Формы взаимодействия учителя с родителями: особенности воспитания музыкальной культуры школьников в семье

История музыкального воспитания в семье имеет глубокие корни. Его первоосновой явилось народное песенное творчество: колыбельные, потешки, прибаутки, исполняемые ребенку мамой. Е. М. Торшилова2 в этой связи отмечала, что когда мама поет песню, ребенок невольно привыкает к ощущению и знанию, что музыка — это голос души, что на свете есть звук поющего человеческого голоса, что пение матери начинается и кончается, «идет то тише, то громче, в чередованиях этих есть какая-то закономерность, которую можно проследить, она завораживает и откликается на что-то внутри тебя, протягивает незримые нити между поющим человеком, мамой и тобой»3.

Музыкальное воспитание было составляющим компонентом воспитания в дворянских семьях России. Еще до поступления

_____________

1 Предлагаемый тест основан на дидактическом материале сборника Г. Франио, И.Лифиц «Методическое пособие по ритмике». — М., 1986.

2 Торшилова Е. М. Эстетическое воспитание в семье. — М., 1989. — С. 114.

3 Аналогичные явления характерны в целом для народной музыки. Так, в исследованиях Д. Моквуньеи описано, что дети в Гане и Нигерии (Африка) встречаются со знакомыми ритмами, когда их матери музицируют в повседневном хоре во время прополки, уборки или молотьбы. Вскоре дети заучивают ритмы, содержащие формы полиритмии, которые в других культурах считаются сложными. — К. Примос. Африка. / Как учат музыке за рубежом / сост. Д. Дж. Харгривз, А.К. Норт. – м., 2009. – С. 19.

в училище ребенка в семье обучали игре на музыкальных инструментах, в дальнейшем такое обучение продолжалось, что объясняет характерное для России XIX века явление домашнего музицирования.

Музыкальная начальная среда семьи предопределила творчество многих русских композиторов — М. И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева и других, вспоминавших впоследствии в своих автобиографиях о песнях, которые пели их близкие, впечатлениях от музицирования родных на музыкальных инструментах, домашние постановки музыкальных спектаклей, посещения с родителями театров оперы и балета.

Аналогичные упоминании о воздействии музыкальной среды семьи можно встретить и в биографиях зарубежных композиторов. Так, мать Э.Грига, Гесине Григ, стала первой учительницей музыки для сына и в дальнейшем напутствовала его такими стопорными строками:

«Дитя мое! Перед тобой открыла

Святую книгу божья благодать.

Та книга — музыка, язык ее постиг ты,

И уж умеешь сам на нем вещать.

Душа твоя распахнута для таинств,

Которых нет среди забот и слез.

Гармонией прекрасной осененный,

Ты обитаешь в мире дивных грез.

К той радости ведет тебя стезя,

Какой не сыщешь в прозе бытия.

Ведь в этой прозе много, ой как много,

Тебя смутит обыденным, сухим —

Что в зрелости привычно мы приемлем,

Претит нам в юности и кажется земным.

Но ты отринь презренья взгляд суровый —

Взгляни с любовью, строго не суди,

И волшебство искусства своего ты

На тени жизни смело обрати.

Тогда увидишь: мигом тьма уйдет,

Исчезнут тени, солнце свет прольет!»1

Из приведенных примеров видно, что, в первую очередь, семьи способствует пробуждению желания заниматься музыкой. В этой связи многие методики обучения игре ребенка на музыкальном инструменте (Ш.Судзуки, А.Д.Артоболевской и др.) предполагают активное содействие родителей, совместное музицирование с детьми. Следовательно, в музыкальном воспитании детей было

___________

1 Стихотворение матери сыну / Бенестад Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ — человек и художник. — М., 1986. — С. 284.

бы ошибочно сегодня не задействовать данный потенциал в фор мировании музыкальной культуры воспитанников.

