Ученые и политические деятели, внесшие существенный вклад в становление учений о политике

Ученые и политические деятели, внесшие существенный вклад в становление учений о политике

Теории политической власти.

Теория - реляционная теория, выводит феномен власти из отношений. Власть рассматривается как взаимоотношение между двумя субъектами, один субъект оказывает влияние на другого.

Определения полит власти (Вебер): «Власть-возможность одного социального субъекта, реализовать свою волю, даже вопреки сопротивлению других участников политического действия». Власть не носит материального характера, это реализация воли, нечто связанное с поведением.

теория сопротивления- 2 аналитика: Картер и Френч. Основная идея теории - властное воздействие на субъект с целью преодолеть сопротивление субъектом Б. преодоление либо через положительные санкции , либо через негативные, или сочетающиеся, но оказание влияния связанно с предпочтением и ценностями. Здесь важно оказание влияния субъектом власти на мотивы подвластного. теория обмена ресурсами (власть-инструмент обмена), теории принадлежащие социологом- Блау,Хоманс,. согласно этой теории, властные отношения возникают тогда, когда объект власти нуждается в ресурсе, которые контролирует субъект власти- А. А,-либо открывает доступ или нет. Власть производна от потребностей людей. Блау- людей можно заставить работать, если угрожать- негативная санкция.В обмен на часть этих ресурсов субъект власти требует от объекта подчинения и выполнения конкретных распоряжений и приказов.

Энтони Этциони- теория ресурсов полит власти- 3 вида ресурсов полит власти, которые исп власть для поощрения или наказания- мат ресурсы и социальные блага-; принудительный ресурс- связан с санкциями- полиция, суд и т.д. силовые органы; нормативные ресурсы- законы. Субъект или носитель власти располагая ими, сочетает эти ресурсы и использует для влияния на субъекта Б. Теория строится на выгоде.

Теория раздела зон влияния- Ронг Дэвид. А имеет над Б власти в какой-то ситуации больше, а в какой-то ситуации Б играет более решающую роль (воин, как вести войны и куда бежать; а если экон кризис- то решающую роль уже государство). Власть общества над каждым из нас- отсюда и своеобразные трактовки.

бихевиоралистская теория власти-в 50-е годы, появляются основные теории. Гарельда Лассеуэлла, его определение: полит власть- участие в принятие решения о действии, А имеет власть над Б, А участвует в принятии решения, которое влияет на Б. Особенность полит власти- она использует право как инструмент, поэтому полит власть это не обязательно применение санкций, а обязательно присутствие санкции- угроза применения ее. Гипотеза говорит, что есть какое-то взаимодействие между людьми. Полит власть наиболее эффективна, если А и Б имеют одинаковые шкалы ценностей (плохо вам, плохо и нам)- чем меньше усилий затратим на санкцию, более эффективным будет полит действие. Полит власть ориентирована на работу с ценностями.Роберт Даль- полит власть-это власть А. над Б., в той степени в какой может заставить делать Б., поведение Б.- следствие действий А. ;зная что-то про а, можем сказать про Б.

Трактовка Полит власти как контроля. Сюда можно привести опред. С. Люкса: власть- не просто контроль, а контроль над ценностями и убеждениями. Полит власть наиболее коварная форма власти, предотвращает возможное недовольство людей, ориентирована не просто побудить к действию, а заставить воздержать от действий. Недовольство сменяется восприятием, что существующий порядок самый выгодный для всех и трогать его не должны, воздерживаются от революций и т.д. Теория Парсенса- системная теория полит власти- атрибут системы, власть- обобщенный посредник. Роль власти как деньги в экономики- посредник во взаимоотношении между людьми. Власть ориентирована на то, чтобы заставить элементы полит системы выполнять и делать, как изначально было задумано. Власть- зависит от положения в стратификационной системе, а сама эта система выстраивается в соответствии со шкалой ценностных ориентаций. Поэтому власть базируется на ценностях и ценностных представлениях.


7. Формы и уровни политической власти.

Формы, формы в которых осуществляется, полит власть:

индивидуализированная – один человек у власти, пример- тирания, для тиранов характерен приход к власти обусловленный собственной волей, личными качествами-храбрость, ловкость, такую власть трудно ограничить в правах, после смерти тирана борьба за власть и за наследство. (И.В. Сталин - в СССР, Мао Цзэдун - в Китае). институционализированная – основывается на разделении властей. первый тип плохой нужно преодолеть негативные моменты, поэтому создают этот тип власти. Разработаны процедуры передачи власти, ограничение власти- и эти два аспекта закреплены в конституции.персонализированная – власть не сущ абстрактно, а воплощается в живых людях. Власть понимается как авторитет харизматических руководителей, усиление личных факторов в демократ страна велика в этом роль СМИ, идет влияние на идеи и поступки подчиненных

Господство, т.е. подчинение одних социальных групп другим, что закрепляется в государственных нормативно-правовых актах. Руководство, т.е. определение и законодательное закрепление стратегии развития общества, политической системы, выбор средств осуществления основных задач и целей. Управление и организация, т.е. принятие конкретных управленческих решений, согласование, упорядочивание деятельности различных социальных групп, личностей, действий политических и неполитических организаций и учреждений. Контроль как обратная связь, с помощью которой власть следит за тем, какие результаты имеют те или иные управленческие решения.

