Принципы методики преподавания русского языка (общедидактические и частнодидактические ).
Дидактика-раскрывает закномерности усвоениЯ ЗНАНИЙ.
Номенклатура методов обучения русскому языку богата и разнообразна. Она складывается из 1) общих методов, т. е. методов, которые являются общими для всех (или большинства) изучаемых в школе учебных предметов и которые разрабатываются в дидактике. Это слово учителя (объяснение, рассказ), беседа, школьная лекция, работа с книгой, упражнения учащихся, использование наглядных пособий (схем, таблиц), экскурсия; 2) специфических методов, т. е. методов, присущих только данному предмету, причем эта группа методов состоит из двух подгрупп: в одну входят специфические для русского языка методы (грамматический, орфографический, пунктуационный — разбор, диктант, изложение и др.); в другую — методы нашей лингвистической науки, используемые в качестве методов обучения русскому языку. Это такие методы, как анализ языка, метод наблюдений, экспериментальный метод, метод моделирования, метод конструирования, метод аналогии, статистический- метод, и некоторые другие.Метод—это инструмент в руках учителя, поэтому использование метода науки как инструмента, с помощью которого ученик усваивает то или иное языковое явление, способствует преодолению разрыва между теоретической и практической частями курса.
Рассмотрим некоторые из общих и затем специфических методов обучения.
Общие методы
Слово учителя — это общее название для всех видов более или менее развернутых высказываний учителя на уроке с целью объяснения нового материала, разъяснения чего-либо непонятного, ответа на вопросы учащихся, дополнений к материалу учебника, расширения круга сведений по тому или иному разделу учебника.
Этот метод широко используется и при изучении нового материала, и при закреплении или обобщении пройденного по теме, разделу.
Беседа— один из самых распространенных методов обучения, который используется при изучении всех разделов курса и наэтапе знакомства с новым материалом, и на этапе закрепления, и на этапе повторения. Этот метод широко применяется всеми учителями, потому что он позволяет привлечь к работе всех (или почти всех) учащихся, что способствует активизации учебного процесса.
Специфические методы
Анализ языковых явлений содействует развитию логического мышления и аналитических способностей учащихся, воспитывает навыки самостоятельной работы, является активной формой повторения, закрепления и проверки знаний.Метод наблюдений над языковыми явлениями применяется с целью наилучшего осознания изучаемой языковой теории. Этот метод издавна является способом изучения языка как в лингвистике, так и в школьном курсе.
Наблюдения, как правило, проводятся под руководством учителя по определенному плану (или данным в учебнике вопросам) и готовят школьников к осознанному усвоению определений, правил и т. д.Материал для наблюдений в учебниках обычно состоит из двух частей: 1) языкового материала, 2) вопросов для его анализа. Вслед за наблюдением помещается правило, определение, т. е. обобщаются обнаруженные закономерности языка.
Метод эксперимента в обучении применяется не на всех этапах обучения. Однако наблюдения показывают целесообразность его использования начиная с I класса.
Для развития зрительного восприятия всех элементов графического письма и осознания роли в письменной речи знаков препинания учитель на доске записал два небольших текста: один со знаками препинания в конце предложений (этот текст закрыт бумагой), другой без знаков препинания.Текст без знаков препинания допускает разное чтение (Зайчик спрятался под кустом около дерева. Притаилась лисица на опушке).С помощью вопросов учителя и чтения текста, в котором расставлены знаки, дети самостоятельно сделали вывод, что в отрывке, где расставлены знаки препинания, нет разного толкования.
Метод аналогии выступает в процессе обучения как метод познания. Использование метода аналогии позволяет учащимся устанавливать сходство между языковыми явлениями, приобретать новую учебную информацию, осознавать изучаемый материал, закреплять, обобщать и систематизировать знания.
Заметим, что универсальных методов, которые бы на всех этапах обучения давали одинаковый эффект, не существует. Любой из названных выше методов при одних условиях может быть максимально эффективным, при других — малорезультативным или совсем неприемлемым. Только совокупность методов и методических приемов может дать положительный эффект в обучении русскому языку.