Особенности использования методов социально-психологического обучения на каждой возрастной ступени развития личности.

Метод – способ, прием, который наука использует для изучения предмета.

Ребенка следует изучать: а) в процессе деятельности;

б) в процессе обучения и воспитания.

1. Метод поперечных(возрастных) срезов. Сравнение свойств, выборок, отличающихся от других по хронологическому возрасту.

· Продольный срез(лонгитюдное исследование). Длительное время изучается один и тот же ребенок и один и тот же процесс и сопоставляется.

· Поперечный срез.Изучаются одни и те же дети в течение определенного отрезка их жизни. Выявляются особенности развития на определенном этапе.

· Комплексные исследования.Возрастной этап изучается комплексно.

2. Генетико-моделирующие методы. Основаны на каузально-генетическом методе (причинно-следственном).Формирующий,обучающийивоспитывающий эксперименты. Это методы активного формирования психических функций личности в целом. В зависимости от задач и целей выбирают различные формы исследования.

Генетически предполагаются следующие этапы:

1. Констатирующий – этап выявления АУР функций и личностных особенностей.

2. Постановка гипотезы– выбор методов и методик активного формирования особенностей психики: включение активных методов и форм эксперимента.

3. Констатирующий эксперимент– осмысление эффективности активного метода формирования.

3. Близнецовый метод.Осуществление длительного наблюдения за одно- и разнояйцовыми близнецами при варьировании условий их жизни и воспитания. Метод нацелен на выявление соотношений.

4. Проективные методы.Они основаны на принципе проекции – перенесении на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств. Ребенок, посмотрев на картинку со смутно изображенными на ней фигурами (ТАТ), рассказывает о них, исходя из своего опыта, наделяя их своими заботами и переживаниями.

5. Социометрический метод.Изучаются отношения между детьми, сложившиеся в группе детского сада или школьном классе.

Личностные и интеллектуальные тесты. Последующие работы: Б. Сигизмунд и А. Куссмануля – немецкие врачи, описавшие особенности психофизиологического развития своих детей. Сигизмунд выделил 5 периодов раннего детства:

1. 0-3 месяцев – грудной – до появления улыбки.

2. 3-6 месяцев – улыбающийся – до приучения к сидению.

3. 6-9 месяцев – хапун – до ходьбы.

4. 9-15 месяцев – пешеход – до говора.

5. 15-24 месяцев – говорун – от первых слов до первого предложения.

Этап филогенеза

(по способудобывания пищи)

Этап онтогенеза

1. Копание и рытье земли

/этап бродяжничества/.

Развитие ребенка 0-5 лет. В 3 года - наиболее полно проявляются все признаки. Наблюдения за играми, поведением детей показывают, что съедобность - мера всего.

2. Охота и захватпищи,

добычи.

С 4 до 12 лет. Пик в 7 лет. Дети любят прятаться, пугать друг друга. Игра в "войну".

3. Этап пастушества.

9-14 лет. Пик в 10 лет. Нежность к животным, постройка хижин. Желание иметь в своем доме животных.

4. Этап земледелия.

С 9-14 лет. Пик в 12 лет. Появляется желание к земледелию, сажать, выкапывать растения. Страсть к садоводству.

5. Период торговли.

С 16-40 лет. Пик в 20 лет. Выступление денежных интересов на первый план. Требование уплаты за свои услуги. Торговые сделки. Продажа.

12.Использование методов социально-психологического обучения в ДОУ. Активные методы обучения (АМО) должны формировать у детей стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и, на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий, выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.

Активные формы занятий представляют собой формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию детей и педагога, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой проблемы и способов ее практического решения.

Активные формы и методы огранизации учебного процесса неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность помогает создавать определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияет на качество методов. Если на занятиях определенной формы используются активные методы, можно добиться значительной активизации учебно-воспитательного процесса, роста его эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер. Независимо от указанных исследований, также шел поиск так называемых активных методов обучения (АМО), обеспечивающих интенсивное развитие познавательных мотивов у детей и интереса, способствующих проявлению творческих способностей в обучении.

В целом активное обучение можно представить следующим образом:

1. Принудительная активизация мышления, когда ребёнок вынужден быть активным независимо от его желания.

2. Достаточно длительное время вовлеченности детей в образовательную деятельность, т.к. их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего проекта).

3. Самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности детей.

