе | |||
Учитель дома у учащегося | |||
Родительские лектории | |||
Психологические тренинги для родителей и детей | |||
Тематические семинары для родителей |
При каких условиях современный классный руководитель может успешно воздействовать на родителей, оказывать целенаправленное влияние на семейное воспитание?
Ответ _________________________________________________________________________________
6. Предложите свой вариант продолжения мысли Н.И.Пирогова: «Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, родителям нужно не переносить его из его сферы в свою, а ……………….».
(Пирогов Н.И. Быть и казаться // Избр. пед. соч. – М., 1985. – С. 95).
Ответ:«Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, родителям нужно не переносить его из его сферы в свою, а ………………….».
7. В чем ярче всего проявляется кризис современной семьи? Кто в этом виноват: семья, школа, телевидение, общественное мнение, «страны развитого капитализма»? Заполните таблицу.
Признаки, показатели кризиса современной семьи | В чем вина | ||||
семьи | школы | общественного мнения | телевидения | «стран развитого капитализма» | |
Можно ли утверждать, что в современной семье влияние СМИ и компьютера на ребенка больше, чем влияние родителей?
В чем проявляется | Общий вывод | ||
Влияние родителей на ребенка | Влияние СМИ на ребенка | Влияние компьютера на ребенка | |
Лабораторная работа № 14.
тема: целостный педагогический процесс
цель: сформировать понятие о сущности педагогического процесса, его движущих силах и структуре.
1. Ответьте на вопрос. Педагогический процесс – это:
1) организованная специальным образом, целенаправленная работа учителя в рамках определенной воспитательной системы;
2) единство социализации, воспитания и саморазвития;
3) специально организованное в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели;
4) прогрессивное развитие педагогической науки и практики;
Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________
2.В чем заключается различие понятий «воспитательная система школы» и «целостный педагогический процесс»? Заполните таблицу.
Воспитательная система школы и целостный педагогический процесс | |
Общее в этих понятиях | Различия в этих понятиях |
Установите иерархию следующих понятий: воспитание, развитие, педагогический процесс, обучение, деятельность, воспитательное взаимодействие. Какое из них стоит особняком?
Понятие, стоящее особняком ___________________________
Какая их приведенных ниже схем правильно отражает взаимосвязь понятий «педагогическая теория» и «педагогическая система»? Дайте пояснения.
Педагогическая теория |
Педагогическая система |
1) 2)
Педагогическая система |
Педагогическая теория |
Пояснения _____________________________________________________________________________
Что общего и в чем различие между понятиями «педагогические взгляды», «педагогические теории», «педагогические системы»? Заполните таблицу.
Педагогическая система | Педагогическая теория | Педагогические взгляды |
Общее в этих понятиях | ||
Различия в этих понятиях | ||