Рассматривая данную проблему, ученый-исследователь Л. В. Матвеева разработала структурно-функциональную модель реализации в семейном воспитании ребенка музыкально-образовательною направления, состоящую из пяти блоков:

— ценностно-ориентационного (совокупность ценностных установок семьи, определяющих место и роль музыкального воспитания в образовании ребенка);

— целевого (цели, задачи, мотивы, ожидаемый результат музыкального воспитания);

— организационно-содержательного (выбор формы и со держания музыкального воспитания, посредством которых в семье могут быть достигнуты поставленные цели, решены задачи и получены ожидаемые результаты);

— инфраструктурного (количественные и качественные характеристики семьи и окружающего ее социально-культурного пространства);

— операционального (совокупность методов и приемов, посредством которых родители реализуют свои воспитательные и образовательные намерения).

В каждом блоке модели Л. В. Матвеевой представлены инвариантный компонент (универсальные позиции, раскрывающие сущность музыкально-образовательного направления в семейном воспитании ребенка) и вариативный (с учетом различных типологий семьи), что позволяет выстраивать модель реализации музыкального воспитания в конкретной семье.

Вскрывая механизмы реализации в семье музыкального воспитания, Л. В. Матвеева определяет два направления:

— передача родителей опыта музыкального воспитания, полученного ими в детстве, тем самым, полностью воспроизводя модель семейного воспитания или частично ее изменяя;

— организация родителями музыкального воспитания, не представленного в их детском опыте, следуя педагогическим рекомендациям учителя и/или ориентируясь на конкретные образцы.

В реализации указанных выше механизмов реализации в семье музыкально-образовательной стратегии Л.В.Матвеева выявляет следующие условия:

— единство позиции ребенка и взрослых членов семьи в отношении музыкального искусства и музыкального воспитания;

— учет индивидуальных потребностей ребенка;

— наличие психологического контакта между участниками воспитательного процесса.

Немаловажным условием организации в семье музыкального воспитания является пропедевтическая работа по данному направлению учителя с родителями. Формы работы с родителями могу быть различными: фронтальными (групповыми) и индивидуальными.

И организации фронтальной формы работы с родителями Мигель вправе в согласии с администрацией школы планировать н проводить родительские собрания по вопросам развития музыкальной культуры детей в семье. На родительском собрании следует познакомить родителей с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования по образовательной области «Искусство» в целом, и «Музыке», и частности. Учитель может рассказать родителям о программе,

Покоторой дети осваивают музыкальное искусство, о работе школьных творческих объединений (кружков) или решить организационные вопросы посещения классом театра оперы и балета, концертного зала или музея музыкальной культуры. Возможно проведение музыкальных лекториев для родителей. Темами бесед мокни бы явиться «Музыка в жизни детей», «Домашняя фонотека», «Композиторы-классики детям» и др. Беседа, по какой бы теме она не проходила, должна предполагать участие родителей, диалог с ними. Учителя-практики отмечают, что в этом случае происходит и взаимный обмен мнениями, идеями, активизируется совместный поиск решения возникающих проблем в музыкальном воспитании детей — расширения инструментария для организации на уроке музыкально-исполнительской деятельности учащихся; приобретения Рабочих тетрадей по музыке для самостоятельной работы учащихся; пошива концертной формы фольклорного ансамбля; печати афиши выступления школьного музыкального театра; приобретения нотных сборников певческого репертуара хора, памятных подарков участникам концерта и т.д.

В процессе подготовки к подобной встрече с родителями необходимо подготовить видеозаписи занятий/выступлений учащихся, раздаточный материал (рекомендации по организации музыкальной среды в семье; информацию о наборе детей в музыкальные школы и т.д.), продумать вопросы (например, вопросы анкет для выявления имеющихся традиций организации музыкального досуга ребенка в семье, степени благоприятности музыкального микроклимата ребенка в семье, отношения родителей к музыкальному искусству и т.д.).

К числу организационных форм работы с родителями также следует отнести проведение творческих встреч учащихся с родителями, отчетных концертов для родителей, музыкальных праздников с участием родителей. Подобные мероприятия не только раскрывают родителям многообразие направлений работы эстетического развития учащихся в общеобразовательном учреждении, но и способствуют единению субъектов образом; тельного процесса — детей, учителя и родителей в решении цели музыкального воспитания.

