Основы специальной педагогики и психологии

Основы специальной педагогики и психологии

ТЕМА 1

Специальная (коррекционная) педагогика как наука.

Ее связь с другими науками

По статистике, в настоящее время, в РФ насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными недостатками, что составляет почти 5% детской популяции. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18%).

Для детей с данными заболеваниями создана сеть специальных образовательных коррекционных учреждений, в которых реализуются педагогические технологии, направленные на исправление, ослабление или замещение недостатков психофизического развития посредством средств образования. Область применения таких технологий, ориентированных на учет особенностей индивидуального развития каждого нетипичного ребенка в процессе его обучения и воспитания называется коррекционной педагогикой (от лат. correctio - исправление).

Термин педагогика (от греч. paides-ребенок, gogos-вести) дословно обозначает - детовождение - это наука о воспитании и обучении детей. Педагогами в Древней В отдельную отрасль знания педагогика выделилась в начале XVIIв.

Специальная (коррекционная) педагогика - это многоотраслевая наука, изучающая психофизиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекциионтогенетических недостатков. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных коррекционных школ и дошкольных учреждений, классов коррекции (классов выравнивания, компенсирующего обучения), логопедических пунктов, специальных дошкольных групп при массовых школах и детских дошкольных учреждений, которые занимаются решением как общих педагогических задач (всестороннее развитие и гуманистическое воспитание личности, обучение, трудовое обучение, профориентация), так и специфических:

· коррекция нарушений развития;

· коррекционное обучение и воспитание;

· лечебно-профилактическая работа;

· профессиональная подготовка по доступной специальности;

· социокультурная интеграция и адаптация.

Дети с ограниченными возможностями -дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к людям-инвалидам в целом.

Предметом специальной (коррекционной) педагогикиявляется исследование закономерностей обучения, воспитания и развития детей со специальными образовательными потребностями.

Объектомвыступаютопределенные ученические коллективы, группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные воспитанники и учащиеся специальных образовательных коррекционных дошкольных учреждений, школ и школ-интернатов.

Основными задачами коррекционной педагогики как науки являются:

1.Психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии;

2.Изучение и обобщение передового педагогического опыта;

3.Разработка педагогических технологий по воспитанию, обучению и коррекции психофизических недостатков аномальных детей.

Аномальными (от греч. anomalos - неправильный ) - считаются люди, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития (28)[1]. Под нормой,по-мнению В.П. Кащенко, понимается, "просто среднее и в то же время наиболее часто встречающееся значение. Это среднее не будет постоянным явлением, а будет меняться в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических, климатических и прочих условий эпохи"[2] .

Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика(от греч. surdus-глухой), изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика (от греч. tiphlos-слепой) - вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения;олигофренопедагогика(от греч. olygos-малый, phren-ум)- вопросы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью; логопедия(от греч. logos-слово, paideia-воспитание, обучение) - вопросы изучения и исправления недостатков речи.

Специальная (коррекционная) педагогика, связана с рядом смежных наук - психолого-педагогических и медицинских. Это, в-первую очередь, педагогическая психология, так как без знания закономерностей функционирования человеческой психики и психического развития в норме нельзя разработать научную систему обучения и воспитания нетипичных детей.

Поскольку коррекционная педагогика занимается вопросами изучения, образования и развития детей с психофизическими отклонениями, ей необходимы данные их клинического исследования, которые можно получить из невропатологии (науки об органических и функциональных болезнях нервной системы), патологической анатомии (науки, изучающей отклонения в строении организма), патофизиологии (науки о закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов), общей и медицинской генетики (науки о законах наследственности и наследственных заболеваниях), психопатологии (науки, изучающей болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение), детской психиатрии (науки, изучающей психопатологические проявления в детском возрасте).

Для сурдо- и тифлопедагогики большое значение имеют данные отоларингологии (науки о заболеваниях уха, носа, горла) и офтальмологии (науки о заболеваниях органов зрения). Разработке методов восстановления нарушенных психических функций с использованием приемов компенсации дефекта помогает патопсихология (отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга).

