Шестой—седьмой год жизни — старший дошкольный возраст

Дети стали на год старше. Они более самостоятельны, расширился их жизненный опыт, благодаря оздоровительным мероприятиям, они стали крепче, движения их более развиты и разнообразны.

Подвижные игры в этой группе, как и в предыдущих, являются важным средством физического развития ребенка. Однако содержание игр усложняется и по видам движений (включаются более сложные движения), и по сюжетному содержанию (вводятся игры с большим количеством ролей).

Творчество детей в подвижных играх развивается и в этом возрасте. Для этого выбираются специальные игры, в которых дети должны придумать позу, в которой останавливается движение (типа «Море волнуется», «Сделай фигуру»), придумать развитие сюжета и т. д.

В утренние часы и на вечерней прогулке воспитатель должен стимулировать самостоятельные подвижные игры детей с предметами (мячами, прыгалками, кеглями, обручами и др.). В процессе подвижных игр решаются различные воспитательные задачи: нравственные (выполнение правил, доброжелательное отношение к участникам игры, справедливость и г.п.); умственного развития (запоминание сюжетов игр и игровых действий, правил, придумывание вариантов игр, движений и др.), эстетического воспитания (четкость, изящество, красота движений, создание образов героев игрового сюжета). И, конечно, подвижные игры позволяют решать различные задачи физического воспитания.

У детей шестого года жизни продолжают формироваться навыки вежливого поведения', их учат вежливо, приветливо здороваться и прощаться, обращаться с вопросами, просьбами, учат предлагать помощь, уступать место и т. д. В этом процессе большое значение имеет пример взрослых, поэтому важно единство позиций педагогов детского сада и родителей.

У детей этого возраста необходимо воспитывать интерес к труду взрослых, уважение к нему и связанное с этим бережное отношение ко всему, что создано руками человека. Детей прежде всего знакомят с трудом близких людей: сотрудников детского сада (их труд дети видят каждый день, например, няни, медсестры и др.), родителей. Позднее дети знакомятся с людьми, производящими продукты питания, изготовляющими мебель, одежду. Для этого используется непосредственное наблюдение, чтение произведений литературы, беседы.

Систематично обогащаются знания и представления детей о природе, о разнообразии ее явлений, дети подводятся к пониманию причинно-следственных связей. Дети старшей группы активно включаются в трудовые процессы по уходу за растениями и животными, в труд на огороде по выращиванию овощей, в цветнике.

Особое значение в старшем дошкольном возрасте имеет работа по развитию речи, в частности, по обучение детей грамоте. Дети учатся правильному, литературному произношению слов, правильному ударению. Вся работа по ознакомлению с окружающим, чтению и рассказыванию, изобразительной деятельности, музыке способствует обогащению словаря детей, развитию связной речи. Разучивание стихотворений, чтение сказок, рассказов, пересказ их детьми подводит к самостоятельному сочинению сказок, рассказов, к творчеству.

Движения детей седьмого года жизни характеризуется осознанностью, координированностью, точностью, уверенностью, более высоким уровнем трудности. Поэтому руководство воспитателя физкультурными занятиями должно быть направлено на дальнейшее развитие у детей умения понимать, принимать и выполнять учебную задачу, стремления добиваться хорошего качества движений. В этом возрасте детей интересует, как они выполняют то или иное движение. Поэтому следует вводить повторение движений, чтобы дети могли корректировать их, добиваться большей точности, легкости исполнения.

Целесообразно включать в занятия соревновательные элементы, в процессе которых не только отрабатываются качества движений, но и формируются качества личности: смелость, выносливость, чувство товарищества, доброжелательность и др.

На специальных занятиях дети усваивают общественно- исторический опыт предшествующих поколений. Ознакомление с окружающим позволяет дать им знания и представления о природе, о деятельности человека по ее охране, о жизни людей, их труде, обычаях, традициях, взаимоотношениях. Занятия по развитию речи обогащают словарь детей, развивают связную речь, формируют речевое творчество. Занятия по рисованию, лепке, аппликации и конструированию способствуют овладению художественно-творческими видами деятельности, в процессе которых у детей развиваются эстетические представления, формируются специальные навыки и умения, развивается эстетический вкус, художественные способности. Занятия по формированию элементарных математических представлений способствуют развитию мышления детей.