Н. Боббио выделил три формы: видимого, явного правления представляет собой форму деятельности структур и институтов, ориентированных на публичное взаимодействие с населением или другими политическими субъектами. политическая власть публично демонстрирует свою заинтересованность в общественной поддержке собственных решений, она принципиально повертывается к обществу, демонстрируя, что политические решения принимаются во имя интересов населения и под его контролем. формы полускрытого (теневого) правления. Они характеризуют или приоритетное влияние на формирование политических целей каких-либо структур (отдельных органов государства, лобби), формально не обладающих такими правами и привилегиями, или доминирование в процессе принятия решений элитарных различных неформальных группировок; ориентируется на отстранение общественности от обсуждения тонких и деликатных проблем, которые не нуждаются в широкой огласке. скрытое правление, органами тайной политической полиции, либо армейскими группировками. К этому же типу властвования можно отнести и деятельность криминальных сообществ, мафиози.

Закон М.Дюверже

Так называемые «законы Дюверже» впервые были сформулированы в 1945 г. на конференции в Университете и касались взаимодействия электоральных и партийных систем. В издании его книги «Конституционное право и политические институты» 1955 г. эти законы звучат следующим образом: «(1) Пропорциональное представительство склонно вести к формированию многих независимых партий, (2) мажоритарная система в два тура склонна вести к формированию многих партий, которые связаны друг с другом, (3) правило плюральное склонно производить двухпартийную систему». Сформулированные как социологические законы, они сразу же вызвали бурную полемику среди политологов и социологов. Позже Дюверже отмечал, что полемика часто основывалась на не совсем верной интерпретации его утверждений, которые явились результатом его собственных приблизительных и неточных формулировок, но не отрицал значимости постановки вопроса о подобной связи. Еще в 1960 г. он писал: «Взаимосвязь между электоральными правилами и партийными системами не является механической и автоматической: Особый электоральный режим не необходимо производит особую партийную систему; он просто усиливает давление в направлении к этой системе; он есть сила, которая действует среди различных других сил, часть из которых ведут в противоположном направлении». Тем не менее, законы Дюверже были среди тех немногих обобщений в рамках сравнительной политологии, которые претендовали на статус социологически точных обобщений и которые могли бы быть эмпирически подтверждаемыми. М. Дюверже отмечал и обратное влияние партийной системы на характер избирательного режима. Естественно, что двухпартийная система ведет к установлению выборов в один тур. Сам М. Дюверже не настаивал на том, что эти законы выявляют все взаимосвязи между избирательной и партийной системами.

Ученые и политические деятели, внесшие существенный вклад в становление учений о политике

Теории политической власти.

Теория - реляционная теория, выводит феномен власти из отношений. Власть рассматривается как взаимоотношение между двумя субъектами, один субъект оказывает влияние на другого.

Определения полит власти (Вебер): «Власть-возможность одного социального субъекта, реализовать свою волю, даже вопреки сопротивлению других участников политического действия». Власть не носит материального характера, это реализация воли, нечто связанное с поведением.

теория сопротивления- 2 аналитика: Картер и Френч. Основная идея теории - властное воздействие на субъект с целью преодолеть сопротивление субъектом Б. преодоление либо через положительные санкции , либо через негативные, или сочетающиеся, но оказание влияния связанно с предпочтением и ценностями. Здесь важно оказание влияния субъектом власти на мотивы подвластного. теория обмена ресурсами (власть-инструмент обмена), теории принадлежащие социологом- Блау,Хоманс,. согласно этой теории, властные отношения возникают тогда, когда объект власти нуждается в ресурсе, которые контролирует субъект власти- А. А,-либо открывает доступ или нет. Власть производна от потребностей людей. Блау- людей можно заставить работать, если угрожать- негативная санкция.В обмен на часть этих ресурсов субъект власти требует от объекта подчинения и выполнения конкретных распоряжений и приказов.

