Прочитайте. Запишите определение методики преподавания русского языка как науки, определите ее предмет, основные источники обогащения

Методика преподавания русскою языка в школе с украинским языком обучения – это педагогическая наука, изучающая закономерности обучения школьников русскому языку как вто­рому в условиях украинско-русского двуязычия. Методика обучения русскому языку как неродному является отраслью лингводидактики.

Предмет методики русского языка в школах с украин­ским языком обучения – процесс обучения русскому языку, его практическому использованию в условиях украинско-русского билингвизма.

Основными компонентами процесса обучения являются:

- содержание изучаемого;

- деятельность учителя, организующего процесс обучения;

- деятельность учащихся, овладевающих новыми знаниями и умениями;

- результат усвоения [Львов М.Р. и др.].

Исходя из этого, методика русского языка в школах с украинским языком обучения решает следующие задачи:

- определение цели и задач изучения русского языка в шко­лах с украинским языком обучения (зачем учить?) – планирование;

- определение содержания обучения – точно очерченного объема коммуникативных компетенций у школьников; круг знаний, умений и навыков, подлежащих обязательному усвоению учащимися каждого класса (И.Н.Лапшина);

- аргументация выбора содержания обучения, сравнительный анализ различных концепций обучения (почему так, а не иначе?);

- исследование соотнесенности явлений русского и украинско­го языков в методических целях;

- определение особенностей процесса усвоения русского языка в условиях украинско-русского билингвизма;

- определение эффективных методов и приемов обучения;

- разработка системы оценивания и контроля результатов обу­чения (как оценивать и контролировать усвоенное?).

Актуальные проблемы методики на современном этапе развития начальной школы

1. Реализация коммуникативной направленности обучения неродному языку.

2. Реализация преемственности всех ступеней обучения неродному языку.

3. Создание региональных и вариативных национальных программ обучения неродному языку.

4. Разработка компетентностной модели обучения неродному языку, определение средств перехода к ее реализации.

5. Изучение взаимосвязи образования с разными формами культуры и видами социальной практики.

6. Разработка проблем материально-технического обеспечения изучения неродного языка.

Источники обогащения методики:

- практический опыт и его традиции, обобщение передового опыта;

- развитие базовых наук (языкознания, литературоведения, психологии, педагогики и др.);

- развитие смежных наук (методики русского языка как род­ного, как иностранного и методики русского языка в других национальных школах, методики украинского языка и т.д.);

- новые исследования в области теории обучения языку как фундаментальной части методики;

- методический эксперимент, создание новых программ, учеб­ников, конструирование новых типов уроков и т.д.

Научные дисциплины, с которыми связана методика обу­чения русскому языку, позволяющие определить систему обучения русскому языку в украинской школе:

- дисциплины языковедческого и литературоведческого циклов: 1. Языкознание (особенности и специфика русского языка; сопоставительные данные русского и родного языков). 2. Психолингвистика (закономерности порождения и восприятия речевых высказываний). 3. Теория речевой деятельности (понятие речевой деятельности; структура и виды речевой деятельности). 4. Теория текста (информация о различных аспектах текста – категориальные признаки, структура, композиция). 5. Теория коммуникации (закономерности, правила, особенности, виды общения). 6. Литературоведение (теория жанров и стилей; понятие образа в художественном произведении; исследования в области языкового мастерства писателей, поэтов). 7. Детская литература (произведения детской литературы). 8. Исследования детской речи (закономерности овладения языком в дошкольном возрасте; знания о роли «языковой среды»; знания о развитии речи в семье; знания о формировании языкового чутья у ребенка).

- дисциплины психолого-педагогического цикла:

1. Психология (основные положения общей психологии– психология памяти, восприятия, воображения, интереса и т.д.; основные положения возрастной психологии – психологии младшего школьника; данные о психических процессах, свойственных школьнику при усвоении им русского языка как второго в условиях украинско-русского двуязычия). 2. Педагогика (общепедагогические и общедидактические положения о принципах, методах обучения, о требованиях к современному уроку, учебнику).

Характер связи: указанные дисциплины являются базой методики обучения русскому языку.

Методика как педагогическая наука имеет свои методы исследования:

1. Теоретические:

- изучение методологических основ явления;

- изучение «истории» вопроса;

- изучение вопросов современного науковедения, методов исследования в смежных науках;

- анализ и обобщение материалов, полученных эмпирическим путем.

2. Практические:

- изучение творческого педагогического опыта;

- целенаправленные педагогические наблюдения;

- педагогический эксперимент

Наши рекомендации