Особенности обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы
Организационные формы учебной работы со слабовидящими детьми
В связи с повышением уровня общеобразовательной подготовки учащихся и обогащением содержания обучения встают сложные вопросы, касающиеся методов и организационных форм обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы При наличии в классе большого количества учащихся учителю приходится изыскивать наиболее рациональные пути и формы сочетания фронтальной работы с индивидуальными приемами обучения, учитывая при этом особенности развития и усвоения знаний каждым отдельным школьником
При обучении слабовидящих детей в общих условиях массовой школы в настоящее время определились следующие две основные формы организации учебного процесса:
а) обучение слабовидящих детей в общих условиях с
нормально видящими в одних и тех же классах;
б) обучение слабовидящих детей в созданных для
них при массовой школе специальных классах.
Успех обучения и развития слабовидящих школьников в массовой и специальной школах в значительной мере зависит от применения индивидуальных форм работы с каждым учащимся. Индивидуальный подход к учащимся позволяет своевременно предупредить трудности и восполнить пробелы при усвоении знаний. Учитывая специфические особенности учащихся с нарушением зрения, многие учителя массовой школы применяют разнообразные творческие приемы и методы работы. В результате этого слабовидящие дети не отстают от нормально видящих школьников В классах для слабовидящих применяются повышенные нормативы освещенности Классы оборудованы специальными партами для слабовидящих детей. Те, у кого зрение снижено значительно, обучаются по специальным учебникам, пользуются специальным раздаточным материалом.
7* 99
Для этих детей рекомендуются специальные парты. Со слабовидящими школьниками, испытывающими трудности в обучении, в начальных классах систематически ведется индивидуальная работа с привлечением родителей (при подготовке домашних заданий).
Можно привести много положительных примеров, иллюстрирующих успешное обучение этих детей в массовой школе Однако далеко не во всех случаях дело обстоит благополучно Некоторые из слабовидящих детей уже на первом году обучения обнаруживают трудности в усвоении знаний
В связи с переходом на новые программы и ускорением темпов изучения учебного материала повышаются требования к психическому развитию и к общеобразовательной подготовке детей В этих условиях некоторые слабовидящие дети, особенно первоклассники, испытывают трудности в усвоении знаний Это усугубляется тем, что подавляющее большинство из них приходят в школу из семьи, не получив соответствующего дошкольного воспитания Как правило, они не владеют приемами самостоятельной работы, не умеют правильно пользоваться карандашом, ручкой, учебными книгами и учебными принадлежностями, правильно сидеть за партой, обнаруживают неподготовленность к систематическому обучению, трудно ориентируются при письме, чтении, рисовании.
Подготовка слабовидящих детей к школе
Учитывая специфические трудности развития слабовидящих детей, необходимо организовать работу по подготовке первоклассников с нарушениями зрения к школе. До начала учебных занятий в школе, опираясь на помощь родителей и учащихся старших классов, учителю рекомендуется заготовить специальный раздаточный материал для индивидуального использования его при обучении слабовидящих детей счету, письму, чтению и другим предметам.
До занятий в школе учитель знакомится с личными делами слабовидящих детей, поступающих в 1 класс, с медицинскими справками, а также с семейными условиями воспитания. Это поможет найти более правильные формы и приемы работы с каждым отдельным учеником.
За 4—5 дней ло начала учебного года для слабови- первоклассников в школе организуются пропедевтические занятия (по 2—3 часа в день) с целью выяснения особенностей их развития. Эти занятия ставят задачей выяснить уровень подготовки детей к школе* умение читать и писать буквы, слоги или слова, считать (в пределе 5), наблюдать, пользоваться связной речью. На занятиях дети рассказывают о том, с чем они сталкиваются в повседневной жизни, в общении со взрослыми, передают содержание прочитанных ими-на пропедевтических занятиях несложных рассказов, составляют из 2—4 предложений рассказ по картинке на основе предварительного наблюдения предметов или живых объектов, например кошки, собаки. Особенно важное значение приобретает выяснение уровня развития у детей фонематического слуха, словарного запаса, правильного понимания значения слов. Важно научить детей до прихода их в школу элементарным приемам организации учебной работы: умению правильно сидеть, пользоваться карандашом, ручкой, кисточкой, закрашивать контурные картинки. Такая развивающая подготовка слабовидящих детей до поступления их в школу значительно облегчит работу учителя
При обучении в школе важно подготовить детей к совместной работе в классном коллективе, привить им элементарные навыки дружбы и товарищества. Некоторые поступившие в первый класс слабовидящие дети держатся отчужденно от коллектива, иногда обнаруживают гегативрое отношение к учителю и своим сверстникам Эти личностные недостатки некоторых детей нередко осложняются неправильным отношением к ним со стороны сверстников Иногда нормально видящие одноклассники дают слабовидящим детям разные клички: «очкарик», «косой», «одноглазый» и т п. Это вызывает у слабовидящих детей чувство обиды, иногда отрицательное отношение к учению в школе
Чтобы предупредить возникновение подобного рода ненормальных отношений, учитель с первых же дней пребывания слабовидящих детей в школе создает вокруг них здоровую обстановку.
