Основной особенностью психического состояния большинства осужденных является состояние психического напряжения.

У осужденного появляются механизмы психологической защи-

. ты, а в ряде случаев — механизмы социального отчуждения, психологический иммунитет на «воспитательные» воздействия. Стихийно возникают первичные малые группы. Микроклимат этой группы и оказывает решающее влияние на формирование поведенческой стратегии заключенного, ассимиляцию им тю­ ремной субкультуры, на возникновение барьеров во взаимоот­ ношениях с тюремным персоналом.

Психологический анализ личности осужденного, выявление и коррекция его поведенческих дефектов, индивидуально адре­ сованные меры по ресоциализации личности осужденного — все это остается пока за пределами возможностей наших исправи­ тельных учреждений. Тюрьма — замкнутая система с высокой концентрацией социально деформированных индивидов. Здесь возможности человека, его коммуникативные, познавательные, атем более этические и эстетические потребности находятся всостоянии депривации, резкого ограничения. Ограничивается сама сущность человека,

§ 3. Изучение личности осужденного. Методы воздействия на осужденного

в целях его ресоциализации

Для ресоциализации личности осужденного необходимо знать личностные особенности каждого осужденного.Задача эта сложна итрудоемка. Ее решение требует специальных психологических

516 Глава 19. Психологические основы ресоциализации осужденных

познаний, ориентации в структуре личности, динамике ее поведе­ ния, в релевантных (значимых) для нее средствах воздействия.

Источники получения информации о личности и методы ее изучения следующие.

1. Изучение материалов личного дела осужденного и иных документов — ознакомление с автобиографией и характеристи­ кой, данной различными учреждениями и следователем, с со­ держанием приговора и другими материалами личного дела, выявление ценностно-ориентационных и поведенческих осо­ бенностей осужденного, его ролевого статуса в преступном со­ обществе, поведения в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства, анализ публикаций, переписки, со­ циальных связей.

2. Объективное и включенное наблюдение — получение и анализ данных о непосредственно проявляемых осужденным личностных качествах в различных условиях жизнедеятельнос­ ти: особенности взаимоотношений с людьми в зависимости от их группового статуса, предпочитаемый стиль поведения, объекты повышенной ориентации, деформированность отдель­ ных социальных качеств, референтные группы, «уязвимые мес­ та» психики, зоны повышенной чувствительности.

3. Изучающая беседа (метод опроса) — получение сведений от осужденного по определенной программе в целях выявления личностных позиций, системы его отношений к различным со­ циально значимым явлениям, жизненного пути личности, воз­ можностей опоры на положительные качества личности.

4. Анализ данных медицинского (соматического и психотера­ певтического) обследования — ознакомление с состоянием фи­ зического и психического здоровья осужденного, с рекомендаци­ ями по организации его труда и быта в связи с возможными лич­ ностными акцентуациями, психопатическими проявлениями.

5. Анализ данных о психических особенностях личности — интеллектуальных особенностях (уровне интеллектуальных возможностей, широте кругозора, глубине и обоснованности суждений), особенностях волевой и эмоциональной сферы (спе­ цифике принятия решений, их транзитивности или нетранзи­ тивности, самостоятельности и настойчивости реализации, сфе­ ре импульсивных проявлений, преобладающих эмоциональных состояниях, склонности к аффективному поведению).

6. Анализ результатов различных воспитательных воздей­ ствий (разработка системы средств эффективного ресоциализи-


§ 3. Изучение личности осужденного

рующего воздействия на данную личность, коррекция системы воспитательных воздействий).

Эффективностьисправительного воздействия в значительноймере зависит от установления психологического контакта с осуж­ денным.Такой контакт возможен лишь на основе знания егоиндивидуальных особенностей, предпочтительных ориентации и актуализированных интересов.

Общаясь с осужденным, воспитатель должен знать:

• где и когда родился осужденный, наиболее яркие его впечатления в различные периоды жизни, уклад семейной жиз­ ни, особенности семейных отношений, этнические обычаи и традиции, взаимодействие с микросредой;

• наиболее существенные психотравмирующие жизненные обстоятельства: был ли рожден в браке, воспитывался ли обо­ ими родителями или одним из них, в каких материальных усло­ виях, какие обстоятельства семейной жизни имели психотрав-мирующее воздействие, какое получил образование, какую име­ ет профессию и специальность, где. работал до осуждения и какие были взаимоотношения с окружающими, имел ли семью,

к кому был особенно привязан, кого чаще всего вспоминает и по каким поводам, каким наказаниям подвергался, какова шка­ ла предпочтений; в каком возрасте и при каких обстоятельствах совершил первые деликты (проступки) и первое преступление, какие чувства испытал при этом, где и при каких условиях при­ ходилось отбывать наказание, чем занимался после отбытия наказания, совершил ли последнее преступление в составе груп­ пы, какое положение занимал в ней, как относится к совершен­ ному преступлению и назначенному наказанию, каковы его за­ щитные механизмы, особенности самооценки; каков уровень зараженности криминальной субкультурой, знает ли жаргон, поведенческие схемы в криминализированной среде, знает ли значение своих татуировок, при каких условиях они были нане*-сены, как переносит сексуальную депривацию (вынужденное воздержание), имеет ли болезни и физические травмы;

• как относится к своему нынешнему положению, какие трудности межличностных отношений глубоко переживает, ка­ кую тактику поведения предпочитает, чем живет, на что надеет­ ся, как планирует свое будущее.

