Организация жизнедеятельности детей 5 – 7 лет в течение дня (режим дня) холодный период
Режимные моменты | Старший дошкольный возраст | |
5-6 лет | 6-7 лет | |
Утренний прием, игры | 7.00-8.30 | |
Утренняя зарядка | 8.20-8.30 | |
Завтрак | 8.30-8.50 | 8.30-8.50 |
Игры, подготовка к занятиям | 8.50-9.00 | 8.50-9.00 |
Непосредственно образовательная деятельность (по подгруппам) | 9.00-9.25 9.30-9.55 | 9.00-9.30 9.40-10.10 |
Второй завтрак | 10.00-10.10 | 10.15-10.25 |
Непосредственно образовательная деятельность | 10.15-10.40 | 10.25-10.55 |
Прогулка | 11.00-12.30 | 11.00-12.30 |
Гигиенические процедуры, подготовка к обеду | 12.30-12.40 | 12.30-12.40 |
Обед | 12.40-13.00 | 12.40-13.00 |
Сон | 13.00-15.00 | |
Постепенный подъем, гигиенические и закаливающие процедуры | 15.00-15.10 | |
Непосредственно образовательная деятельность | 15.15-15.40 | 15.15-15.45 |
Полдник | 16.20-16.35 | |
Досуг «Час интересных увлечений» | 16.40-17.05 | 16.40-17.10 |
Прогулка | 16.55-18.00 | 16.40-18.00 |
Игры, уход детей домой | до 19.00 |
3.1.3.Особенности организации образовательного процесса в группе компенсирующей направленности.
В детском саду функционирует группа компенсирующей направленности для детей с расстройством аутистического спектра. Возраст детей от 3 до 7 лет.
Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особому» ребенку.
Направления работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (РДА) в дошкольном учреждении:
Образовательная деятельность с детьми ОВЗ имеет определенную направленность:
-создание в детском саду условий для коррекционной и психотерапевтической работы для повышения уровня социальной адаптации аутичного ребенка посредством индивидуализации и дифференциации воспитательно-образовательного процесса;
-развитие эмоциональной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи инклюзивного образования:
-создание особой предметной среды в детском саду;
-осуществление педагогической, психологической, коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;
-создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграция в образовательном учреждении;
-разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;
-обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получение дополнительных образовательных услуг;
-реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;
-оказание консультативной, методической и психологической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ.
Виды услуг:
Оздоровительные: логоритмика, лечебная физическая культура, спортивные кружки, кислородный коктейль.
Образовательные: изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, обучение певческим и хореографическим навыкам.
Коррекционные: сенсорные игры, игротерапия, музыкотерапия, арттерапия.
Психолого-педагогическая коррекция:
1.Постепенное формирование взаимодействия с педагогом.
2.Коррекция недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи, мышления.
3.Психотерапия членов семьи.
Особые условия: возможность присутствия родителей, постоянный педагог, четкое расписание занятий, не меняющийся интерьер, наличие мест для уединения.
Индивидуальные занятия педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед проводят в оснащенных отдельных кабинетах, используя специальный инвентарь. Специалисты, осуществляющие сопровождения ребенка реализуют профессиональные функции:
-диагностическую (определяют причину трудностей с помощью комплексной диагностики);
-проектную (разрабатывают индивидуальный маршрут сопровождения);
-сопровождающую (реализую индивидуальный маршрут сопровождения);
-аналитическую (анализируют результаты реализации образовательного маршрута).
Весь объем помещений используется как образовательное и развивающее пространство, включающее зоны погружения в различные виды специфической деятельности.
Занятия с учителем-дефектологом проходят ежедневно и длятся 15 – 20
минут. Они бывают индивидуальные или подгрупповые (2 – 3 человека). При такой организации ни один ребенок не остается без внимания педагога.
Эффективность работы зависит от совместных усилий учителя-дефектолога
и родителей.
Учитель-дефектолог:
-диагностирует: уровень сформированности психических процессов, особенности познавательной деятельности, определяет уровень сформированности представлений о себе и окружающем мире, элементарных математических представлений.
-составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий.
-развивает психические процессы, формирует элементарные математические представления, расширяет представления об окружающем мире, обогащает словарный запас, обеспечивает сенсорное развитие, развитие мелкой моторики.
-проводит подгрупповые и индивидуальные занятия в первой половине дня.
-формирует подвижные подгруппы с учетом актуального уровня развития детей.
-консультирует педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы.
-знакомит родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития.
-участвует в методических объединениях и является активным членом психолого- медико-педагогического консилиума.
-организует коррекционно-развивающее пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
3.2.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды:
Коррекционно-развивающая среда для детей с ОВЗ должна соответствовать как общим нормативным актам проектирования условий воспитания, обучения в дошкольном учреждении, так и отвечать на задачи коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление трудностей социальной адаптации детей с проблемами развития. Подбор и размещение мебели, технического оборудования, дидактического материала и игрушек определяется необходимостью безбарьерного передвижения и контакта, дозирования информационного поля, пластичного введения ребенка в различные формы и виды деятельности.
Все помещения дошкольного учреждения оснащаются комплектом учебного, игрового и бытового оборудования в соответствии с ФГОС.
Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором корреккционно-развивающего преодоления недостаточности психофизического развития детей.
Исходя из того, что комплексный психолого-медико-педагогический подход к организации среды нацелен на социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию детей с отклонениями в развитии нами определены ряд принципов организации развивающей предметно-пространственной среды как средства коррекционной работы:
-превентивная направленность всех видов ее средств решает вопросы предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии ребенка, за счет создания специальных социально-адаптивных способов взаимодействия ребенка с людьми и окружением, а также обеспеченности специальным дидактическим, игровым и бытовым материалом;
-пропедевтическая направленность корреционно-развивающей среды обеспечивает ребенку многоэтапное и постепенное введение его в информационное поле, в котором организовано безбарьерное пространство, подобрано специальное оборудование и рационально размещены блоки, решающие проблемы сенсорного, моторного, интеллектуального тренингов, психоэмоциональной разгрузки и социальной ориентировки и др.);
-преобразующее, трансформированное влияние среды на отклонения в развитии ребенка и формирование у детей компенсаторных способов ориентации на основе активизации сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти;
-специальное, акцентированное информационное поле развивающей предметно-пространственной среды учитывает своеобразие познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии и специфику контактов и способов получения и переработки информации.
Реализация принципа оптимальной, информационной целесообразности предметно-развивающей среды нацелено на восстановление связи между ребенком и его окружением.
Доступность и целесообразность информационного поля предметно-развивающей среды позволяет ребенку интегрировать в окружающую среду.