Виды лекций и приемы их проведения.
Эффективная лекция сочетает в себе глубокое идейное содержание с рациональной формой ее изложения. Для повышения эффективности лекций важно выявить их типологию, особенности структуры, этапы подготовки и методику чтения каждого типа.
Лекции подразделяются на ряд типов:
· по общим целям: агитационные, пропагандистские, воспитывающие, развивающие;
· по содержанию: академические и популярные;
· по дидактическим задачам: вводные, текущие, обобщающие, установочные, обзорные;
· по воздействию: на уровне эмоций, на уровне понимания, на уровне убеждений.
Задача преподавателя – сделать каждую лекцию убедительной, точной, осязаемой.
Конспект каждой лекции должен содержать:
· тему (точно сформулированную);
· цель и задачи;
· список литературы обязательной и дополнительной;
· текст содержания (с выделением основного и второстепенного);
· задания для самостоятельной работы.
Этапы подготовки лекции:
· изучение программы и учебников;
· составление списка литературы;
· изучение литературы, отбор содержания и его стилистическая правка;
· выбор типа композиции;
· написание плана или конспекта с вычленением в нем главного в помощь слушателям при записи лекции;
· подбор наглядности.
Форма подачи:
· голосовое оформление (с точки зрения педагогической психологии);
· мимика и жесты;
· репетирование (перед зеркалом и магнитофоном) с хронометрированием времени на всю лекцию и отдельные ее части.
Организация аудитории и методика чтения.
До начала лекции:
· проверить состояние аудитории (наличие света, чистой доски, чистоты и свежести воздуха, мебели, кафедры, указки, достаточного количества рабочих мест для студентов и др.);
· написать на доске тему, план, литературу, термины;
· разместить наглядные пособия и технические средства.
После начала:
· устно сообщить тему и мотивировать ее значение;
· четко выделить цель и задачи лекции;
· помочь записать студентам в тетрадях тему, план и литературу.
При чтении лекции учесть ряд правил:
1. читать по плану;
2. с дифференцированием (подробнее и помочь записать то, что хуже освещено в литературе);
3. выделять интонационно каждый вопрос;
4. в каждом вопросе выделять главное (для запоминания) и второстепенное, интересное и неинтересное, трудное и простое;
5. точно произносить формулировки;
6. термины четко проговаривать, расшифровывать и записывать на доске;
7. доводить каждую истину до убеждения каждого студента, избегать нудного тона, равнодушия;
8. чувствовать и понимать реакцию аудитории;
9. использовать обратную информацию, желательно после каждого раздела, вопроса.
Форм проведения лекций на сегодняшний день существует много: проблемная лекция, лекция – визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, лекция-дискуссия,лекция с разбором конкретных ситуаций, но самой распространенной являетсялекция-беседа.
Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.
Беседа как метод обучения известна еще со времен Сократа. Это самый простой способ индивидуального обучения, построенный на непосредственном контакте сторон. Эффективность лекции-беседы в условиях группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается каждого студента вовлечь в двусторонний обмен мнениями. В первую очередь это связано с недостатком времени, даже если группа малочисленна. В то же время групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления студентов.
Участие слушателей в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, озадачивание студентов вопросами в начале лекции и по ее ходу, как уже описывалось в проблемной лекции, вопросы могут, быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из студентов не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому студенту, или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала.
Вопросы могут быть как простыми для того, чтобы сосредоточить внимание студентов на отдельных аспектах темы, так и проблемные. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получает возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщения, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять важность обсуждаемой темы, что повышает интерес, и степень восприятия материла студентами.
Во время проведения лекции-беседы преподаватель должен следить, чтобы задаваемые вопросы не оставались без ответов, т.к. они тогда будут носить риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления студентов.
4.2. Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских (практических) занятий.
Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, а семинарские занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Подготовка к практическим занятиям не может ограничиться слушанием лекций, а предполагает предварительную самостоятельную работу студентов в соответствии с методическими разработками по каждой запланированной теме. Для проверки степени готовности к семинарским занятиям издавна практиковались просеминары, которые в современной высшей школе встречаются, к сожалению, все реже.
Слово "семинар" происходит от латинского "seminarium" - рассадник и связано с функциями "посева" знаний, передаваемых от учителя к ученикам и "прорастающих" в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний.
В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
В настоящий момент сложились следующие виды семинаров:
· Просеминар - ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, литературой, и методикой работы над ними.
· Собственно семинар:
а) развернутая беседа по заранее известному плану;
б) небольшие доклады студентов
Можно выделить несколько видов учебных семинаров: междисциплинарные, проблемные, тематические, ориентационные, системные.
Спецсеминары и спецпрактикумы проводятся обычно на старших курсах в рамках более узкой специализации и предполагают овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики.
Критерии оценки семинарского занятия:
· Целенаправленность;
· Планирование;
· Организация семинара;
· Стиль проведения семинара;
· Отношения "преподаватель - студенты";
· Управление группой.
Практические занятия.
Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия (ПЗ). Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны. Это родовое понятие: уроки иностранного языка, лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы.
Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции.
Структура практических занятий:
· вступление преподавателя;
· ответы на вопросы студентов по неясному материалу;
· практическая часть как плановая;
· заключительное слово преподавателя.
Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмыслению и пониманию.
Цель занятий должна быть ясна не только преподавателю, но и слушателям. Следует организовывать практические занятия так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов.
При проведении практических занятий следует учитывать роль повторения. Но оно должно быть не нудным, однообразным. Повторение для закрепления знаний следует проводить по вариантам, под новым углом зрения, что далеко не всегда учитывается в практике вузовского обучения.
Приложение 1
Инструктивные материалы