Энтони Этциони- теория ресурсов полит власти- 3 вида ресурсов полит власти, которые исп власть для поощрения или наказания- мат ресурсы и социальные блага-; принудительный ресурс- связан с санкциями- полиция, суд и т.д. силовые органы; нормативные ресурсы- законы. Субъект или носитель власти располагая ими, сочетает эти ресурсы и использует для влияния на субъекта Б. Теория строится на выгоде.

Теория раздела зон влияния- Ронг Дэвид. А имеет над Б власти в какой-то ситуации больше, а в какой-то ситуации Б играет более решающую роль (воин, как вести войны и куда бежать; а если экон кризис- то решающую роль уже государство). Власть общества над каждым из нас- отсюда и своеобразные трактовки.

бихевиоралистская теория власти-в 50-е годы, появляются основные теории. Гарельда Лассеуэлла, его определение: полит власть- участие в принятие решения о действии, А имеет власть над Б, А участвует в принятии решения, которое влияет на Б. Особенность полит власти- она использует право как инструмент, поэтому полит власть это не обязательно применение санкций, а обязательно присутствие санкции- угроза применения ее. Гипотеза говорит, что есть какое-то взаимодействие между людьми. Полит власть наиболее эффективна, если А и Б имеют одинаковые шкалы ценностей (плохо вам, плохо и нам)- чем меньше усилий затратим на санкцию, более эффективным будет полит действие. Полит власть ориентирована на работу с ценностями.Роберт Даль- полит власть-это власть А. над Б., в той степени в какой может заставить делать Б., поведение Б.- следствие действий А. ;зная что-то про а, можем сказать про Б.

Трактовка Полит власти как контроля. Сюда можно привести опред. С. Люкса: власть- не просто контроль, а контроль над ценностями и убеждениями. Полит власть наиболее коварная форма власти, предотвращает возможное недовольство людей, ориентирована не просто побудить к действию, а заставить воздержать от действий. Недовольство сменяется восприятием, что существующий порядок самый выгодный для всех и трогать его не должны, воздерживаются от революций и т.д. Теория Парсенса- системная теория полит власти- атрибут системы, власть- обобщенный посредник. Роль власти как деньги в экономики- посредник во взаимоотношении между людьми. Власть ориентирована на то, чтобы заставить элементы полит системы выполнять и делать, как изначально было задумано. Власть- зависит от положения в стратификационной системе, а сама эта система выстраивается в соответствии со шкалой ценностных ориентаций. Поэтому власть базируется на ценностях и ценностных представлениях.


7. Формы и уровни политической власти.

Формы, формы в которых осуществляется, полит власть:

индивидуализированная – один человек у власти, пример- тирания, для тиранов характерен приход к власти обусловленный собственной волей, личными качествами-храбрость, ловкость, такую власть трудно ограничить в правах, после смерти тирана борьба за власть и за наследство. (И.В. Сталин - в СССР, Мао Цзэдун - в Китае). институционализированная – основывается на разделении властей. первый тип плохой нужно преодолеть негативные моменты, поэтому создают этот тип власти. Разработаны процедуры передачи власти, ограничение власти- и эти два аспекта закреплены в конституции.персонализированная – власть не сущ абстрактно, а воплощается в живых людях. Власть понимается как авторитет харизматических руководителей, усиление личных факторов в демократ страна велика в этом роль СМИ, идет влияние на идеи и поступки подчиненных

Господство, т.е. подчинение одних социальных групп другим, что закрепляется в государственных нормативно-правовых актах. Руководство, т.е. определение и законодательное закрепление стратегии развития общества, политической системы, выбор средств осуществления основных задач и целей. Управление и организация, т.е. принятие конкретных управленческих решений, согласование, упорядочивание деятельности различных социальных групп, личностей, действий политических и неполитических организаций и учреждений. Контроль как обратная связь, с помощью которой власть следит за тем, какие результаты имеют те или иные управленческие решения.

Н. Боббио выделил три формы: видимого, явного правления представляет собой форму деятельности структур и институтов, ориентированных на публичное взаимодействие с населением или другими политическими субъектами. политическая власть публично демонстрирует свою заинтересованность в общественной поддержке собственных решений, она принципиально повертывается к обществу, демонстрируя, что политические решения принимаются во имя интересов населения и под его контролем. формы полускрытого (теневого) правления. Они характеризуют или приоритетное влияние на формирование политических целей каких-либо структур (отдельных органов государства, лобби), формально не обладающих такими правами и привилегиями, или доминирование в процессе принятия решений элитарных различных неформальных группировок; ориентируется на отстранение общественности от обсуждения тонких и деликатных проблем, которые не нуждаются в широкой огласке. скрытое правление, органами тайной политической полиции, либо армейскими группировками. К этому же типу властвования можно отнести и деятельность криминальных сообществ, мафиози.

Наши рекомендации