Устранение различных видов сигматизма
Методы исправления сигматизма определяются характером недостатка.
- При межзубном сигматизме логопед предлагает ребенку сблизить зубы и в этом рис. 10 Боковой сигматизм
положении пытаться произнести длительно звук «с». Если звук «с» произносится недостаточно четко, логопед может прибегнуть к механическому способу, т. е. специальным зондом или концом шпателя нажать на кончик языка ребенка, несколько опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в таком положении, логопед просит ребенка произнести звук «с» вначале изолированно, а затем с гласными «а», «о», «у», «ы» в прямых и обратных слогах.
Если ребенок правильно произносит звук «с», ему будет нетрудно овладеть правильным произношением звуков «з» и «ц».
Для произнесения звука «з» логопед предлагает ребенку во время произнесения звука «с» включить голос, для произнесения звука «ц» предлагает произносить подряд звуки «т» и «с» сначала Медленно, постепенно ускоряя темп, до-
Рис. 11 Носовой сигматизм
биваясь тем самым слитного перехода от звука «т» к «с» («тс»).
Четкое понятие о том, что звук «ц» является составным и при этом единым, спаянным, ребенок получает при произнесении обратных слогов «ац», «оц», «уц», где ясно слышится, что звуку «с» предшествует взрыв («т»).
Многократным сопоставлением слогов «ац» и «ас» достигается четкая дифференциация простого «с» и составного «ц».
2. При устранении губно-зубного сигматизма логопед предлагает ребенку произносить звук «с» при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов (показ в зеркале). Если ребенок не может воспроизвести это движение сам, логопед, придерживая его нижнюю губу и обнажая таким образом резцы, просит его произнести звук «с». После этого, когда изолированно звук «с» звучит правильно, логопед учит ребенка произносить этот звук в сочетании с гласными, сначала помогая ему (придерживая пальцами нижнюю губу), а затем добивается, чтобы он делал это самостоятельно.
3. При призубном сигматизме логопед может применить два приема:
а) легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний край языка опустить его за нижние резцы, чтобы в результате выход воздуха осуществлялся через зубную щель;
б) предложить ребенку держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его; при таком положении языка ребенок, выдыхая воздух и ощущая его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое (межзубное) «с». Затем логопед, слегка нажимая шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигает его за нижние резцы. После того как стабилизуется правильное произношение звука «с» и ребенок сможет удерживать правильное положение языка самостоятельно (без поддержки зондом или шпателем), поставленный звук «с» можно включать в слоги, слова и дифференцировать его со звуками «з» и «ц».
4 Исправление шипящего сигматизма проводится с помощью приема, описанного в пункте 3,6. В данном случае ребенка необходимо отучить от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта. С этой целью рекомендуется как можно дольше задерживаться на стадии межзубного произношения звука «с» в слогах, словах и фразах. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить кончик языка за нижние резцы, что обычно происходит автоматически.
5. При исправлении бокового сигматизма вначале рекомендуется обучить ребенка дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка, затем это первоначальное упражнение заменяется дутьем при межзубном положении переднего края языка, после чего можно давать слоговые
упражнения, слова и даже фразы, включающие звук «с». Постепенно передний край языка по показу логопеда (в зеркале) или при помощи зонда или шпателя переводится за нижние резцы, правильное произношение звука «с» закрепляется в кинестетическом ощущении ребенка и в его слуховом представлении и становится привычным.
6. При устранении носового сигматизма также необходима предварительная работа по формированию правильного выдоха воздуха через середину ротовой полости. С этой целью следует проводить упражнения с дутьем: задувание свечи, спички, поддувание ватки, дутье на бумажку и т.п. Упражнения проводятся сначала при межгубном, а затем межзубном положении переднего края языка. Добившись шепелявого произношения звука «с», логопед может задать ребенку упражнения на этот звук в слогах, словах и фразах. В результате у ребенка закрепляется навык произнесения звука «с» на правильном выдохе, струю которого он может ощущать кончиком своего Просунутого между зубами языка. Когда язык окончательно укрепится в ртом положении, можно постепенно переводить его кончик на нижние резцы, и временное шепелявое произношение заменится правильно-артикулируемым «с».
