Глава 14. Личностные особенности детей и подростков. 4. Зотов А. И. Дефект зрения и психическое развитие личности // Психологические особенности слепых и слабовидящих школь­ников

3. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномаль­ного развития личности. М., 1980.

4. Зотов А. И. Дефект зрения и психическое развитие личности // Психологические особенности слепых и слабовидящих школь­ников. Л., 1981.

5. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских цереб­ральных параличах. Киев, 1987.

6. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М , 1985.

7. ЛитвакА. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1999.

8. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской па­топсихологии. Ростов-на-Дону, 2000.

9. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. С П б . , 2000.

10. Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. М., 1985.

11. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. М., 1998.

12. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — па­топсихология. М., 1996.

13. Психологияглухихдетей/Подред. И. М. Соловьева. М., 1971.

14. Рубенштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьни­ка. М., 1989.

15. Синяк В. А., Нудельман М. М. Особенности психического раз­вития глухого ребенка. М., 1975.

16. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М., 2000.

17. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный па­ралич. СПб., 2001.

18. Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как уже отмечалось, специальная психология на современ­ном этапе представляет собой динамично развивающуюся отрасль психологической науки. Во многом это обусловлено увеличением разнообразных отклонений в психофизическом развитии, особенно среди детей и подростков. В специализи­рованной психолого-педагогической помощи нуждаются не только дети, обучающиеся в коррекционных учреждениях, но и воспитанники массовых школ и детских садов. Большин­ство таких детей не грубые, а стертые, пограничные формы отклонений, проявляющиеся в дефиците внимания, расстрой­ствах эмоциональной сферы, характерологических, поведен­ческих девиациях и пр. Следствием этого становятся затруд­нения в формировании различных форм деятельности, преж­де всего учебной, более или менее устойчивая социальная дезадаптация и нарушения процесса социализации. Причи­нами всего перечисленного могут выступать разнообразные патогенные факторы в виде расстройств центральной нервной системы, многочисленные хронические соматические заболе­вания, неблагоприятные социально-психологические условия в виде тяжелых эмоциональных переживаний, чаще всего свя­занных с неправильным семейным воспитанием, ситуациями вынужденного переселения, насилия и т. д. • Увеличение численности лиц с отклонениями в развитии существенно изменило характер отношения со стороны к ним общества, что стало дополнительным стимулом в развитии специальной психологии, повысив ее социальную значимость.

Заключение

Разнообразие прикладных задач, стоящих перед специальной психологией, так или иначе способствует активизации ее внут­ренней исследовательской направленности, в частности ре­шению такой, казалось бы, сугубо академической и вместе с тем в высшей степени прикладной затачи — сущности фено­мена нарушенного развития.

Обобщенное представление о дизонтогенезе и его диффе­ренциальных признаках важно, прежде всего, в практическом смысле: в повседневной психодиагностической практике весь­ма сложно разграничить крайние варианты нормального раз­вития от стертых пограничных форм дизонтогений. Подоб­ного рода ошибки обходятся очень дорого и, к сожалению, по­лучают все большее распространение. Наивная убежденность в том, что подобную проблему можно решить автоматически путем использования многообразных психодиагностических методик, иллюзия, причем небезопасная. Без разработки тео­ретических основ любые прикладные отрасли рано или по­здно превращаются в утилитарные придатки науки. Обычная механическая суммация представлений о разных видах дизон-тогенеза не дает сама по себе обобщенного представления осущности нарушенного развития. Для этого требуется тео­ретический анализ. Более того, обобщенное представление оприроде нарушенного развития как такового позволяет рас­ширить наши знания оконкретных его формах.

Говоря овнутренней логике научного познания, Л. С. Вы­готский подчеркивал, что «для всякой науки раньше или поз­же наступает момент, когда она должна осознать себя самое как целое, осмыслить свои методы и перенести внимание с фактов и явлений на те понятия, которыми она пользуется» (Собр. соч. Т.1, с. 310). С к а з а н н о е чрезвычайно актуально для современной специальной психологии.

Некоторые науки начинают свое формирование с общей теории, а потом переходят к развитию отдельных отраслей и частных концепций. Специальная психология в своем разви­тии шла обратным путем: немногочисленная совокупность ее разделов долго ассоциировалось с наукой, в целом уже в сере-203

Специальная психология

дине XX столетия стало складываться представление об об­щем предмете, дающем возможность определить ее актуаль­ный и потенциальный состав. Небезынтересно также отме­тить некоторую историческую инверсионность в развитии специальной и детской психологии. Последняя как раз зани­малась изучением общих проблем в ущерб вопросам индиви­дуальных различий.

Формирование специальной психологии происходит за счет появления новых разделов, что делает ее предмет внут­ренне противоречивым. Это лишний раз говорит об актуаль­ности исследования проблем общего характера, конституиру­ющих целостное представление о едином предмете науки. На начальных этапах развития специальной психологии, когда существовало не более трех ее отраслей, внутренняя противо­речивость предмета явно не осознавалась, хотя существовала уже тогда. Расширение спектра отраслевых направлений обо­стряет ощущение фрагментарности ее предметного содержа­ния и активизирует поиск его интегративных представлений.

В качестве базового понятия для общей теории специаль­ной психологии, с нашей точки зрения, должна выступать категория развития, ане дизонтогенеза. Само развитие понима­ется как универсальное свойство материи и сознания, проявляю­щеесяв необратимом, направленном и закономерном их измене­нии, в результате чего возникает новое качественное состояние объекта — его состава и структуры. В этой связи предметом и з у -чения специальной психологии должны выступать не нарушения в развитии сами по себе, а то, как протекает процесс психичес­кого развития в неблагоприятных условиях, следствием чего и являются возникающие нарушения.

Теоретический анализ в специальной психологии по своей сути есть сопоставление параметров генеза психики с пара­метрами патогенных условий. До тех пор пока негативные воз­действие не способно нарушить целостность психики или, наоборот, пока психика способна в неблагоприятной ситуа­ции сохранять свою целостность, изменяя при этом любые свои параметры, мы можем говорить онарушенном развитии.

Заключение

Утрата целостности отличает нарушенное развитие от иного феномена — распада, не являющегося предметом изучения специальной психологии. В отличие от условно нормального развития дизонтогении прежде всего должны характеризовать­ся степенью расстройства опосредованности строения высших психических функций. Таким образом, целостность психики и уровень ее опосредованности выступают основными крите­риями, отграничивающими нарушенное развитие, с одной стороны, от нормального, а с другой — от феноменов распада. По сравнению с последним, в условиях дизонтогенеза сохра­няются весьма высокие, хотя и индивидуально вариабельные, потенциальные возможности. Их сущность и природа также составляют предметное содержание специальной психологии.

Наши рекомендации