Лишь зная типологическую схему поведения данной лично­ сти, можно вписаться в эту схему. В этом залог успешного воз­ действия на личность «изнутри», избежания навязывающего

518 Глава 19. Психологические основы ресоциализации осужденных

воспитания. Внешнее может действовать лишь через внутрен­ нее. Какой-либо стандартный набор «воспитательных» меро­ приятий (выпуск стенгазет, правовая пропаганда, культурно-массовая работа, организация спортивных мероприятий и труда

в мастерских), рассчитанных на глобальное воздействие, как по­ казывает опыт работы исправительных учреждений, не прино­ сит желаемого результата. А во многих случаях массовые казен­ ные мероприятия вызывают даже «эффект бумеранга» — произ­ водят эффект, обратный желаемому.

Личность имеет тенденцию к отвержению того, что навязыва­ ется ей извне. Эта тенденция в условиях исправительных учреж­ дений резко усиливается — общеизвестна установка заключен­ ных на отрицательное отношение к тому, что исходит от админи­ страции. Отчужденность, недоверие и враждебность — вот та глухая стена, о которую разбивается большинство казенных ме­ роприятий. Поэтому на первых порах все усилия администрации исправительных учреждений должны быть сосредоточены на том, чтобы хотя бы не ожесточать взаимодействие с заключенны­ ми, дать возможность хотя бы слегка оживиться некоторым рос­ ткам человечности в отверженном и психически деформирован­ ном индивиде. Нельзя зло преодолеть злом.

Не приносит успеха и всепрощающая доброта. Мера воздей­ ствия на грубое нарушение социальной нормы должна быть строгой, но справедливой, не несущей в себе налета мести. Бе­ зусловное соблюдение режима — категорическое требование. За его нарушение неизбежны отрицательные санкции. Но без из­ девательства над личностью, без глумления и произвола.

Взаимодействуя с личностью, необходимо рассматривать ее в системе групповых связей.Личность всегда представляет опреде­ленную малую группу. (Мы воздерживаемся от употребления понятия «коллектив» применительно к группам осужденных, ибо коллектив — это высшая форма социальной группы, инте­ ресы и цели которой полностью совпадают с интересами обще­ ства.) Группа, сообщество заключенных определяет поведение своих членов. И это закон не только для тюрьмы. Но в тюрьме «узы дружбы» особенно крепки.

Стратегия воздействия на личность через микросреду состо­ ит в том, чтобы эта микросреда приняла определенные ценно­ сти, так или иначе соотносимые с базовыми социальными цен­ ностями. Ничего не дающий, изнурительный труд будет отвер­ гнут группой. Труд, результаты которого немедленно принесут группе некоторое благо, станет определенной групповой ценно-


§ 3. Изучение личности осужденного

стью, возникнет соответствующий групповой интерес и внутри-групповой взаимоконтроль. Опыт некоторых исправительных учреждений показывает, что даже при существующей правовой регламентации режима возможны некоторые его улучшения: оборудование локальных зон и изолированных участков для небольших групп заключенных, улучшение санитарно -бытовых условий, повышение трудовой мотивации, поощрение трудовой инициативы, эстетическое оформление бытового окружения, интеллектуальное насыщение досуга, укрепление социальных связей с внешней средой. Количество общих и производствен­ ных правонарушений резко снижается по мере создания со­ временной промышленно-производственной базы исправитель­ ных учреждений, разнообразия трудовых процессов и повыше­ ния материальной заинтересованности в результатах труда.

Различные периоды нахождения в местах лишения свободы характеризуются различными психическими состояниями.

Первые два-три месяца — период первичной адаптации. Он отличается наиболее напряженным психическим состоянием осужденного. В этот период происходит болезненная ломка ра­ нее сформированных жизненных стереотипов, резко ограничи­ вается удовлетворение привычных потребностей, остро пере­ живается враждебность новой микросреды, часто возникают конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрус­ трация, когнитивный диссонанс.

Чувство безнадежности, обреченности становится постоян­ ным негативным фоном самосознания личности. И только при достаточной квалифицированности персонала осужденный мо­ жет осознать некоторые перспективы своей самоорганизации, возможности сосредоточения своего поведения на стратегичес­ ки правильных направлениях.

Следующий период связан с ценностной переориентацией заключенного, с принятием им некоторых норм и ценностей микросреды, с выработкой устойчивой стратегии и тактики сво­ его поведения в новых условиях. Преодолевается невроз бессмыс­ ленности бытия (логоневроз). Изыскиваются возможности вы­ живания. Несколько расширяется сфера социально-ролевого по­ ведения. Это период относительной личностной стабилизации.

И наконец, наступает долгожданная пора ожидания скорого освобождения. Но в это время заключенного одолевают и тяго­ стные мысли, его гнетут предстоящие трудности приспособле­ ния уже в новом для него мире. Предстоит новая личностная перестройка, овладение новой жизненной стратегией.


Наши рекомендации