Применяемый некоторыми логопедами прием — зажим крыльев носа—обычно не дает необходимого эффекта. Поскольку все описанные недостатки произношения звука «с» почти-всегда переходят на звуки «з» и «ц», к исправлению произношения этих звуков следует приступить только после постановки звука «с».
Если ребенок не озвончает звук «з», логопед может прибегнуть к осязанию вибрации гортани, а затем с появлением правильного звучания «з» больше внимания уделять упражнениям на дифференциацию звонкого «з» и глухого «с»-
Перечисленные виды сигматизма (межзубный, губно-зубной,, призубный, боковой и носовой) могут встречаться и в группе шипящих звуков («ш», «ж», «ч», «щ»). Кроме того, часто шипящие звуки заменяются свистящими, например звук «ш» заменяется звуком «с», «ж» — «з», «ч» — «ц», «щ» — «сь». Такая замена называется свистящим сигматизмом.
Недостатки произнесения шипящих звуков «ш» и «ж» можно устранять следующим образом. Логопед предлагает ребенку произнести звук «с» и в это время, подводя шпатель или зонд под кончик языка, заводит его за верхние альвеолы; при таком сложении вместо «с» слышится звук «ш», вместо «з» — «ж». Постепенно ребенок приучается удерживать язык в таком положении. Для обеспечения у него необходимого выдвижения губ логопед слегка нажимает на углы его рта. Контролируя при мощи зеркала положение своих губ и языки, ребенок закрепляет правильное произношение звуков «ш» и «ж» в слогах, словах и фразах, а также в устных и письменных упражнениях на дифференциацию этих звуков и свистящих «с» и «з».
При постановке аффрикаты «ч» логопед предлагает ребенку произнести слог «ать» и в это время, подложив под передний край языка шпатель или зонд, поднимает его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы его рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога «ать» слышится «ач», вместо «оть» — «оч», вместо «уть» — «уч» и т.д. По мере того, как у ребенка закрепляется произношение этого звука через кинестетическое и слуховое представление, он начинает произносить его самостоятельно (без внешней помощи) в обратных и прямых слогах, а затем в словах и фразах. Необходимо поупражняться с ребенком на дифференциацию (устную и письменную) этого звука со звуками «с» и «ц».
При постановке звука «щ» логопед предлагает ребенку произнести длительно смягченное «ш» («шынь») или слог «ась», а сам в это время, так же как при постановке звука «ч», поднимает шпателем или зондом кончик его языка к верхним альвеолам, отчего получается звук «шьшь», или «щ». Этот звук сначала закрепляется в прямых и обратных слогах, затем в словах и фразах, одновременно даются упражнения на дифференциацию (устно и письменно) со звуками «сь» и «ш».
Дифференциацию свистящих и шипящих звуков рекомендуется проводить примерно в такой последовательности: «с»—«з», «с» — «ц», «с» — «з» — «ц», «ш» — «ж», «с» — «ш», «з» — «ж»,
— «ч», «ц»—«ч», «с» — «щ».
Устранение ротацизма
Недостатки в произношении фонем «р» и «р'» называют ротацизмом. Они могут выражаться в искажении этих фонем или в замене их другими. Последняя разновидность дефекта называется параротацизмом.
При правильной артикуляции звука «р» губы разомкнуты или их положение определяется следующей гласной. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние, язык принимает форму ложечки, его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха, мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Мягкий звук «р'» отличается по артикуляции от парного твердого дополнительным подъемом спинки языка к нёбу и некоторым его перемещением вперед (см. рис. 12).