Педагогически мотивированно участие родителей в проведении ролевой игры «Идем в концертный зал» в условиях группы продленного дня. Родители музыканты-профессионалы могут явиться исполнителями, музыковедами (ведущими).

Необходима также помощь родителей в работе творческою объединения «Детский музыкальный театр», поскольку специфика данного направления кружковой работы предполагает участие гримеров, костюмеров и зрителей, что тоже немаловажно для артистов.

Активное участие взрослых желательно в занятиях и выстулениях школьного фольклорного ансамбля, так как русская народная песня всегда служила естественной связью поколений.

Значимы и опосредованные формы взаимодействия учителя музыки с родителями, учитывая занятость подавляющего большинства родителей, и в этой связи отсутствие у них времени для посещения музыкальных лекториев. На родительских собраниях учитель может посоветовать родителям совместный просмотр конкретных телепередач телеканала «Культура». Позитивно было бы разработать для родителей список книг, статей из журналов по формированию музыкальной культуры ребенка в семье, список программных произведений, изучаемых детьми на уроках музыки, что позволит при желании приобрети необходимые аудиозаписи и DVD-диски, а учащимся слушать их в домашних условиях вместе с родителями.

Наряду с фронтальной формой работы позитивно обращение к индивидуальной, что объяснимо существованием различных типов семей — «благополучных» и «неблагополучных». В гармоничной семье ребенка воспитывают оба родителя, которые имеют работу, определенный достаток и понимают значимость обоюдного участия в музыкальном воспитании детей. В «неблагополучных» семьях в силу сложной конфликтной ситуации между родителями, имеют место повышенный тон общения, физические наказания детей, что, естественно, сказывается на их психике, поведении в обществе, и в частности, поведении на уроках музыки.

Индивидуальная работа предполагает беседы с родителями по вопросам музыкального развития ребенка на уроках музыки и в условиях дополнительного музыкального образования, консультации по вопросам развития музыкальной культуры ребенка в семье.

Приглашая в школу кого-либо из родителей, необходимо помнить о непозволительности приказного порядка в обращении к ним. С учетом требований к этике общения целесообразно было бы сообщить родителям время, в которое они могли бы подойти к вам, предусмотрев альтернативу выбора. В разговоре с мамой, Ниной, бабушкой или дедушкой важно избегать нравоучительного тона, Можно советовать, но не поучать. Беседовать с родителями лучше в присутствии ребенка.

Консультируя родителей, необходимо подготовить необходимую информацию. Например, контактные телефоны близлежайшиx музыкальных школ, домов детского творчества, где ребенок 101 бы заниматься в условиях дополнительного музыкального образования- обучаясь игре на музыкальном инструменте, занимаясь в хоровом или хореографическом коллективе, расписание работы школьных творческих объединений (кружков) и т.д.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Каким вы видите участие родителей в деятельности школьного хора? Проанализируйте опыт работы Б. С. Рачиной:

«Не реже двух раз в год я провожу родительское собрание в каждом возрастном коллективе, где мы не только обсуждаем наши успехи и неудачи, но и решаем, как организовать интересные дела для детей, например, культпоходы, поездки, праздники для малышей, обсуждаем концерты и т.д. Без родителей, без родительского комитета я не мыслю себе работу с такой массой детей, а главное, без контакта с родителями и не вижу возможности для успеха этой работы. И не случайно к нам на концерты ходят не только мои выпускники, но и их родители, что для меня всегда огромное счастье»1.

2. Используя метод интервьюирования, предложите учителю музыки поделиться с вами опытом по использованию индивидуальных форм работы с родителями. На занятиях с сокурсниками обоснуйте воспитательный эффект данной формы организации работы по развитию музыкальной культуры учащихся в семье.

3. Обсудите позитивность использования в работе по музыкальному воспитанию совместного музицирования родителей и детей. Предварительно познакомьтесь со статьей «Родители — наши союзники» Л. И. Бедункевич, Н. Н.Лаптевой («Музыка в школе» № 2, 2008. — С. 52 — 53).