Учитель ни в коем случае не должен упрекать учащихся с низким зрением за небрежность письма, неправильное выполнение рисунков, неумение читать и т. п. В большинстве случаев эти трудности обуслоз-
лены неполноценным зрением. Незаслуженный упрек может вызвать отрицательное отношение к учителю со стороны слабовидящего ученика. В случаях трудности чтения, письма, рисования, выполнения изделий учителю необходимо своевременно оказать помощь таким дегям.
Индивидуальная работа
В первые же дни обучения детей в школе учитель определяет основные направления индивидуальной работы с учетом особенностей развития детей. Некоторые учителя пытаются восполнить пробелы в знаниях учащихся путем увеличения объема домашних заданий. В большинстве случаев это не дает положительных результатов, приводит к перегрузке учащихся. Как правило, слабовидящие дети не справляются с большим объемом домашних заданий. Увеличение объема домашних заданий вызывает у слабовидящих отрицательное отношение к школе.
Индивидуальный подход к детям следует осуществлять в основном на уроке. Индивидуальную работу с учащимися надо начинать с выяснения того, какие у них имеются пробелы в знаниях и чем они обусловлены. Для этого надо изучить особенности развития и усвоения знаний каждого из учащихся.
Для изучения слабовидящих первоклассников на каждого из них заводится специальная тетрадь, в которую записываются все медицинские данные, характеризующие состояние зрения, краткая характеристика текущей успеваемости, причины и характер возникающих в процессе усвоения знаний трудностей, чем они обусловлены. В тетради также записывается, какие меры приняты учителем. К тетради прилагается ориентировочный план индивидуальной работы с данным учеником. Следует учитывать, что характер трудностей у разных учеников различен. У одних отмечаются небрежность и графические недостатки в письме, у других — трудности фонематического анализа и синтеза, что препятствует овладению грамотой, у третьих трудности отмечаются при овладении счетными операциями или геометрическим материалом. Учителю приходится изыскивать индивидуальные формы работы с каждым учащимся, учитывая особенности развития и специфические трудности усвоения знаний.
На первых этапах обучения большое внимание обращается на формирование у учащихся с нарушением зрения некоторых организационных навыков. Как известно, многие дети не могут быстро приготовиться к уроку: положить на место учебники и школьные принадлежности, подготовить тетради для письма и т. п. В связи с этим у них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, отмечается большая потеря времени на организационные моменты во время урока. Поэтому с первых же дней обучения в школе детей следует приучить экономить время, отведенное на организацию работы по подготовке к уроку.
Особенно важно уже на первых порах обучения в школе научить детей бережно обращаться с учебниками и учебными принадлежностями, правильно организовывать свре учебное место.
Каждый предмет должен иметь постоянное место, например на определенных местах должны лежать тетради, учебники, письменные принадлежности и т. п. Необходимо приучить детей пользоваться закладкой, так как имеющие низкое зрение обычно долго отыскивают нужную страницу.
Особое внимание следует обратить на правильную посадку, позу при письме, чтении и выполнении других видов учебной работы. Неправильная посадка может вести к нарушению осанки и другим недостаткам физического развития. Во время устных занятий следует требовать от учащихся, чтобы они сидели прямо и слегка опирались на спинку стула, ноги должны лежать на подножке парты, руки рекомендуется держать на парте или заложить за спину (во время устных занятий). Некоторые слабовидящие дети проявляют большую медлительность в своих действиях: они медленно пишут, рисуют. У них отмечаются недостатки двигательной активности на перемене и во время игр. После звонка они медленно выходят из класса и входят в класс. Путем объяснения расположения парт, дверей, рекреаций и показа приемов выхода из класса можно слабовидящих первоклассников научить быстрой ориентации при входе и выходе из класса, не наталкиваться на окружающие предметы.
Учитель должен изучить задатки и способности каждого ученика. Индивидуальная работа предусматривает использование положительных возможностей и способностей учащихся, что помогает создать стойкий интерес
к учению и является важным условием сознательного овладения системой знаний и умений
В зависимости от конкретных задач и условий учебно-воспитательной работы, сообразуясь с возможностями развития каждого школьника, педагог выбирает приемы индивидуального подхода Формы индивидуальной работы с учащимися изменяются в зависимости от содержания учебного материала, от продвижения того или иного учащегося в овладении системой знаний, от своеобразия зрительных дефектов и компенсаторного развития
Наиболее хорошо успевающим и быстро усваивающим материал учитель дает индивидуальные задания повышенной степени трудности, например предлагает прочесть дополнительную литературу, подготовиться к проведению какой-либо практической работы в классе или дома, изготовить модели с применением несложных расчетов, измерений и вычислений
В старших классах индивидуальные задания наиболее успевающим ученикам даются в связи с изучением отдельных учебных предметов в классе или на факультативных занятиях, а также в связи с проведением разли i-ных форм внеклассной работы
При индивидуальном подходе учитывается возрасг, особенности развития учащихся, специфические трудности усвоения знаний, работоспособность, утомляемость учащихся, потенциальные возможности компенсаторного развития и формирования личности в целом У слабовидящих детей могут возникать специфические трудности, обусловленные нарушением зрения Однако эти трудности могут быть преодолены путем применения индивидуальных форм работы и использования специальных методл-ческих приемов