Недостатки в произношении звука «р'» часто проявляются в виде горлового дрожащего звука. Первый тип подобной артикуляции— это велярное «р» (от velum — мягкое нёбо),при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба, образуя с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примеши-
ваясь к тону голоса, сообщает специфичное дефектное звучание. При втором типе — увулярном «р» (от uvula — язычок) вибрирует и при этом гармонически только язычок, в результате слышится отчетливый рокот.
Встречается «кучерское» «р», образуемое вибрацией обеих губ, а также воспроизведение «р» с помощью образования двугубной или губно-зубной щели когда слышится нечто вроде английского
или русского «В» («вак», «савай», «пав» Рис. 12. Профиль арти-
вместо рак, сарай, пар). куляции звуков «р» -«р'»
Иногда вместо «р» отчетливо слышится язычно-задненёбный звук «г» или его фрикативная разновидность («гак», «сагай»). Вместо «р» порой встречается носовой звук типа английского или немецкого «ng», образуемого путем смыкания корневой части языка с мягким нёбом при свободном проходе воздуха из глотки в нос.
Характер детскости придает речи наблюдаемая также замена звука «р» звуком «j» («як», «саяй», «пай» вместо рак, сарай, пар). В некоторых случаях приходится сталкиваться с так называемым одноударным «р», при котором передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует и слышится звук, напоминающий английское (альвеолярное) «d» или даже обычное русское «д» («дак», «садай»). Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются. У дошкольников часто наблюдается замена звука «р» на «л» или «л'» («лак», «салай», «пал»).
Нередко встречается боковое «р», при котором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами. Наконец, следует упомянуть о редком виде ротацизма, при котором резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемого боковым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку. Это так называемое Щечное «р». Кроме того, имеется несколько видов параротацизма (замена «р» согласными «р'», «л», «л'», «j» (й), «г», «д»).
В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердое «р», так и мягкое «р'». Нередко, однако, при дефектном «р» отмечается нормальное «р'». Реже наблюдается обратное.
Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномалиями могут служить короткая подъязычная связка, узкое и высокое нёбо, чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластичный язык.
В большинстве случаев для получения правильной артикуляции «р» необходимы подготовительные упражнения, которые ведутся в двух направлениях. Один ряд упражнений позволяет
добиться правильного положения языка, получить так называемое фрикативное «р», артикулируемое при том же положении языка и в том же месте, что и нормальное, но без вибрации Другой ряд позволяет добиться вибрации языка.
Если ребенок правильно произносит верхние «ш» и «ж», получить фрикативное «р» нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему «ж» при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закрепить фрикативное «р» на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился при достаточном напоре выдыхаемого воздуха и минимальной щели между передним- краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель.
При выработке вибрации необходимо быстро повторять на одном выдохе звук «д», артикулируемый особым образом: при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или даже с альвеолами, как при произнесении английской фонемы «d».
Упражнение начинается с двух -трехкратного равномерного повторения звука («дд», «дд», «дд»..., «ддд», «ддд», «ддд»...), затем в тех же сериях звуков усиливается последний звук («дД», «дД», «дД», «ддД», «ддД», «ддД»...), а также и из многократного повторения звука как равномерного («ддддддд»...), так и с ритмическим выделением, допустим, каждого третьего звука серии («ддД», «ддД», «ддД», «ддД»). Можно также использовать в качестве исходного звука «т» («тд», «тд», «тдд», «тдд»). Работать должен только язык при статичном положении нижней челюсти. В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука «д» завершается гласными «а» или «ы» («дда», «дда», «дда»..., «дды», «дды», «дды»..., «ддда», «ддда», «ддды», «дддды»... или «тдда», «тдда»..., «тдды», «тдды»...).
