Педагогические условия экологического воспитания в начальной школе

Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельно­сти и поэтому является универсальной. Особен­но важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную рабо­ту большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответ­ственности за состояние родной природы.

В то же время хотелось бы предостеречь воспитателей и вожатых от чрезмерного увле­чения массовыми играми в ущерб другим фор­мам работы. Важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятель­ности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

Среди традиционных массовых форм натура­листической работы, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить праздники и тематические дни (День' природы, День леса, праздник Нептуна, Лесной карна­вал и др.). Содержание натуралистических празд­ников может быть различным, но принципы ор­ганизации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на все­стороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и на­долго запечатлелся в памяти всех его участни­ков. “Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью долж­на проходить через композицию всякого нату­ралистического дела[2].

Большую часть воспитательной нагрузки несет на себе период коллективной подготовитель­ной работы праздника. В ходе подготовки на­до стимулировать творческую инициативу, наход­чивость, выдумку школьников. Желательно избрать совет дела, который уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения праздника, раз­рабатывает задания и поручения отрядам, звень­ям, бригадам. Каждый коллектив готовит свой добрый сюрприз. А старшие друзья, не подавляя ребячью инициативу, незаметно “по секрету” помогают воспитанникам.

Ключ к успеху праздников — в преодоле­нии формализма и штампа в их проведении. Рекомендуем смелее импровизировать, вводить в программы тематических дней и праздников театрализованные кукольные представления, ше­ствия шутливо-карнавального типа, устраивать выставки, аукционы, ярмарки, поддерживать

импровизированное самодеятельное творчество зрителей. В эти дни можно провести темати­ческие линейки (“Береги природу, человек)”,“Бойтесь, люди, остаться одни!”) или митинги (“Осторожно — природа!”, “Планета у нас од­на”), спецвыпуски радио и стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений, ми­ниатюр о полюбившемся уголке природы, тру­довые десанты в зоне действия и другие общественно полезные дела.

Заслуженной популярностью у ребят поль­зуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представ­ляя собой сплав традиционных викторин, раз­личных соревнований, выступлений. Так, тур­нир знатоков природы может включать несколько этапов: 1. Конкурс на лучшего зна­тока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн). 2. Конкурс рисунков “Природоохрани-тельные знаки” (командам предлагается нарисо­вать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тро­пе). 3. Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос вто­рой, вторая — третьей и т. д.). 4. Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга при­роды” (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, пред­ставителе флоры или фауны, попавшем на стра­ницы Красной книги). Для конкурса можно предложить и -такие темы: “Самый кра­сивый уголок нашего края”, “Удивительное ра­стение (животное)”, “Очевидное — невероят­ное” и т.п. 5. Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2—3 раза. Необходимо написать назва­ния животных в том порядке, в каком звуча­ли их голоса), 6. Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира). 7. Конкурс на лучшую инсцени­ровку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.

Победителей в личном и командном первен­стве определяют по итогам турнира в целом.

Всегда с большим успехом проходит в лагере конкурс научно-фантасти­ческих проектов по охране окружающей среды. Школьникам среднего возраста можно предложить такие темы проектов: “Земля запо­ведная”, “Как сложатся взаимоотношения чело­века и природы в будущем”, “Планета Земля в 3000 г.”, “Животный мир других планет”. Школьники старших отрядов обычно работают над более сложными темами: “Наше будущее — земля, океан или космос?”, “Энергия солнца — людям”, “Освоение солнечной системы”. Очень важно, чтобы защита проектов проходила в доб­рожелательной обстановке с соблюдением рег­ламента: защита проекта — до 7 мин, выступ­ление “оппонента” — 5 мин, высказывания других участников — 2 мин. Такой регламент необходим, чтобы обсуждения не затянулось. После выступлений — ответы авторов проектов на вопросы слушателей, членов жюри, “оп­понентов”.

В условиях лагеря желательно практиковать игры, направленные на развитие наблюдательности, памяти, умение ориентироваться, соблюдать правила поведения в природе. В большинстве случаев их организация не требует особой предварительной подготовки. В то же время такие игры можно органично вклю­чать в экскурсии, прогулки, в кружковые за­нятия. Удачным сочетанием игровой и познава­тельной деятельности младших школьников являются игры-экскурсии.

