Ученые, внесшие вклад в становление и развитие педагогической психологии.
Амонашвили Шалва Александрович(род. 1931) – психолог-педагог, учёный и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе технологию гуманно-личностного обучения. Особая роль в технологии Ш.А.Амонашвили отводится безотметочному обучению.
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) – выдающийся российский психолог, основоположник целостного подхода в исследовании психики человека. Автор монографии «Психология педагогической оценки» (1936).
Асмолов Александр Григорьевич(род. 1949) – российский психолог, последователь всемирно известной школы культурно-исторической психологии. Автор историко-эволюционного подхода в исследовании личности, а также организатор службы практической психологии, сторонник и разработчик гуманистического подхода в образовании.
Бандура Альберт (1925-1988) – американский психолог, создатель социально-когнитивной теории личности, в которой центральная роль отводится викарному научению (научение через подражание социальным образцам).
Басов Михаил Яковлевич (1892-1931) – советский психолог, известен как разработчик метода наблюдения в исследовании психики детей в системе образования.
Блонский Павел Петрович (1884-1941) – советский психолог, один из представителей педологического направления в отечественной психологии. Сторонник построения педагогического процесса на основе знаний возрастных и индивидуальных особенностей детей. В учебнике «Педология» (1934) в результате обобщения огромного научного материала дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ними особенностей воспитания и обучения.
Божович Лидия Ильинична (1908-1981) – советский психолог, специалист в области детской и педагогической психологии. Разрабатывала вопросы развития и социального формирования личности, особое место отводила изучению механизмов мотивации (в том числе мотивации учения) и волевой регуляции поведения.
Брунер Джером (род.1915) – американский психолог, один из основателей когнитивной психологии. Работы Дж.Брунера посвящены исследованию познавательной деятельности, в частности, восприятия и мышления, проблемам психического развития, психологическим основам обучения. По Дж.Брунеру, учение – процесс создания ребенком собственного (культурного) опыта, который носит социальный характер и обусловлен конкретным культурно-историческим контекстом.
Выготский Лев Семенович (1896-1934) – выдающийся советский психолог, создатель культурно-исторического подхода в психологии, разработчик методологических основ педагогической психологии. Основные идеи в области обучения и воспитания изложены в книге «Педагогическая психология» (1926).
Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) – советский психолог, последователь Л.С.Выготского, специалист в области теории и методологии психологии, автор теории поэтапного формирования умственных действий, в основу которой положена идея интериоризации.
Давыдов Василий Васильевич (1930-1998) – российский психолог, создатель теории учебной деятельности, разработчик идеи развивающего обучения на основе содержательного обобщения.
Занков Лев Васильевич (1901-1977) – советский педагог и психолог, последователь школы Л.С.Выготского, создатель экспериментальной модели развивающего обучения, основу которой составляет идея интенсификации всестороннего развития личности.
Зинченко Владимир Петрович (род. 1931) – российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, предложил оригинальную концепцию целей и ценностей образования. В качестве основной ценности образования рассматривает понимание, а в качестве основного средства – «живое знание».
Ильясов Илья Имранович (род. 1937) – российский психолог, исследователь структуры и процесса учения.
Ительсон Лев Борисович (1926-1974) – советский психолог, специалист в области общей и педагогической психологии, исследователь структуры, источников и теорий учения как вида деятельности.
Каптерев Петр Федорович (1849-1922) – русский педагог и психолог, основоположник исследований по педагогической психологии в России. Предлагал рассматривать сущность образования не только с внешней стороны, но и с внутренней - с точки зрения психологических особенностей субъектов учения.
Коменский Ян Амос (1592-1670) – чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Заложил основы традиционной педагогики. Одним из первых обратил внимание на необходимость учитывать в ходе обучения и воспитания индивидуальные различия учащихся.
Крутецкий Вадим Андреевич(1917-1991) – советский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, большое внимание уделял исследованию проблемы развития способностей в процессе обучения, выступил систематизатором теоретических и экспериментальных материалов по возрастной и педагогической психологии.
Лазурский Александр Федорович (1874-1917) – русский психолог, один из организаторов и активных участников русских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогики, основоположник метода естественного эксперимента.
Левитов Николай Дмитриевич (1890-1972) – советский психолог, автор первого учебника для педагогических вузов по детской и педагогической психологии.
Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) – советский психолог, основатель деятельностного подхода в психологии. Концепция деятельности А.Н.Леонтьева получила развитие в различных отраслях психологии. Деятельностный подход стал методологической основой разработки образовательного процесса в России.
Маркова Аэлита Капитоновна (1934- ) - российский психолог, специалист в области педагогической психологии, исследователь становления и развития мотивации учения.