Еще один прием выработки вибрации состоит в том, что во время длительного произнесения фрикативного «р» под язык подкладывается зонд с шариком на конце. Шарик приводится в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево принудительно вызывается колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо зонда можно использовать собственный палец ребенка, предварительно вымытый или обтертый ватой, смоченной в спирте. Вначале движение пальца осуществляется с помощью логопеда, который держит кисть ребенка. В дальнейшем ребенок действует самостоятельно.
После того как достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, постепенно произносимых во все более быстром темпе, добиться
автоматизма артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения , неизбежного на ранних этапах работы. Если вначале получается только твердое «Р»; то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над. мягким «р'». Если же вначале получается мягкое «р'», то работу над твердым «р» следует начать после отработки мягкого варианта.
Устранение ламбдацизма
Рис. 13. Профиль артикуляции звуков «л» — «ль».
Недостатки произношения звуков «л» и «л'» носят название ламбдацизма. Те разновидности дефекта, которые выражаются в замене этих звуков какими-либо другими, носят название параламбдацизма.
При произнесении звука «л» губы разомкнуты или их положение определяется последующей гласной, верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга, язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, оставляя по бокам проходы для выдыхаемого воздуха. Корневая часть языка поднята, благодаря чему при наличии боковых проходов язык принимает форму седла. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Звук «л'» отличается по артикуляции от твердого тем, что поднимается не корневая часть языка, а переднесредняя часть его спинки, смыкается не только кончик языка с деснами, но и значительная поверхность передней части спинки с альвеолами. Нередко «л,» произносится при опущенном кончике языка путем смыкания передней части спинки с альвеолами (см. рис. 13).
Ламбдацизм в произнесении «л» и «л'» встречается очень редко. Обычно страдает лишь твердый звук, тогда как мягкий произносится правильно; это объясняется более сложной артикуляцией твердого «л».
Недостатки произношения фонемы «л» имеют ряд разновидностей. Сюда относятся удлинение смежных гласных («аампа», «паака», «стоо» вместо лампа, палка, стол), произнесение «л» в виДе краткого гласного звука типа «ы» («ыампа», «паыка», «стоы»), замена «л» либо фонемой «й» (j) («ямпа», «пайка», «стой»), либо фонемой «л'» («лямпа», «палька»,«столь»), либо Фонемой «н» («нампа», «панка», «стон»), либо, наконец, воспроизведение фонемы «л» в виде заднеязычного носового звука <<Нг>> («нгампа», «нгапа» вместо лампа, лапа).
Наиболее распространенным видом ламбдацизма является воспроизведение вместо «л» «в» или краткого «у». Язык при
этом оттянут вглубь рта, как при гласной «у» Из аномалий анатомического строения речевого аппарата, предрасполагающих к ламбдацизму, следует указать короткую подъязычную уздечку
Приемы исправления различных видов ламбдацизма еле дующие.
Сначала ребенку предлагают по данному образцу, пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами, а затем, не меняя положения языка, произнести протяжно «а» или «ы» Уже при этом положении речевых органов может получиться протяжное «л», на что, однако, не следует обращать внимания ребенка, чтобы он не сбился на привычное произношение
Первые упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции, сводятся к произнесению полученного звука в слогах с гласными «а» сначала в закрытом слоге (ал_____), затем между гласными (ал___а) и, наконец, в открытом слоге («ла») Далее включаются слоги с гласными «ы», «о», «у» («ала», «алы», «ало», «алу», «ла», «лы», «лу» и т д )
В тех случаях, когда неправильно произносится не только «л», но и «л'», исправление первого звука служит надежной базой для усвоения второго, что обычно легко достигается в открытых слогах с гласными переднего ряда («ли», «ле»), а затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих «л'» и «л» («ла» — «ля», «ло» — «ле», «лу» — «лю»)
После того как достигнута правильная артикуляция звука «л» и проделаны упражнения по его закреплению на материале слогов, слов и фраз, в случаях параламбдацизма необходимо провести ряд упражнений, имеющих целью отдифференцировать вновь усвоенный звук оттого, которым он ранее заменялся