Научить ребят распознавать деревья и кустар­ники можно в игре “Юные дендрологи”. Задача играющих — определить как можно больше растений за наиболее короткое время. Для игры необходимы кружки с номерами (из фанеры или картона), их заранее развеши­вают на деревьях и кустарниках, которые по­требуется определить. Участники игры разбива­ются на команды по 5 человек, получают маршрутные листы с указанием исходного и ко­нечного пунктов, направлением движения, а так­же номеров деревьев и кустарников. Против этих номеров на листах надо оставить свобод­ное место для записи названий растений (для младших старших школьников можно написать список ви­дов, включенных в игру, а ребята должны против них поставить номер, под которым они числятся). /

По мере выполнения задания команды сда­ют маршрутные листы членам жюри. Жюри от­мечает время, проверяет соответствие назва­ний растений их номерам и подсчитывает очки. В это время руководитель рассказывает ребятам о биологических особенностях деревьев и кустарников, показывает наиболее трудные для

определения растения, включенные в игру. Выиг­рывает команда, затратившая наименьшее время на определение всех предложенных видов ра­стений.

Игра-путешествие. Старт игры обычно проводится в театрализованной форме, напри­мер лесной царь Берендей может пригласить ребят в гости в сказочный лес. На пути старшие школьники встречают различные препятствия, которые надо преодолеть. Каждый последующий игровой пункт принимает только тех участников, которые выполнили предыдущие задания. Всех ребят, прошедших испытания, Берендей встречает на поляне чаем и черничным пирогом.

Всегда с большим интересом проходят в лагере сюжетно-ролевые игры.

При ролевой игре “Фестиваль рисован­ных фильмов о природе” все участни­ки разбиваются на группы — киностудии по соз­данию рисованных фильмов на различные темы, например: “Ода природе”, “Земля — наш дом”, “Как прекрасен этот мир!”, “Пусть цветут тра­вы” и т. д. В ходе подготовки фильмов ребя­та знакомятся с соответствующей литературой. Съемочная группа рисует фильм на карточках или бумажной ленте, разделенной, как на кино­ленте, на кадры. При создании фильма мож­но использовать краски, аппликации, любитель­ские фотографии. Авторы фильмов могут озву­чить роли, используя музыку, звуки природы.

Одной из форм работы по экологическому воспитанию со старшими школьниками является пресс-конференция. Она организуется в форме ролевой игры-беседы членов делегаций или специалистов по вопросам охраны окружающей среды с представителями прессы — кор­респондентами различных газет, журналов, радио, телевидения, кино- и фоторепортерами. Исполнение этих ролей создает у подростков представление о международных организациях, учреждениях страны, которые контролируют деятельность по охране окружающей среды, а также о средствах массовой информации, распространяющих знания по охране природы среди населения.

Готовит пресс-конференцию оргкомитет (со­вет дела). 2—3 человека из его состава берут на себя функцию руководителей делегаций или учреждений, остальные — функцию журнали­стов. Ребята изучают и уточняют необходимый материал, тренируются в ответах на вопросы. Оргкомитет заранее вывешивает объявление о предстоящей пресс-конференции, в котором пе­речисляет всех членов делегаций, с тем что­бы журналисты могли подготовить заранее во­просы. Важная роль в пресс-конференции отво­дится ведущим. Они раскрывают сущность проб­лемы, представляют делегации, направляют ход конференции. Ведущие должны предотвра­тить две главные опасности: скуку формальных вопросов и ответов, а также легковесное пусто­словие. Кроме того, именно ведущие должны правильно определить момент, когда пресс-кон­ференцию пора заканчивать[12].

Среди активных форм массовой художествен­но-пропагандистской работы по охране природы следует выделить устный журнал. Его подготовка опирается на широкую инициативу и самодея­тельность коллектива. Так как в каждом лагере журнал строится по-разному, то давать конкрет­ную программу его вряд ли целесообразно. Однако надо помнить, что в содержании жур­нала следует органично сочетать общую и част­ную информацию, использовать краеведческий материал, данные о том, как старшие школьники лагеря участвуют в охране природы. Не стоит превра­щать устный журнал в набор коротких лекций, докладов или монтаж из стихотворений и песен. Хорошо, если каждая страничка представлена отдельным жанром, художественно иллюстри­рована. Набор изобразительных средств жела­тельно разнообразить: запись музыкальных произведений, номера художественной самодея­тельности, инсценировки, кинофрагменты, диа­позитивы, фотографии и т. п. Для иллюстрации событий лагерной жизни хорошо использовать самодельные любительские фильмы, слайд фильмы, интервью, беседы и репортажи, записан­ные на магнитофон.