4. Постоянное взаимодействие обучаемых и воспитателей посредством прямых и обратных связей.

Значительный интерес в дошкольном образовании представляет проектная деятельность. В основе каждого проекта обычно лежит какая-либо проблемная ситуация, сущность которой состоит в создании дидактических и психологических условий, способствующих проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности воспитанника. В зависимости от ее характера, способов разрешения и преобладающих форм деятельности участников, различают несколько типов проектов:

· исследовательские – подразумевают проверку некоего предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдение, эксперимент);

· творческие – связаны с подготовкой праздников, театральных представлений, съемкой видео- и мультипликационных фильмов;

· игровые – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных проблемных или учебных ситуациях;

· информационные – направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте, явлении;

· практико-ориентированные – связаны с работой на достижение объективно или субъективно значимого результата.

Метод проектовпредставляет собой педагогическую технологию, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность человека, в процессе которой он познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

При выполнении проекта могут использоваться другие активные методы обучения. Например, поиск формы реализации проекта может осуществляться в ходе дискуссии, деловой игры или «мозгового штурма».

Этот метод служит инструментом исследования и изучения ситуации, оценки и выбора правильного решения. Ситуации, как и проекты, могут быть стандартные, критические и экстремальные.

Таким образом, обучение по данной методике состоит из следующих этапов:

· подготовка сюжета ситуации;

· формулировка вопросов-заданий слушателям;

· групповая работа над изучением ситуации;

· групповая дискуссия;

· итоговая беседа с принятием определенного решения.

Ситуация (или проблема в проектном обучении дошкольников) является одним из важнейших методов, применяющихся в педагогической практике, т.к. она активно способствует тренировке мышления, обогащению активного и пассивного словаря, развитию внимания и памяти. Решение конкретной ситуации подразумевает определенное сочетание фактов и факторов из реальной жизни. Участники становятся действующими лицами, как бы актерами, пытающими найти решение, то есть прийти к самостоятельному выводу.

13.Использование методов социально-психологического обучения в ГОУ СОШ. предполагается выполнение следующих мероприятий:

· Разработка и апробация инновационных технологий психологического сопровождения различных контингентов обучающихся.

Разработка параметров, создание и апробация модели мониторинга психологического состояния и потенциала развития учащихся. Наиболее близким для нас является понимание психологического здоровья как «динамической совокупности психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие личности» (О.В.Хухлаева), где в качестве его критериев выделяются следующие:

· позитивное самоощущение, позитивное восприятие мира;

· высокий уровень развития рефлексии;

· стремление улучшать качество основных видов деятельности;

· успешное прохождение возрастных кризисов;

социальная адаптация (к школьной среде). елью работы психологической службы является содействие формированию психологического здоровья и личностного развития всех участников образовательного процесса.

Приоритетные направления:

· Профилактическая работа с учащимися в процессе адаптации, включающая элементы гармонизации физического и психологического состояния ребенка.

· Организация безопасной и комфортной школьной среды, основная цель которой – пробуждение активной жизненной позиции всех участников образовательного процесса, стимулирование творчества.

· Формирование у обучающихся культуры здоровья, навыков здорового образа жизни средствами психологических игр.

В рамках вышеуказанных направлений существуют следующие формы работы педагога-психолога с контингентом обучающихся в нашей школе:

  • диагностика;
  • коррекционно-развивающие занятия;
  • психопрофилактические занятия;
  • консультирование;
  • организационно-методическая деятельность;
  • организация общешкольных мероприятий воспитательно-профилактического характера (психологических и деловых игр, акций, конкурсов и т.д.).

При диагностике используются методики, соответствующие возрасту учеников и подобранные соответственно критериям их психологического здоровья:

· тревожность;

· агрессивное поведение;

· низкая мотивация;

· слабая успеваемость;

· школьная дезадаптация;

· неадекватная самооценка.

Программа развивающих психологических занятий учитывает возрастные новообразования и этапы развития личности, ведущий тип деятельности. Выделены следующие ведущие «проблемы» классных параллелей, на которые нацеливается деятельность психологической службы:

1 класс – адаптация;

2-4 классы – социализация, интеграция в разновозрастной социум;

5 класс – адаптация;

6-8 классы – развитие самосознания;

9-11 классы – профессиональное и личностное самоопределение, самореализация.

Наши рекомендации