Разработка фундаментальных методических основ образования и социализации нетипичных детей осуществляется с опорой на общую и специальную (тифло-, сурдо-, олиго-) психологию, изучающую психологические особенности детей с проблемами. Основные положения обучения и воспитания нетипичных детей коррекционная педагогика разрабатывает в соответствии с общепедагогическими принципами, что и делает ее частью общей педагогики. В свою очередь, специальная (коррекционная) педагогика разрабатывает специфические пути реализации данных принципов, средства и приемы коррекционной работы, что и делает ее самостоятельной наукой.

Контрольные вопросы и задания к теме:

1. В чем отличие коррекционной педагогики от общей педагогики?

2. Что является предметом и объектом исследования в коррекционной педагогике?

3. Каковы основные задачи специальной педагогики?

4. Перечислите отрасли коррекционной педагогики и дайте им характеристику.

5. Какие специфические задачи решают специальные образовательные коррекционные учреждения?

6. Сколько можно найти в тексте синонимов к термину "дети с ограниченными возможностями"?

7. С какими науками связана коррекционная педагогика?

ТЕМА 2

ТЕМА 3

Коррекционной педагогики

Коррекционная педагогика как наука оперирует рядом категорий и понятий.

Воспитание(от рус. "питание" и приставки "вос", что означает - "воспоить", "воскормить")-процессцеленаправленного, систематического взаимодействия взрослого и ребенка с целью формирования личности последнего в соответствии с действующими в обществе социокультурными практиками и нормативными моделями.

Обучениедетей - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью передачи и усвоения знаний, умений и навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.

Развитие личности- это сложный процесс ее духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении окружающей действительности, в отношении к окружающим явлениям, людям, в познавательных процессах.

Развитие нетипичного ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от формально организованного обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от сверстников с сохранным психофизическим статусом; при сложных нарушениях онтогенеза возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.

И воспитание и обучение должны носить развивающий характер, учитывать зону ближайшего развития(ЗБР), то есть тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций аномального ребенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью взрослого. Согласно Л.С. Выготскому, ЗБР определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развития ребенка с проблемами. Любое обучение должно стимулировать переход ЗБР в актуальное развитие (зону актуального развития), то есть со временем руководство взрослого становится излишним, а решение задач ребенком - самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции (42).

В рамках коррекционной педагогики разрабатываются вопросы специальной дидактики (от лат. didaktikos-поучающий). Специальная дидактика изучает проблемы теоретико-прикладных основ коррекционного обучения, выявляет закономерности, которым оно подчиняется, определяет педагогические основы содержания образования, исследует сущность принципов обучения, способы активизации учебно-познавательного процесса. Другими словами, основной задачей специальной дидактики является такая обработка подаваемого аномальным учащимся материала, в результате которой он становится доступным, доходчивым, легким для усвоения, но не теряет при этом логики предмета.

Задачи, содержание, принципы организации коррекционного учебно-воспитательного процесса выделяются, подбираются и разрабатываются для каждого конкретного типа специального образовательного коррекционого учреждения с учетом глубины и характера дефекта, находящихся в нём детей. В зависимости от этого выбираются методы обучения, наглядные и технические средства, решается проблема дифференциации обучения. По-мнению Т.В. Власовой, центральная задача, стоящая перед коррекционной педагогикой - определение тех условий обучения и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития аномального ребенка и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений. При организации специального компенсаторно-коррекционного учебно-воспитательного процесса обязательно учитывается возраст ребенка, время возникновения и структура дефекта. Особое значение имеет, например, момент потери слуха (успела ли развиться речь) или зрения (сохранились ли зрительные представления).

Коррекция (от лат. correctio - исправление) - система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями. Это может быть как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность ребенка с ограниченными возможностями в целях достижения положительного результата в процессе коррекционной учебно-воспитательной работы.

Компенсация (от лат. compensatio - возмещение, уравновешивание) - замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма, своеобразное его приспособление к изменившимся негативным условиям существования и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами. Например, компенсация нарушенных или утраченных функций зрительного анализатора возможна преимущественно через развитие слуха, обоняния, осязания, то есть с помощью сенсорной системы кожного и кинестетического анализатора.

Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности человека. Этот процесс типичен и для животных при нарушении или утрате какой-либо функции, являясь проявлением биологической приспособляемости организма, которая устанавливает его равновесие с окружающей средой. Компенсация пораженных функций у человека качественно своеобразна - это процесс развития всех сторон личности, в основе которого лежит единство биологических и социальныхявлений.

У детей с отклонениями в развитии в ходе компенсации происходит формирование новых динамических систем условных связей, коррекция нарушенных или ослабленных функций, развитие личности в целом. Специфическое развитие нетипичных детей происходит на фоне активизации защитных сил, средств организма и мобилизации его резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов.

В этой связи Л.С. Выготский говорил о законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации: "Положительное своеобразие дефективного ребенка создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нормального, а тем, что выпадение функции вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития"(23).

При этом оптимальное развитие функций сохранных органов, замещающих пораженные системы, Л.С. Выготский объясняет не их особым врожденным строением у нетипичного ребенка, а активным функционированием, вызванным жизненной необходимостью. В развитии ребенка с нарушениями ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные, третичные социокультурные последствия, его социально-психологическая реализация.

Процессы компенсации (включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, социально-полезная деятельность на основе компенсаторных возможностей) не в состоянии польностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Чем раньше начинается специальное психолого-педагогическое воздействие, практика социальной работы, тем успешнее развивается процесс компенсации. Работа по социокультурной и психолого-педагогической реабилитации, начатая на ранних этапах развития, предупреждает появление вторичных и третичных последствий нарушения органов и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении. Для некоторых групп детей с проблемами пределы компенсации ограничены, в силу наличия выраженных отклонений в онтогенезе. Тем не менее, их психофизическое здоровье улучшится при осуществлении интеграционных механизмов (практик).

Иногда, в связи с тем, что нетипичные дети крайне подвержены негативным влияниям и состояниям (болезненные процессы, психические перегрузки - аффекты, стрессогенные факторы, травмы), компенсаторные механизмы могут разрушаться. При этом резко снижается работоспособность и замедляется психофизическое развитие. Это явление называетсяДекомпенсация(от лат. de - приставка, означающая недостаток, отсутствие).

Подобные рецидивы функциональных нарушений приводят к неустойчивости и ослаблению психических процессов. Поэтому ребенок с проблемами нуждается в создании охранительного режима, ограничении учебной нагрузки. Успешное протекание компенсаторных процессов у детей с ограниченными возможностями зависит от ряда условий, например (42):

1. Правильно организованная система образования, предусматривающая дифференцированное построение сети специальных образовательных коррекционных учреждений, построение учебно-воспитательного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-реабилитационной работы, их разумное чередование;

2. Использование принципов учета индивидуальных и типологических особенностей нетипичных детей, индивидуального и дифференцированного подхода, соединения теории и практики (обучения с трудом);

3. Формирование и поддержание правильных межличностных отношений в детском коллективе, а также между педагогами и детьми;

4. Правильная организация режима учебной работы и отдыха детей, предупреждающая возможности перегрузки учебными занятиями;

5. Использование широкого арсенала наглядных и технических средств для оптимальной реализации возможностей и способностей детей.

Интеграция(от лат. integratio-восстановление, соединение) - в контексте коррекционной педагогики, это включение детей и подростков с ограниченными возможностями в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса. Одним из оптимальных средств интеграции является интегрированное обучение - процесс совместного образования обычных и аномальных детей.

Абилитация(от лат. abilitas - оборудовать умением, способностью) - комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психофизического развития ребенка.

Социальная реабилитация(от лат. re - вновь, habilitas -восстановление пригодности к чему-либо, способности и socium - общество) - в международной практике - это восстановление имевшихся в прошлом физических, социальных, образовательных способностей, утерянных по причине болезни или изменения условий жизнедеятельности. В России, по словам В.Н. Ярской, реабилитацией называют как восстановление после тяжелой болезни, так и комплексную помощь детям с ограниченными возможностями (76).