На всех этих занятиях осуществляется подготовка детей к школе. Сюда входит психологическая подготовка (формирование психологических качеств, необходимых ребенку для последующего обучения в школе: развитие памяти, внимания, сосредоточенности, умения спокойно переключаться с игры на занятия и др.), предметная подготовка по математике, чтению, письму, рисованию, ручному труду и т. д.), формирование компонентов учебной деятельности (умения понимать и принимать учебную задачу, освоение способов учебной деятельности, овладение действиями контроля и оценки).

Таким образом, к концу пребывания в детском саду дети приобретают знания, качества личности, у них развиваются психические процессы, формируются навыки и умения, необходимые для успешного обучения в школе.

ВЫВОД:

28.Конвенция прав ребенка. Соблюдение прав ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи одно из условий развития его индивидуальности.

Права человека - одна из важнейших общечеловеческих ценностей.

Идея общечеловеческих ценностей появилась в античном мире и во все времена была в центре внимания идей каждого народа.

Исповедовать общечеловеческие ценности – значит научиться уважать и ценить то, что есть у других народов. Ценность личности является предметной основой общечеловеческого.

Проблема прав человека возникла давно. Ещё в XVIII веке мыслителей увлекала проблема естественного права, смысл которой в том, что все люди от природы равны и что человек сам представляет самостоятельную ценность.

Признание обществом прав человека представляет некий договор, который призывает людей уважать личность. Это закреплено законодательствами большинства государств. Уважение и защита прав человека – это фундамент на котором строятся политическая структура человеческой свободы.

Международные документы о правах человека условно можно разделить на две группы:

Декларация Конвенция

(лат. Провозглашение) (лат. Договор, Соглашение)

не имеет обязательной силы - имеет обязательную силу для

это просто рекомендации государств, которые к ней

присоединились

Каждое государство, которое присоединилось к конвенции должно привести свои законы в соответствии с этим документом.

Всеобщая декларация прав человека (1948) является международным кодексом поведения в области прав человека. Общепринятыми являются следующие категории прав человека:

1. Естественные

Ø На жизнь

Ø На здоровье

Ø На защиту

Ø Запрет жестокого отношения к человеку

2. Гражданские:

Ø На гражданство

Ø На свободу передвижения

Ø На выбор места жительства

Ø На вступление в брак, создание семьи

3. Политические:

Ø На свободу мысли, совести, религии

Ø На голосование

Ø На управление страной

4. Экономические:

Ø На труд и соответствующие условия труда

Ø На выбор работы

Ø На отдых

Ø На образование

Ø На охрану материнства и детства

Ø На хороший уровень здравоохранения

Эти права и свободы закреплены в конституциях государств.

Декларация прав ребенка (1959) основана на всеобщей декларации прав человека. Её основным положением является: ребенок в силу его физической и умственной незрелости нуждается в защите, охране и заботе; каждое общество должно дать ребенку все лучшее, что оно имеет; декларация обеспечивает счастливое детство.

Конвенция о правах ребенка (1989) ратифицирована в России в июне 1990 г. Основная идея конвенции – это наилучшее обеспечение интересов ребенка. Впервые ребенок был признан полноправной и полноценной личностью.

Ст. 1-4 конвенции определяют понятие ребенок (человек до 18 лет), утверждают приоритет интересов детей по отношению к интересам общества и подчеркивают гарантии государства по обеспечению прав ребенка.

Ст. 5-11 провозглашают права детей на жизнь, на имя , на гражданство, на сохранение6 индивидуальности каждого ребенка, на заботу родителей.

Ст. 12-17 определяют право на выражение своих взглядов, мнения, свободы мысли, совести, религии и собраний.

Ст. 20-26 определяют права сирот, детей лишенных попечительства, детей неполноценных в развитии. В этих статьях обозначено право на мед. Помощь и социальную защиту.

Ст. 28-31 определяют право ребенка на образование, отдых, досуг.

Ст. 32-36 определяют право ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и другой эксплуатации, от похищения и торговли детьми.

Ст. 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушений или преступлений.

Ряд статей конвенции (9,10,18,19,17 и др.) обозначают роль семьи и родителей в заботе, защите детей и обязанности государства помогать семье в выполнении этих обязанностей.

Наши рекомендации