Исследование уровня притязаний

Инструкция:

Ответьте на следующие вопросы «Да», если вы согласны с ним, «Нет» - если не согласны:

Список вопросов:

1. Вы настойчивы и не останавливаетесь перед трудностями, без колебаний осуществляете принятые решения? Так ли это?

2. Командовать, руководить лучше, чем подчиняться?

3. По сравнению с большинством вы достаточно способны и сообразительны?

4. Когда вам поручают какое-то дело, вы всегда настаиваете на том, чтобы делать его по-своему?

5. Вы всегда и везде стремитесь быть первым?

6. Если бы вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором?

7. Вам очень трудно сказать себе «нет», даже если желание неосуществимо?

8. Вы считаете, что достигните в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники?

9. В своей жизни вы еще успеете сделать очень многое, больше, чем другие?

10. Если бы вам пришлось начать жизнь сначала, вы бы достигли большего?

11. Обычно вы планируете свою работу так, что все успеваете сделать?

12. В любом случае лучше быть где-то в серединке, меньше спросу?

13. При одинаковой зарплате вы перейдете с руководящей на рядовую должность?

Подсчет результатов.

Подсчитаете сумму ответов «Да» по пунктам 1-10 и вычтете из нее сумму ответов «Да» по пунктам 11-13.

Ключ:

0-2 заниженный уровень притязаний

3-7 адекватный уровень притязаний

8-13 завышенный уровень притязаний

Интервью.

Интервьюирование – метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы.

Интервью называют целенаправленным опросом. Метод интервью получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии личности, психологии труда, но главная сфера его применения – социология. Поэтому по традиции его относят к социологическим и социально-психологическим методам.

Интервью определяется как «псевдобеседа»: интервьюер все время должен помнить, что он – исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.

Решающее значение при проведении интервью имеет доверительный контакт между интервьюером и опрашиваемым. Но ни в коем случае нельзя допускать панибратства и утраты психологической дистанции. Следует сохранять нейтральную позицию в процессе интервью и стараться не демонстрировать свое отношение ни к содержанию ответов и вопросов, ни к собеседнику. Существует масса конкретных методических рекомендаций по поводу построения и проведения интервью.

Беседа.

Беседа, как гласит «Психологический словарь», - метод получения информации на основе вербальной коммуникации, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

Можно, используя метафору, представить, что беседа это блуждание по лабиринту, в котором есть что-то, что нам нужно (информация). У лабиринта есть место, придя в которое вы можете заявить: «Я достиг цели», тоже самое вы скажете, когда подтвердите или опровергните в беседе первоначальную гипотезу.

То есть, у обоих процессов есть закономерное окончание, цель, достигнув которую продолжать делать то, что привело к достижению данной цели – совершенно бессмысленно, вы можете продолжать вращать отвертку, но если винт уже выкручен, то деятельность выглядит, как лишенная смысла.

Кроме того, у нашего метафоричного лабиринта есть входы, в худшем случае он один. Без входа лабиринт превращается в черный ящик, про который известно только одно – в нем что-то есть, но как это посмотреть ни кто не знает. Хорошо, у лабиринта есть один или несколько входов, однако не все они ведут к цели, часть из них начинают тупиковые направления. Правда до того, как проверить их, мы практически ни когда не знаем, какой из путей приведет в тупик, а какой к цели.

На мгновение отвлечемся от изучения процесса беседы и сконцентрируемся на прохождении лабиринта, возможно, это поможет сделать нам несколько интересных выводов.

Знаете ли вы, что надо знать, до входа в лабиринт с тем, чтобы иметь надежду выйти оттуда счастливым. Нужно точно знать, что мы собираемся найти внутри. Если цель не определена, то любая деятельность стремится занять все время, которое есть в наличии. И даже дольше того. Итак, перед тем, как войти в лабиринт надо определить, что мы будем искать в нем: выход, книгу, достоверный признак того благонадежен наш собеседник или нет.

Если мы начнем беспорядочно забегать в лабиринт и, не дойдя до конца по одной их дорожек, выскакивать и забегать снова в тот же или другой вход, не утруждая себя запоминанием пройденного, то довольно скоро настолько запутаемся, что вместо удовлетворения запросто можем получить разочарование, раздражение, недоумение и массу других негативных переживаний. Кто в этом виноват? Лабиринт? Его тупики и дорожки? То, что ответ не был в метре от входа? Или наше нетерпение, желание получить результат немедленно, отсутствие системности в действиях. Если вам случится попасть в лабиринт, то надо придерживаться нескольких правил:

1) Постоянно держите в голове ту цель, которую собираетесь достичь, для того, чтобы не пройти мимо нее. Часто, чаще, чем об это принято думать, человек увлекшись поиском клада, забывает о цели. Процесс может захватить все ваше внимание, поэтому надо сознательно удерживать в поле зрения образ того, что вы ищите.