Матюшкин Алексей Михайлович (1927-2004) - российский психолог, теоретически и экспериментально разрабатывал психологические основы проблемности в обучении как фактора порождения познавательной мотивации и исследовательской активности.
Менчинская Наталья Александровна (1905-1984) – советский психолог, её научные труды посвящены психологии усвоения знаний, проблемам обучаемости и неуспеваемости школьников.
Мейман Эрнст (1862-1915) – немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики.
Нечаев Александр Петрович (1870-1948) – русский психолог, основатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии, автор книги «Курс педагогической психологии для народных учителей» (1915).
Орлов Александр Борисович(род. 1953)–российский психолог,специалист в области психологии личности, разработчик и популяризатор идей гуманизации образования.
Роджерс Карл (1902-1987) – американский психолог, один из основоположников гуманистического направления в психологии, разработал принципы личностно-центрированного обучения.
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) – советский психолог. Область научных интересов – теория и методология психологии. Сформулировал принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма. Исследовал проблему учения как деятельности.
Скиннер Беррес Фредерик (1904-1990) – американский психолог, один из крупных представителей современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию оперантного подкрепляемого научения, является основоположником программированного обучения.
Талызина Нина Федоровна (род.1923) – российский психолог, исследователь проблем управления процессом обучения.
Торндайк Эдуард (1874-1949) – американский психолог, крупнейший представитель педагогической психологии в США, сформулировал основные законы учения.
Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870) – русский педагог и психолог, создатель целостной концепции развития человека, один из первых обосновал роль психологии для педагогики.
Эльконин Даниил Борисович (1904-1984) – советский психолог, специалист в области детской и педагогической психологии, заложил основы теории учебной деятельности.
Якиманская Ирина Сергеевна (род. 1931) – российский психолог, специалист в области педагогической психологии, разработчик технологии личностно-ориентированного обучения.
10.2. Программа мониторинга психического развития в ходе обучения.
I. Обученность:
1. Знания и их параметры.
1.1 Виды: факты, понятия и термины, законы и теории, знания о способах деятельности и познания.
1.2 Качества: научность, фундаментальность, обобщенность, системность, мобильность, гибкость, оперативность, практическая направленность, действенность, полнота, точность, прочность.
1.3 Уровни освоения: репродуктивный и продуктивный; узнавание, воспроизведение, понимание, применение в знакомых ситуациях, применение в незнакомых ситуациях, оценивание.
2. Учебные действия ( умение учиться).
2.1 Понимание и принятие учебной задачи: понимание учебной задачи, поставленной учителем; принятие школьником учебной задачи, поставленной учителем; самостоятельная постановка учеником одной или нескольких учебных задач.
2.2 Наличие учебных действий: преобразование, моделирование, анализ, синтез, сравнение ,классификация, обобщение.
2.3 Качества учебных действий: осознанность, самостоятельность, свернутость, темп выполнения, автоматичность, перенос в новые ситуации.
2.4 Особенности действия самооценки: адекватная, неадекватная, завышенная, заниженная, обобщенная, частичная, прогностичная, по результату.
2.5 Особенности действия самоконтроля: по результату, пошаговый, прогностичный.
II. Обучаемость:
2.1 Качества мышления: глубина, гибкость, устойчивость, осознанность, самостоятельность, экономичность, темп продвижения.
2.2 Активность ориентировки в новых условиях.
2.3. Инициатива в выборе необязательных заданий, самостоятельное обращение к более трудным заданиям.
2.4. Настойчивость в достижении учебной цели, умение работать в ситуации помех, препятствий, монотонной деятельности.
2.5. Восприимчивость к помощи другого и чувствительность к подсказке.
2.6. Готовность к непрерывному самообразованию.
III. Характер учебной мотивации:
3.1. Направленность мотивации: положительная, отрицательная, нейтральная, мотивы- цели и мотивы- средства.
3.2. Устойчивость мотивов: устойчивая, неустойчивая, ситуативная.
3.3. Содержание мотивов: внешние, внутренние, социальные, познавательные, узколичностные.
3.4. Широта мотивов: широкие, узкие.
3.5. Действенность мотивов: реально действующие, знаемые, сильные и слабые.
IV. Личностные качества:
4.1. Уровень школьной тревожности.
4.2 Развитие Я- концепции.
4.3. Способность к рефлексии.
V. Удовлетворенность процессом обучения:
5.1. Отношение к школе и учителю.
5.2. Положение в системе межличностных отношений в учебной группе.
5.3. Доминирующий эмоциональный фон (настроение).