Русские ученые, внесшие вклад в науку управления - А. А. Богданов, А. К. Гастев, П. М. Керженцев, Н. А. Вознесенский

1. Школа научного управления (1885-1920гг.) (Ф.У.Тейлор«Принципы научного управления», Френк и Лиллиан Гилбрет, Генри Гантт)

Теорию научного управления Фредерика У. Тейлора- родоначальник "научного менеджмента", первым использовал термины менеджмент и менеджер в их современном значении. Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента:

- Рациональная организация труда.

- Разработка формальной структуры организации.

- Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

2. Административная или классическая школа (1920-1950гг.) (А.Файоль«Общее и промышленное управление», Г. Эмерсон«Двенадцать принципов производительности», М. Вебер, Г. Форд)

14 принципов управления Файоля:

Русские ученые, внесшие вклад в науку управления - А. А. Богданов, А. К. Гастев, П. М. Керженцев, Н. А. Вознесенский - student2.ru

Русские ученые, внесшие вклад в науку управления - А. А. Богданов, А. К. Гастев, П. М. Керженцев, Н. А. Вознесенский - student2.ru

Функции управления по Файолю:

1) организовывать, т.е. строить двойной – материальный и социальный – организм предприятия;

2) распоряжаться, т.е. заставлять персонал надлежащим образом работать;

3) координировать, т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия;

4) контролировать;

5) планировать.

Теория бюрократии, предложенная Максом Вебером (1864–1920). Он полагал, что для повышения эффективности организаций необходимо разработать стандарты на поведение людей в организации, т.е. формально описанные образцы (по Веберу, «идеальные типы»). Неукоснительное, скрупулезное следование этим образцам позволит организации достичь стабильности и единства целей. Основными чертами бюрократической организации являются: специализация, жесткая иерархия (цепь команд), строгие правила, обеспечивающие единообразие в выполнении стандартных функций.

3. Школа человеческих отношений (1930-1950гг.) (Э. Мейо,М.П.Фоллетт, Честер Барнард, русские - А. К. Гастев, Н. А. Витке). Поведенческие науки (1950-н.вр.) (Д. Макрегор, Маслоу, Оучи, Ф.Герцберг)

Попыткой менеджмента рассматривать каждую организацию как «социальную систему».

Основоположник этой школы Э. Мейо (Хоторнские эксперименты) (1880–1949) считал, что организация обладает единой социальной структурой.

«Теория Х» и «Теория У» Д. Макрегора. Одна из них – «Теория Х». Средний индивидуум туповат, ленив, стремится при первой возможности избежать труда, поэтому необходимо постоянно понукать, угрожать наказанием, чтобы он работал напряженно для достижения целей фирмы. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, стремится избежать ответственности, сравнительно нечестолюбив, и более всего беспокоится о своей собственной безопасности. «Теория У» освещает производственный процесс несколько иначе. Затраты физических и умственных усилий человека в процессе труда столь же естественны, как в играх, на отдыхе. Средний индивидуум при соответствующей подготовке и условиях не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней.

4. Школа науки управления (количественная школа) (1950-н.вр.) (Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестер)

Ключевой характер науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

Исследование операций и моделей. По своей сути, исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. Модель – это форма представления реальности. После создания модели, переменные задаются количественными значениями.

Русские ученые, внесшие вклад в науку управления - А. А. Богданов, А. К. Гастев, П. М. Керженцев, Н. А. Вознесенский - student2.ru

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД (Управление как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций)

Русские ученые, внесшие вклад в науку управления - А. А. Богданов, А. К. Гастев, П. М. Керженцев, Н. А. Вознесенский - student2.ru

Подход «Непрерывное усовершенствование процессов» CPI (Continuous Process Improvement), предложенный Э. Демингом в 40-е годы. Деминг предложил «14 принципов управления». Основные принципы CPI:

· ставится цель постоянного повышения качества продуктов и услуг (в отличие от повышения производительности «любой ценой»), причем критерии качества исходят от потребителя;

· организация работ для достижения цели трансформируется и динамично совершенствуется;

· исследуются и устраняются недостатки производственной системы, а не отдельных работников;

· в центр внимания ставится не числовой показатель результата той или иной производственной функции или деятельности, а качество процесса ее выполнения;

· снимаются барьеры, установленные производственными под-разделениями, организуется групповая (командная) работа;

· повышается роль решений и инициативы каждого работника.

Новый подход — технологии TQM (Total quality management) «Глобальное управление качеством»

Основной механизм этой технологии — децентрализованная инициатива персонала, идущая снизу вверх и ориентированная на постепенные усовер-шенствования текущих процессов, принимаемых за основу.

В 1990 г. новой технологии «Реинжиниринг бизнес-процессов» BPR (Business pro-cess reengineering) М. Хаммера и Дж. Чампи (книга «Реинжиниринг корпораций: революция в бизнесе»)

Реинжиниринг бизнес-процессов, как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих современных показателях деятельности компании, таких как стоимость, качество, сервис и темпы».

Происходит замена существующих громоздких и забюрократизированных процессов на новые, упрощенные и более гибкие. При этом реконструкция бизнес-процессов, как правило, становится возможной только при использовании информационных технологий, т.к. именно они зачастую меняют сущность процессов.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД (Г. Саймон, П. Друкер, О. Желинье, Б. Люссато, Дж. Гэлбрейт)

Основные принципы школы системного подхода:

1. Системность. Организация рассматривается как открытая система, взаимодействующая со средой.

Русские ученые, внесшие вклад в науку управления - А. А. Богданов, А. К. Гастев, П. М. Керженцев, Н. А. Вознесенский - student2.ru

2. Целевой подход. Управление организацией осуществляется «от целей», т.е. основным содержанием деятельности по управлению становится направление усилий ее членов на достижение поставленной цели. Наиболее известным является метод «Управление по целям (УПЦ)», разработанный П. Друкером.

3. Упор на принятие решений. Выбор оптимальных управленческих решений, наилучших по выбранным критериям достижения целей и отвечающих сложившимся условиям, рассматривается как основной фактор эффективного управления.

4. Использование моделей при принятии решений. Для принятия решений используются различные содержательные и математические модели. Поэтому Г. Саймоном и другими представителями школы управленческих решений были разработаны модели «ограниченной рациональности», «локальной рациональности». Согласно этим моделям управленческие решения основаны не столько на оптимизации, сколько на удовлетворении противоречивых критериев.

5. Использование компьютеров. Во многих случаях поиск оптимальных решений на моделях в приемлемое время невозможен без применения компьютера. Информационные технологии, основанные на использовании компьютеров, позволили руководителям при принятии решений опираться на анализ больших массивов информации, характеризующей управляемую систему науки.

· Ситуационный подход

Русские ученые, внесшие вклад в науку управления - А. А. Богданов, А. К. Гастев, П. М. Керженцев, Н. А. Вознесенский - student2.ru

Наши рекомендации