Социальная адаптация(от лат. adapto - приспособляю) - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. У нетипичных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, правил, что может вызвать неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении, вплоть до аномии, как считают социологи Э. Дюркгейм и Р. Мертон. Они под аномией понимали разрушение имеющихся cоциокультурных представлений, норм, установок, которое может сопровождаться фрустрационными состояниями. Промежуточным звеном между процессами адаптации и аномии выступает дезадаптация(от лат. de(s) - прекращение, удаление, устранение, отрицание какого-либо понятия) - процесс разрушения приспособительных механизмов, жизненных планов.

Контрольные вопросы и задания к теме:

1. В чем сущность процесса воспитания?

2. Объясните взаимосвязь процессов обучения и развития.

3. В чем отличие зоны актуального развития ребенка от зоны ближайшего развития?

4. В чем отличие процесса коррекции от процесса компенсации?

5. Перечислите оптимальные условия успешного протекания компенсаторных процессов у детей с ограниченными возможностями.

6. Когда, при каких условиях могут наблюдаться явления декомпенсации и дезадаптации?

ТЕМА 4

ТЕМА 5

ТЕМА 6

Общая характеристика

ТЕМА 7

ТЕМА 8

Типы учреждений РФ для детей

ТЕМА 9

ТЕМА 10

ТЕМА 11

Дети с нарушениями речи

Данная категория детей крайне разнообразна. Их объединяет наличие стойкогосистемного недоразвития речи. Страдают все ее стороны: фонетико-фонематическая, лексическая и грамматическая. Это обусловливает затруднения детей в усвоении знаний, формировании навыков чтения и письма. Причинами выступают органические поражения речевых зон коры больших полушарий головного мозга на разных стадиях онтогенеза.

К рассматриваемой группе прежде всего относятся дети с выраженными (тяжелыми) нарушениями устной речи.

Алалия (от греч. a - приставка со значением отрицания, lalia - речь) - отсутствие или недоразвитие речи при сохранном слухе и интеллекте. Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматическими строй (46). Различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии, в результате поражения речедвигательного анализатора в коре головного мозга (центр Брока) нарушается произносительная (экспрессивная) сторона речи. При сенсорной алалии у ребенка страдает понимание, обращенной к нему речи, вследствие нарушения работы речеслухового анализатора (центр Вернике).

Афазия (от греч. a - приставка со значением отрицания, phasis - высказывание) - полная или частичная утрата сформированной речи, связанная с локальными поражениями коры головного мозга. Человек не в состоянии пользоваться языковыми средствами при сохранных функциях артикуляционного аппарата и слуха. Причинами выступают органические поражения речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных заболеваний и травм, опухолей, воспалительных процессов. Выделяют две основные формы афазии: моторная и сенсорная.

Дизартрия (от греч. dis - приставка со значением отрицания, arthron - сочленение) - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Возникает в результате различных органических поражений ЦНС. Проявляется в нечетком произношении отдельных звуков, брадифазии, прерывистости речи. Крайне выраженной степенью дизартрии является анартрия.

Анартрия (от греч. anartros - нечленораздельный) - нарушение артикуляции вплоть до полной неспособности произносить звуки. Понимание речи и письмо при этом не страдают. Появляется в результате поражения артикуляционного аппарата (мышц, нервов).

Заикание - это нарушение коммуникативной функции речи, обусловленное особенностями её темпо-ритмической организации: судорожное состояние мышц речевого аппарата (Левина Р.Е., Миронова С.А., Селиверстов В.И., Чевелева Н.А., Ястребова А.В.). Наблюдаются непроизвольные запинки, повторения отдельных звуков и слогов. Как правило, заикание возникает в период формирования развернутой фразовой речи (в возрасте от 2 до 5 лет), чаще у легко возбудимых детей. Выделяют три формы: клоническое заикание (повторение отдельных звуков и слогов обусловлено кратковременными судорожными сокращениями мышц), тоническое (сильное длительное сокращение мышц артикуляционного аппарата вызывает задержку речи) и смешанная форма заикания.