Руководит подготовкой и проведением устно­го журнала редколлегия, которая помогает твор­ческим группам в подготовке отдельных стра­ниц, придумывает “обложку”, общее оформле­ние журнала, выполняет функцию ведущих. Устный журнал может состоять из нескольких страничек, объединенных различными жанрами. Главное, чтобы их содержание было эмоцио­нальным, затрагивающим зрителей (в какой-то момент все ребята подхватывают песню или отвечают на призыв).

Вот краткое содержание одного из выпусков устного журнала, который проходит под девизом “Руку дружбы, природа)”. Его эмблема — птица на ладони в лучах солнца. Журнал открывает­ся первой страничкой: “Человек и природа: трагедия или гармония?”. В своем рассказе выступающие проводят мысль о том, что потреби­тельский подход к природным богатствам мо­жет привести человечество к катастрофе. Стра­ничку “Капля пресной воды” ребята представля­ют сначала в жанре балета-пантомимы “Приклю­чения капли”, затем рассказывают о значении пресной воды в природе, о том, как продлить жизнь дождевой капли, о ходе операции “Кап­ля” в отряде, лагере. Следующая страница “Лес и его охрана” проходит в форме заседа­ния КОАПП (Комитет охраны авторских прав природы). После музыкального антракта зрители смотрят инсценировку “Как вести себя в лесу”(страница “Правила поведения в природе”). Одна из страниц журнала имеет девиз “Охрана природы — дело народа, мое, твое, наше!”. Это рассказ об участии старших школьников лагеря в охране окружающей среды. Устный журнал за­канчивается строками стихотворения М. Дудина “Заклинание с полюса” и песней Ю. Чичкова на слова П. Синявского “Лесной марш”.

Выводы по главе 2.

Таким образом, в данной части нашей работы, мы рассмотрели основные педагогические условия экологического воспитания в начальной школе. Формами организации экологического воспитательного процесса
могут быть: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяющими накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра - формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

Заключение

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Вопросами экологического воспитания и образования младших школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит оттого, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Список литературы

1. Аквилева А. К. «Методика преподавания естествознания в начальной школе». – М.: ВЛАДОС, 2001г. – 75стр.

2. Антипина Т. В. «Экология и образование // Воспитание школьников», 2000г., №6 – 15 стр.

3. Бухин А. П. «В дружбе с людьми и природой». – М.: Просвещение, 1991г. – 61 стр.

4. Вилкова Л. В. «Развивающие игры на уроках природоведения». // Начальная школа, 2006г, №6. – 47 – 49 стр.

5. Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир в начальной школе». – М.; Академия, 1999г. – 88 стр.

6. Грекова Л. И. «В союзе с природой». – М.: Илекса, Ставрополь, Сервисшкола, 2000г. – 286 стр.

7. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и другие. «Экологическое воспитание школьников». – М., 1983г. – 34 стр.

8. Колесникова Г. И. «Экологические экскурсии с младшими школьниками». // Начальная школа, 1999г, №5. – 50 – 51 стр.

9. Комарова Л. И. «Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания». // Начальная школа, 1994г, №2. – 32 – 33 стр.

10. Климцова Т. А. «Экология в начальной школе». Из опыта. // Начальная школа, 2000г, №6. – 75 стр.

11. Мельчаков Л. Ф. «Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению». Пособие для учителя. – М.: 1999г. – 17стр.

12. Мороза Е. Е., Горина Л. В. Эколого – гражданский проект «Зеленая аллея памяти». // Начальная школа, 2006г, №1. – 56 – 57 стр.

13. Николаева С. И. «о некоторых подходах к экологическому воспитанию детей». Дошкольное воспитание, 1990г, №5. – 51 – 54 стр.

14. Новолодская К. Г. «Методика развития экологической культуры у младших школьников». // Начальная школа, 2002 г, №3. – 44- 47 стр.


Наши рекомендации