Устранение дефектов произношения нёбных звуков

Недостатки произношения звуков «к» и «к'» называются каппацизмом, «г» и «г'» — гаммацизмом, «х» и «х'» — хитизмом, «j» (й)—йотацизмом Если дефект связан с заменой перечисленных звуков какими либо другими, то к его названию добавляется часть «пара» (от греч «para» — возле, около)

При произнесении звука «к» губы или разомкнуты, или их положение зависит от последующих гласных, между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние, кончик языка опущен, а задняя часть спинки смыкается с небом В момент произнесения звука смычка между языком и небом взрывается, освобождая путь для находящегося позади под давлением воздуха, который с характерным шумом вырывается наружу Мягкое небо поднято и закрывает носовой проход, голосовые связи разомкнуты (см. рис 14)

Звук «г» по механизму своего образования отличается от «к» лишь смыканием и последующей вибрацией голосовых свя­зок уже в момент, предшествующий взрыву

Устранение дефектов произношения нёбных звуков - student2.ru Особенность артикуляции «х», отличаются ее от «к», состоит в том, что пинка языка не полностью смыкается небом, оставляя по средней линии течь, проходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, присущий фонеме «х»

Мягкие звуки «к», г'», «х'» отличаются от парных твердых перемещением смычки или щели, образуемой языком и небом, вперед, к средней части твердого неба Звук «j» (й) в восходящих дифтонгах артикулируется как озвонченный «х'», от которого он отличается лишь смыканием и вибрацией голосовых связок (см рис 15)

Устранение дефектов произношения нёбных звуков - student2.ru Встречаются три основных вида каппацизма Во-первых, вместо «к» издается характерный негромкий гортанный щел­чок, получающийся в результате того, что голосовые связки плотно смыкаются, действием дыхательных мышц под ними создается повышенное давление возду­ха, после чего смычка взрывается и воздух с шумом прорывается через голосо­вую щель

Во-вторых, имеет место паракаппацизм в виде замены «к» на «т» («тапуста», «рета», «паут») В-третьих, взрывной звук «к» заменяется
фрикативным «х», что опять-таки характеризует дефект как паракаппацизм («хапуста», «реха», «паух»)

Аномалией в строении речевого аппарата, предрасполагающей к возникновению каппацизма, является неправильная форма твердого неба, когда оно, будучи слишком узким и высоким, затрудняет образование плотной язычно-небной смычки. Если не удается исправить «к» путем подражания с показом артикуляции перед зеркалом, то следует воспользоваться постановкои «к» с помощью шпателя Ребенка просят произнести слоги «та—та—та» Повторному произнесению тех же слогов предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки и удержание ее за нижними резцами При этом вместо «та» получается «тя» Далее упражнение проделывается при более сильном нажиме на язык, в результате вместо «та» должно получиться «кя» Наконец, шпатель продвигается еще глубже благодаря чему получается чистое «ка».

Проделывая упражнения по закреплению звука «к» в слогах и словах, следует обращать внимание на то чтобы гласными переднего ряда («ке», «ки») смычка языка с нёбом перемещалась вперед, без чего не может получиться правильного

Устранение дефектов произношения нёбных звуков - student2.ru Устранение дефектов произношения нёбных звуков - student2.ru Устранение дефектов произношения нёбных звуков - student2.ru Устранение дефектов произношения нёбных звуков - student2.ru Устранение дефектов произношения нёбных звуков - student2.ru Устранение дефектов произношения нёбных звуков - student2.ru Устранение дефектов произношения нёбных звуков - student2.ru звучания этих слогов, в которых твердое «к» переходит в мягкое. При соблюдении этого требования, добившись правильного произношения звука «к», можно без каких-либо дополнительных усилий получить его мягкую пару — «к'». В тех случаях когда исправляется паракаппацизм, выражающийся в замене звука «к» на «т» или «х», упражнения на материале слогов, слов и фраз должны быть направлены как на его закрепление) так и на дифференциацию с его прежним заменителем.

Недостатки произношения звука «х» могут проявляться либо в нарушении нормального его звучания (хитизм), либо в его замене на «к» (парахитизм). В первом случае обычно слышится ослабленный гортанный шум, который возникает вследствие того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуемую не языком и нёбом, а сближенными голосовыми связками. Вместо халва, муха, мох слышится «алва», «му____________________ а»,

«мо ». Такое образование «х», вполне нормальное для многих языков (в том числе для украинского), не свойственно русскому языку. Во втором случае язык активно участвует в артикуляции, однако вместо щели образует с нёбом смычку. В обоих случаях следует прежде всего попытаться получить правильное произнесение «х» исходя из сопровождаемого придыханием звука «к», в результате чего должна получиться своеобразная язычно-задненёбная аффриката, нечто вроде «кх». В дальнейшем остается лишь отделить фрикативную часть такого сочетания от взрывной и закрепить упражнениями полученную артикуляцию.