2) До того, как войдете в лабиринт изучите его снаружи. Сколько у него входов? Какие из них кажутся наиболее перспективные? Выходит ли кто из лабиринта? Может быть, информации от них будет достаточно, чтобы понять, что цель достигнута без того, чтобы войти в лабиринт.

3) Запоминайте, в какой последовательности вы использовали входы лабиринта. Имейте внутренний смысл именно такой последовательности обхода, это поможет в дальнейшем анализе предпринятых попыток.

4) Запоминайте и систематизируйте все полученные данные. Пока вы внутри лабиринта, пока вы не достигли свою цель, вы не можете точно сказать, что вам потребуется в дальнейшем. Систематизация способна облегчить и запоминание и, что более важно, вспоминание информации.

Кстати, знаете ли вы, что запоминание и вспоминание, – разные процессы. Один человек может запоминать информацию как набор зрительных картинок (визуально). Если он использует ту же визуальную модальность для вспоминания, то у него будет меньше проблем, чем, если он станет вспоминать при помощи аудиальной (звуки) или кинестетической (чувства и ощущения) модальности. Подробнее о способах хранения информации и использования внутреннего опыта можно посмотреть в литературе по нейролингвистическому программированию.

5) Сопоставляете доступную вам информацию, ищите в доступной информации ответа на один вопрос: «Я достиг своей цели»? Сопоставление информации это один из секретных приемов, которым пользуются опытные следователи, дознаватели, исследователи в широком смысле слова, верификаторы. Возможно, в том или ином виде сопоставлением доступной информации пользуются все высокопрофессиональные специалисты и продавцы, и политики, и старатели на прииске. Даже в карты, в банального «подкидного», нельзя играть мастерски, если вы исходите из последней порции информации, а не сопоставляете все что происходит за игровым столом, а то еще и предыдущий опыт можно привлечь.

6) Перед тем, как предпринять новое действие, которое потребует от вас значительных ресурсов, решите, если ли шанс, что оно может привести к цели. Довольно часто мы игнорируем этот пункт и делаем массу ненужной работы, хотя с самого начала было ясно, что-то или иное действие, даже в идеальном случае не приблизит нас к разгадке лабиринта.

Мы довольно долго говорили о лабиринте, о том, как в нем искать и находить нечто, что нам нужно. Возможно, вы и без нас сделали некоторые выводы, и нашли интересные аналогии, все же позвольте привести и наше мнение тоже.

1) Точно определите, что вы хотите получить от беседы (цель). Например, «Я хочу понять - насколько мой собеседник соответствует моим представлениям о благонадежном человеке». Отлично, такая формулировка достаточно точна, она определяет цель и даже намечает входы в этот «лабиринт». Входами, являются ваши представления о благонадежности, ваши критерии. Например, вы можете знать, или согласиться с нами, что склонность к алкоголизму и наркомании понижает уровень благонадежности. Это – один из факторов влияющих на текущий уровень благонадежности. Это один из входов, через который мы можем добыть ответ на главную цель-вопрос, которую мы сформулировали выше.

2) Теперь, в соответствии с нашими правилами нам надо осмотреть наш «лабиринт» снаружи. Может оказаться, что на лице или на локтевых сгибах мы увидим ответы. Тогда даже не надо начинать нашу беседу, даже не надо заходить в лабиринт. Однако жизнь была бы слишком простой, если бы ответы всегда были так легко доступны. Предположим, что вам не удалось получить ответ на вопрос о благонадежности только по информации полученной до начала беседы, тогда надо входить по очереди в каждый из входов лабиринта. Если у вас есть несколько факторов влияющих на уровень благонадежности (а это так на самом деле) то, вероятно, вы можете их проранжировать (распределить по степени важности).

Закон разумной целесообразности требует, чтобы вы начинали с факторов, которые имеют максимальный вес в вашем представлении о неблагонадежности. Зачем терять время на второстепенный фактор, если еще не проверен самый важный, может быть, мы получим ответ, после которого продолжение разговора не более осмысленно, чем вращение отвертки после того, как винт выкручен.

3) Определив последовательность факторов (признаков), наличие или отсутствие которых требуется определить, можно приступать к собственно процессу сбора информации. В данный момент, при проведении беседы у вас есть только два инструмента: это способность верно задать вопрос, и что важнее суметь получить на него ответ. Несмотря на то, что беседа это то, что мы делаем значительно чаще, чем например едим, тем не менее людей искусных в этом еще меньше, чем тех, кто считает себя гурманами. Поэтому рассмотрим оба инструмента настолько подробно, насколько это требуется для успешного владения ими.

Наши рекомендации