МИКРОПРАКТИКУМ

1. Психологи утверждают, что доверительному общению с родителями способствуют фразы «Я хотел бы с вами посоветоваться...», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия...», «Мне нужна ваша помощь...».

__________

1 Рачина Б. С. Петь в хоре может каждый//Воспитание музыкой: из опыта работы / сост. Т. Вендрова, И. Пигарева. – М. , 1991. – С. 78 – 79

Учитывая данный совет, продумайте ваше выступление на родительском собрании по проблеме организации посещения классом театра оперы и балета/музея музыкальной культуры. Предварительно подготовьте необходимый информационный материал, для чего познакомьтесь с репертуаром музыкальных театров оперы и балета вашего города, концертных залов, выставками музеев музыкальной культуры.

2. Проведите с сокурсниками ролевую игру «Родительское собрание» по теме «Музыкальное воспитание ребенка в семье». Предварительно для участия в игре в роли учителя подберите убедительные примеры из художественной или музыковедческой литературы о роли семьи в развитии музыкальных способностей известных композиторов и исполнителей'. Для участия в игре в роли родителей продумайте вопросы к учителю по проблеме организации музыкального воспитания в семье.

_____________

1 Глинка М. И. Автобиографические и творческие материалы / под ред В. Богданова-Березовского. - Л.; М., 1952; Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. - М., 1955 и т.д.

ГЛАВА 3

СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

3.1. Стандарт начального общего образования: обязательный минимум содержания музыкального воспитания и планируемые результаты освоения предмета «Музыка» выпускником начальной школы

Содержание образовательной области «Искусство», к которой in носится предмет «Музыка», представляет триединство блоков.

Содержание искусства: оценочное осознание жизненных явлений. Искусство как культура отношений, опыт поколений и образах, в осознании добра и зла;

Язык искусства: художественный образ. Зависимость восприятия содержания от знания языка искусства;

Творческая потенция. Развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности1.

Обозначенные блоки, направленные на формирование метапредметных результатов в образовательной области «Искусство», и музыкальном воспитании конкретизируются как:

— опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности;

— музыкальные знания;

— музыкальные умения и навыки творческой самореализации в различных видах музыкальной деятельности школьников.

Содержательные блоки музыкального воспитания отражены н Основной образовательной программе начального общего образования.

Музыка

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров

_________

1 Согласно теории эстетического воспитания Б. М. Неменского.

и стилей. Песня, ганец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита,, кантата, мюзикл.

Отечественные народные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизаипи Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композитором о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.)

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор —исполнитель—слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык1.

_____________

1 Основная образовательная программа начального общего образования.

Результаты освоения основной образовательной программы по предмету «Музыка» утверждены ФГОС начального общего обзаравания:

— сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

— сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

— умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

— использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации1.

Основная образовательная программа определяет планируемые результаты музыкального воспитания более подробно, с учетом динамики картины развития младших школьников на основе Выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребенка.

В структуре планируемых результатов по музыкальному воспитанию в Основной образовательной программе начального общего образования выделены следующие уровни описания:

— цель-ориентир, определяющая ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты;

— цели, характеризующие систему учебных действий (блок «Выпускник научится»);

— цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему музыкального воспитания или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета «Музыка» (блок «Выпускник получит возможность научиться»).

Музыка

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной

___________

1 ФГОС начального общего образования.

ее народов; начнутразвиваться образное и ассоциативное мышление воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности,

Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять О ней, открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах.

У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представления об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.

Музыка в жизни человека Выпускник научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

- ориентироваться в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

— реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные пенные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

— организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать.

Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

— соотносить выразительные и изобразительные интонации, у знавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

— наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

— общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

— реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

— использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

— владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

— исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

— определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

— оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

— адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессиональною и музыкально-поэтического творчества народов мира;

— оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека)1.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Проанализируйте дифференциацию требований планируемых результатов по музыкальному воспитанию Основной образовательной программы начального общего образования, сопоставив блоки «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».

Наши рекомендации