Если такой прием не приведет к цели, то следует воспользоваться другим. Он состоит в постановке «х» механическим способом, аналогичным тому, с помощью которого ставится «к». Ребенка побуждают признести слог «с------------а», протягивая согласный звук. Повторному воспроизведению того же слога предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо «са» получится нечто среднее между «ся» и «ща». Дальнейшее продвижение шпателя в глубь рта приводит к превращению слога «са» в «хя», а при еще более глубоком нажиме получается «ха».

Недостатки произношения звука «г» в общем аналогичны рассмотренным выше разновидностям каппацизма и хитизма. В одних случаях вместо «г» слышится гортанный щелчок, в других— звук, напоминающий южнорусское «г» и представляющее собой как бы озвонченное «х», в третьих — гортанный, звонкий фрикативный звук, образуемый сближением и вибрацией голо­совых связок (украинское «г»).

У детей дошкольного возраста чаще встречается парагаммацизм в виде замены «г» звуком «д» («дуси», «рода» вместо гу­си, рога).

Если правильно произносится звук «к» (изначально или в результате исправления каппацизма), то устранение гаммациз-

ма начинается с показа и объяснения отличия звука «г» от его пары. При этом полезно приложить руку ребенка к шее (выше гортани) и дать возможность ощутить ее вибрацию й движение передней стенки глотки под давлением воздуха, скап­ливающегося в ней до взрыва воздуха.

Можно привести для сравнения такие пары слогов, как «афа» — «ава», «аса» — «аза», «аша» — «ажа», «апа» — «аба», ата>> __ «ада», и попытаться на этой основе заставить произнести пару «ака» — «ага». Ребенок должен произносить слоги вслед за логопедом, контролируя и у себя и у взрослого звонкость соответственных парных фонем с помощью руки, приложенной к шее.

Если эти приемы не приведут к цели, то следует воспользоваться механическим способом постановки звука «г», произносимого как «д», аналогичным тому, который был указан выше для постановки «к», произносимого как «т». На этот раз слог-«да» последовательно преобразуется в слог «дя» (первый этап), затем в «гя» (второй этап) и, наконец, в «га» (третий этап).

За первичной постановкой звука «г» следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, которые в случае парагаммацизма, выражающегося в замене звука «г» на «д», должны быть направлены не только на закрепление звука, но и на его дифференциацию с заменителем.

Недостаток произношения звука «j» (й) встречается преимущественно у дошкольников и состоит обычно в его замене «л'» («ляблоко», «обезляна», «трамваль» вместо яблоко, обезьяна, трамвай; «лежик», «ружле» вместо ежик, ружье; «любка», «иг-ралю» вместо юбка, играю).

Исправление недостатка в простейших случаях может быть достигнуто временной заменой звука «й» гласной «и». Ребенку предлагается произнести сочетания гласных типа «иа», «аиа», «ио», «аи», «ои» и т. п., несколько протягивая фонему «и». Так же произносятся простейшие слова с восходящими и нисходящими дифтонгами — «иа», «иаблоко»; «ио», «иожик»; «аи», «иг-Раи»; «ои», стой» и т. п. Затем вводятся более трудные слова-— «маиак», «смеиотся», «играиут» и т. п. Наконец даются наиболее труднее — «обезиана», «пиот», «шиут» и т. п. Постепенно Длительность гласного «и» сокращается и из слогового звука он превращается в неслоговой.

Если указанный прием не приводит к цели, можно воспользоваться механическим способом постановки «j» (й) от «з» ана­логично тому, как «х» ставится, начиная с произнесения «с», но с той разницей, что завершающим является в данном случае не третий, а второй этап работы. Ребенка побуждают произнести слог «за» (протягивая согласный звук) и нажимают шпателем на самую переднюю часть языка, в результате получается нечто среднее между «з'а» и «ж'а». Затем шпатель продвигается не сколько глубже, пока не послышится четкое «йа». Подобным же образом из сочетания «аз'_____а» получается

Устранение дефектов произношения нёбных звуков - student2.ru Устранение дефектов произношения нёбных звуков - student2.ru Устранение дефектов произношения нёбных звуков - student2.ru Устранение дефектов произношения нёбных звуков - student2.ru Устранение дефектов произношения нёбных звуков - student2.ru Устранение дефектов произношения нёбных звуков - student2.ru Устранение дефектов произношения нёбных звуков - student2.ru Устранение дефектов произношения нёбных звуков - student2.ru Устранение дефектов произношения нёбных звуков - student2.ru Устранение дефектов произношения нёбных звуков - student2.ru «а________йа». Далее из'сочетаний «з'о», «з'у», «з'е», «аз'о», «аз'у», «аз'е» получаются слоги «jo»(ё), «jy» (ю), «}э» (е), «аё», «аи» «ае» и т. п.

Наши рекомендации