Ринолалия (от греч. rhinos - нос, lalia - речь) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, вследствие нарушения нормального участия носовой полости в голосообразовании. Через расщелину в мягком и твердом небе воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа. Звуки речи становятся излишне нозализованными (носовыми), речь малоразборчивая, монотонная. Такая форма ринолалии называется открытой в отличии от закрытой, которая проявляется при нарушении нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, искривлениях носовой перегородки, опухолях и хронических воспалительных процессах носоглотки.

Нарушения письменной речи, как указывает Л.С.Волкова, подразделяются на две группы в зависимости от того, какой её вид нарушен - продуктивный (нарушение самого акта письма) или рецептивный (расстройство чтения).

1.Дисграфия (от греч. dis-приставка, обозначающая расстройство, grapho-пишу) - специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в неустойчивости оптико-пространственных образов, искажении звукослогового состава слова и структуры предложения. В основе дисграфии обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности наблюдается неполноценность фонематического слуха и недостатки произношения, препятствующие овладению звуковым составом слова. Наиболее тяжелая степень данного нарушения - аграфия - неспособность к овладению навыком письма.

2.Дислексия (от греч. dis-приставка, обозначающая расстройство, lego-читаю) - специфическое нарушение процесса чтения, связанное с поражением или недоразвитием речевых отделов ЦНС. Проявляется в затруднении распознавания и узнавания букв, их слиянии в слоги и слогов в слова, что приводит к замедленному, часто угадывающему чтению, к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, искаженному пониманию простейшего текста. Тяжелая степень данного нарушения представляет собой алексию - неспособность к овладению навыком чтения.

Отклонения в развитии речи в подавляющем большинстве случаев неблагоприятно влияют на формирование мыслительных процессов, могут выступать причиной задержки психического развития, социально-педагогической запущенности. Особенностями психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи являются: незрелость эмоционально-волевой сферы (эмоциональная лабильность, повышенная аффективная возбудимость), низкая работоспособность, иногда двигательная расторможенность.

Наиболее ярко расстройства психической деятельности, обусловленные тем или иным речевым нарушением проявляются к концу дошкольного возраста. У детей наблюдается ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, активный словарь беден, преобладают слова обиходно-бытовой тематики, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление значительно доминирует над абстрактно-логическим. Поэтому, чем младше ребенок, тем больше он производит впечатление интеллектуально сохранного; его умственная недостаточность маскируется тяжестью речевого дефекта.

Подавляющее большинство нарушений речи связано с неврологической и психопатологической симптоматикой. Данная симптоматика характеризуется задержкой созревания ЦНС, негрубым повреждением отдельных мозговых структур, то есть, имеет место дизонтогенетически - энцефалопатический симптомокомплекс нарушений (54). Его следствием может выступать повышенная нервно-психическая истощаемость, быстрая пресыщаемость любым видом деятельности, низкая ментальная работоспособность, гипервозбудимость, раздражительность, моторная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, нарушение функций внимания и памяти, тики, субклинические эпилептические проявления (судорожные реакции). Дети отличаются малой психической и коммуникативной активностью, слабостью побуждений, повышенной тормозимостью, склонностью к негативизму. Они отказываются от выполнения заданий, требующих от них интеллектуального напряжения.

У некоторых детей-логопатов наблюдаются двигательные нарушения в виде гипертонуса мышц, легких моно- и гемипарезов, нарушений равновесия и координации движений, мелкой моторики. Дефекты речевого развития могут сочетаться с любым интеллектуальным нарушением.

Контрольные вопросы и задания к теме:

1. Дайте краткую характеристику нарушений устной речи.

2. Охарактеризуйте нарушения письменной речи.

3. Какова причина появления речевых дефектов?

4. Изучите статью Н.Е. Денисова "Экспресс-диагностика детей первого года обучения, имеющих проблемы речевого развития" // Дефектология. - №2. - 1998.

ТЕМА 12

ТЕМА 13

ТЕМА 14

ТЕМА 15

Коррекционное образование детей

Основы специальной педагогики и психологии

ТЕМА 1

Наши рекомендации