Методика проведения консультаций по курсу лекций, лабораторно-практическим занятиям

Утверждено

На заседании кафедры

Протокол №1 от 02.09.03.

Краматорск 2003

УДК 621.81.001.2

Методические указания к проведению консультации по дисциплине «Основы конструирования и детали машин» \ Сост. Роганов Л. Л., Карнаух С.Г. – Краматорск: ДГМА, 2003.-12 с.

Составители Л.Л.Роганов, профессор

С.Г.Карнаух, доцент

Ответственный за выпуск А В Чумаченко. ст. преподаватель

Консультации по курсу «Основы конструирования и детали машин» (ОК и ДМ) являются важной составной частью учебного процесса, предназначены для более глубокого освоения студентами разделов курса, для систематизации и логической увязки отдельных тем, для оказания помощи слабоуспевающим студентам преподавателями кафедры.

Консультации делятся на 3 основных вида, для которых применяется различная методика.

К первому виду относятся консультации по курсу лекций, лабораторно -практическим замятиям.

Ко второму виду относятся консультации по курсовому проектированию.

К третьему виду относятся предэкзаменационные консультации.

Перед каждым видом консультаций стоят конкретные , но разные задачи, однако их объединяет одна цель - более качественное и эффективное усвоение студентами курса.

Методика проведения консультаций по курсу лекций, лабораторно-практическим занятиям

Этот вид консультаций проводится систематически (еженедельно) в V и VI семестрах в период чтения лекций и ведения лабораторно - практических занятий. Анализируемый объем консультаций этого вида составляет: 1 час в неделю на поток студентов и от 1/4 до 1/3 часа в неделю на одну подгруппу студентов дневного отделения, и 2 часа в неделю для студентов заочного отделения. Как правило, консультации проводятся лектором, который объединяет консультации по лекционному материалу с последующей консультацией по лабораторно - практическим работам. На первую часть консультации, по курсу лекций, могут являться студенты потоков, в которых лектор читает курс. Лектор может вызывать на лекционную консультацию студентов, которые, по его мнению, слабо усвоили определенный раздел курса, пропустили лекцию. При этом учитываются пропуски лабораторно - практических занятий студентами и их текущая успеваемость, например, по результатам еженедельного программированного опроса. При выполнении трудных разделов курса лектору следует учитывать результаты, показанные студентами прошедших курсов на экзаменах. К трудным разделам курса ОК и ДМ, по результатам ответов студентов на экзаменах, можно отнести следующие:

· выбор допускаемых напряжений при статическом и циклическом нагружении деталей машин;

· вывод уравнений изгибной и контактной прочности зубчатых передач;

· понятие об эквивалентном колесе для косозубых, конических и червячных зацеплений;

· особенности вывода расчетных формул для конических и червячных зацеплений;

· усилия в зубчатых передачах;

· кривая скольжения ременных передач;

· расчет валов на усталостную прочность при различных циклах изменения касательных напряжений;

· расчет подшипников качения;

· расчет муфт;

· усилия в резьбовой паре при прямом и обратном движениях;

· расчет резьбового соединения с учетом упругой податливости элементов стыка;

· расчет клиновых шпонок;

· расчет сварных, заклепочных соединений.

Консультация начинается с учета явившихся студентов и согласования с ними вопросов, тре6ующих разьяснения. В определении этих вопросов решающая роль принадлежит преподавателю.

Основная часть консультации посвящается разъяснению трудно усваиваемого раздела курса. При этом не следует повторять лекционный материал. Более целесообразно, сделав обзор, подробно остановиться на элементах выводов, показать подробнее, чем в лекции, отдельные фрагменты раздела, увязать их с усвоенным студентами ранее материалом. Большое значение при этом имеют рисунки на доске, макеты. Пользу приносит разделение рисунка на части, чтобы студент видел ход построения, отдельные переходы, приемы, применяемые для вывода формул.

Во всех случаях при сложном рисунке можно рекомендовать пояснять построение чертежа словами, разделив его на этапы и зафиксировав порядок построения чертежа в конспекте.

После разъяснения раздела преподаватель задает студентам несколько вопросов, ответы на которые показывают, усвоен ли материал.

Лабораторно-практические занятия имеют целью научить студентов использовать теоретический материал, полученный на лекциях, для проведения практических расчетов, ознакомить с реальными конструкциями изучаемых деталей, методами их исследования.

На лабораторно-практических занятиях проводится программированный контроль подготовки студентов к занятиям по карточкам программированного контроля занятий студентов, которые разработаны по каждой теме; с использованием тестовых программ, представленных на сайте кафедры (http://192.168.9.54); по сборникам задач, разработанных по основным темам курса. Проверка результатов опросов проводится преподавателем либо во время занятия, либо на перерыве. Обычно преподаватель проверяет карточки программированного опроса при студентах, привлекая их для ответа. Это занимает 5-7 минут учебного времени и приносит безусловную пользу студентам. Анализируя ответы, преподаватель выявляет разделы темы, которые плохо усвоены студентами. Слабо усвоенные разделы темы уточняются лектором совместно с ассистентами, ведущими занятия в группах потока. На консультацию вызываются студенты, плохо ответившие на вопросы указанных выше программированных опросов для контроля знаний и показавшие плохие знания при обычном опросе, а также желающие проконсультироваться.

Консультацию рекомендуется начинать с анализа неудовлетворительных, плохих и неполных ответов студентов на карточки программированного контроля знаний. При этом привлекается соответствующий лекционный материал, а также материал лабораторно-практических занятий. На примерах решения конкретных расчетных задач поясняются плохо усвоенные разделы курса. Целесообразно для закрепления материала задать студентам конкретные вопросы и оценить ответы на них. В конце консультации, как правило, производится выдача вопросов в виде карточек программированного опроса на тему, по которой студент не дал ранее положительного ответа. С целью стимулирования более качественной подготовки к занятиям, по усмотрению преподавателя можно при повторной выдаче студентам карточек программированного контроля знаний увеличить число карточек на одну тему (например, на первую пересдачу выдавать 2 карточки, на вторую - 3 и т.д.).

На текущих консультациях преподавателю целесообразно выявлять ход выполнения студентами домашних работ, особенно в случаях, когда отдельными студентами нарушается график сдачи выполненных домашних работ. В этом случае задолжники также вызываются на консультацию и с ними разбираются разделы домашнего задания, вызвавшие затруднения у студентов. В некоторых случаях есть смысл обязать студентов на консультации выполнить наиболее важную часть домашнего задания под контролем преподавателя, например кинематический расчет, разбивку передаточных чисел привода и т.п.

При проведении консультации следует постоянно увязывать рассматриваемый материал с другими разделами курса, показывать их взаимосвязь и взаимозаменяемость, подчеркивая важность и необходимость разбираемого материала для практических расчетов деталей машин. Целесообразна также ссылка на аналогичные вопросы и проблемы, которые будут рассматриваться на старших курсах при изучении специальных дисциплин.

Наши рекомендации