Тема 5. Виды методов обучения
В пятой теме уделяется внимание методам художественного образования. В проекте новой концепции общего среднего образования сказано, что школа и общество неотделимы. Общество живет и развивается так, как оно учится. И еще отмечается, что интересы ребенка и потребности общества постепенно оказались за порогом школы. В отечественной педагогике обучения подразделяются на три группы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
В этом контексте гуманизация рассматривается как поворот школы к ребенку, уважение его личности, его достоинства, принятие его личных интересов, запросов, целей, т.е. создание максимальных благоприятных условий для раскрытия его способностей, для его самоопределения.
Это возможно реализовать, если в образовании будет востребован учитель с новым педагогическим мышлением, направленным: на формирование творческой личности, раскрытие своеобразия индивидуального развития каждого ребенка, учитывая его собственную волю и жизненные устремления, когда ребенок является свободным субъектом школьной жизни, учебно-воспитательного процесса, всех видов деятельности (художественной, трудовой, общественно-организационной); приоритет гармоничного комплексного воспитания человека перед дифференцированным процессом его обучения через использование видов деятельности (игровой, трудовой, художественной, учебной, спортивной), когда коллективная, фронтальная ее форма становится индивидуальной; творческое начало образования, деятельное ознакомление ребенка с миром, соединение обучения с художественным и производительным трудом. Сегодня таким мышлением обладает учитель искусства.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятия «методы обучения».
2. Назовите организационные формы и системы обучения.
3. Приведите примеры современных организационных форм обучения.
4. Приведите примеры методов обучения в современной школе.
5. Дайте определение понятия «приемы обучения».
6. Чем отличаются методы обучения от приёмов обучения?
Тема 6. Сущность методов воспитания и их классификация
В шестой теме обосновывается смысл методов воспитания. Рассмотрим традиционную классификацию методов Г.И Щукиной. Она выделяет три группы методов: формирования сознания личности; организации деятельности; стимулирования поведения и деятельности.
1. Формирование сознания через убеждения использует: назидательные истории, притчи, басни, рассказ на этические темы, объяснения, лекции, этические беседы, разъяснения, увещевания, внушения, инструктаж, диспут, доклад, пример.
2. Методы организации деятельности – через упражнения, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.
3. Методы стимулирования – поощрение, наказание, соревнование. Виды поощрения – одобрение, благодарность, награждение, похвала, предоставление почетных прав, награждение почетными грамотами, подарками.
В науке существуют и другие классификации методов воспитания:
· по характеру: убеждение, упражнение, поощрение, наказание (Болдырев, Гончаров, Королев);
· по характеру: убеждение, организация деятельности, стимулирование (Ильина, Огородников);
· приучения и упражнений, стимулирования и торможения, руководства, самовоспитания (Марьенко).
Методы воспитания представлены следующими группами:
1. Традиционные – убеждение, поощрение, принуждение, пример.
2. Инновационнодеятельностные - моделирование, творческая инвариантность.
3. Неформальные - воспитание через личностно значимых людей.
4. Тренинговоигровые - деловые игры, социально психологические тренинги.
5. Рефлексивные - осознание собственного «Я» и деятельной действительности.
В последнее время в воспитательном процессе успешно используются методы психотерапевтического воздействия на воспитанников: внушение, вытеснение, игнорирование, подавление, подбадривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик, санкционирование, релаксация, рефлексия и др.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятию «методы воспитания»
2. Назовите методы формирования сознания личности.
3. Перечислите методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.
4. Какие вы знаете методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.
5. Назовите методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
6. Назовите условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
7. Назовите классификацию методов воспитания.