Снижение уровня притязаний как способ снятия психического напряжения.
6.Использование метода десенсибилизации(снятие чувствительности к факторам, вызывающим тревогу и страх).
12.Внутриличностные конфликты, их виды и пути преодоления
Мотивационный конфликт.Классификация внутриличностных конфликтов по К.Левину: предполагающие в качестве его причин внешние, ситуационные источники.
1.Эквивалентный (приближение - приближение) – причина: выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов (решение: компромисс);
2. Витальный (избегание - избегание) – причина: выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами (решение: компромисс);
3. Амбивалентный (приближение – избегание)- причина: выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная сторона (решение: примерение).
К. Левин считал, что внутренние конфликты являются следствием проблем, возникающих в жизненных ситуациях индивида. Предметом его внимания стали конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов - противоречащих или несовместимых. Мы имеем три возможных варианта: «буриданов осел» - выбор между двумя равнопривлекательными, но одновременно нереализуемыми возможностями; «из двух зол меньшее» - выбор между двумя равнонепривлекательными возможностями; «и хочется и колется» - одна и та же цель одновременно и привлекает и отталкивает.
Когнитивный конфликт. Согласно когнитивной психологии человек стремится к непротиворечивости, согласованности внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и испытывает дискомфорт от рассогласования.
Ролевой конфликт.Кроме того, для каждого человека существуют роли наиболее важные, те, которые человек реализует в первую очередь, с полной отдачей - это эталонные роли. Каждая роль связана с правами и обязанностями, это приводит к тому, что личность переносит социальный контроль внутрь себя, и такая ситуация может стать причиной внутреннего конфликта, если требования роли малосовместимы с некоторыми индивидуальными особенностями, если у человека слишком много эталонных ролей, и у него не хватает энергии, и сил для реализации их в полном объеме, если имеет место несовместимость ролей (к человеку предъявляются одновременно слишком разные, а то и несовместимые ожидания).
Разрешение ролевых конфликтов возможно через определение эталонной роли, если их слишком много; через расширение репертуара ролей, что позволит выбрать более согласованные роли; через уточнение содержания ролей.Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивнымии деструктивными.
Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед.Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических реакций.
Выделяют следующие виды деструктивных внутриличностных конфликтов:
1.Истерический - характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих.
2.Обессивно-психастенический - характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением.
3.Неврастенический - характеризуется противоречием между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе.
Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.