Изучение лирических произведений в школе.
Основными особенностями лирических произведений, отмеченных в трудах литературоведов, являются следующие: изображение характера в отдельном проявлении, в конкретном переживании; субъективированность этого изображения, индивидуализация его. Непосредственное переживание отодвигает на второй план жизненные ситуации; в лирических произведениях отсутствует развернутый сюжет. Учащиеся 4-6 классов более восприимчивы к лирической поэзии, чем ученики 7-8 классов. В 9-11 классах интерес к лирике у большинства школьников возвращается, при этом на новом, более высоком уровне.
Основной особенностью уроков лирики является необходимость углубить непосредственные эмоциональные впечатления учащихся. Осознание не только конкретного, но и общечеловеческого в лирике представляет наибольшую сложность.
В методике изучения лирики особое место отводится выразительному чтению как органической части анализа текста. Рекомендуется также использование музыкальных произведений с целью воссоздать образ-переживание автора, мир чувств лирического героя. Многозначность слова в лирической поэзии требует внимания к его эмоциональному звучанию. Мелодия и ритм стиха воссоздаются в звучащем слове.
В работе с учащимися старших классов на уроках лирики особенно важно соединить логическое и эмоциональное начала. Уроки литературы дают интересные формы перехода от образного строя произведения к системе теоретических понятий и обратно, но на новом, более высоком уровне.
Экзаменационный билет № 12
34.Цели обучения и опрос как развитие познавательной самостоятельности учащихся.
Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции. /Основными целями обучения принято считать:· создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их; · дать универсальное образование на уровне, отвечающем быстрому развитию науки и позволяющем адаптироваться в современном мире; · реализовать идею общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманитаризации образования; · воспитать высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, труду, творчеству; · следовать международным требованиям к построению программ для детей с высокими интеллектуальными способностями: углубление содержания программ, развитие высокого уровня мыслительных процессов, развитие понимания собственных способностей учащимися; · формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ. /// Из видов опроса, подходящих для развития самостоятельности, следует отметить индивидуальный опрос - В ходе индивидуального опроса ученик дает развернутый полный ответ на вопрос теоретического характера. В это время осталь-ные выполняют специальные задания, связанные с осмыслением ответа товарищей и его предварительной оценкой: составление плана ответа ученика, отвечающего на вопрос; постановка вопросов отвечающему; рецензирование ответов учащихся; дополнение к ответу; включение в опрос учащихся (требование исправить ошибку по ходу ответа, продолжить ответ, привести примеры к теоретической части ответа и т.п.). Эти и другие задания подобного характера активизируют учащихся, заставляют их быть внимательными к ответу товарища, воспитывают стремление принять участие в обсуждении поставленного учителем вопроса и т.п. Таким образом, индивидуальный опрос должен проводиться под контролем и при активном участии в работе всех учащихся.
35.Методика изучения раздела «Состав слова и словообразование»
В школьном курсе русского языка учащиеся знакомятся с современным словообразованием. Отдельные сведения исторического словообразования (этимологии) частично отражены в текстах упражнений учебника в виде рассказов о происхождении слов, об изменении их структуры. Учитель может увеличить количество подобных примеров.
Словообразование как раздел науки о языке изучает структуру слова, его морфемный состав, способы словопроизводства, а также различные аспекты анализа производных слов.
С л о в о — структура, состоящая из значимых частей. Русские знаменательные слова по своей структуре делятся на производные и непроизводные. В словообразовании рассматриваются только производные слова, основы которых в современном русском языке состоят из двух и более морфем.
В основу производного слова, помимо корня, может входить
и приставка, или префикс (соавтор), суффикс (каменщик), так
называемые интерфикс (ледоход), постфикс (купаться). В школьном курсе русского языка изучаются только приставки, корни и суффиксы. В связи с тем что постфикс выполняет ту же функцию, что и суффиксы, и находится за корнем, в целях сокращения терминов он назван суффиксом. Термин «интерфикс» не используется. Учащиеся знакомятся с одним из видов интерфиксов — соединительными гласными owe. Все части слова называются морфемами, а части слова, с помощью которых образуются новые
слова и формы,— аффиксами. Эти два понятия также не входят в школьный куре словообразования.
Части слова, в том числе и окончание, выполняют определенную функцию и обладают известным значением.
При изучении словообразовательных понятий, как и при изучении понятий других уровней языка, необходимо опираться на общедидактические (о них говорится в общей части) и специфические принципы. Рассмотрим принципы, вытекающие из особенностей данного раздела науки о языке.
Опора на сопоставление синтеза и анализа слова при изучении
словообразования. В действующем учебнике для V класса отмечено, что в разделе словообразования «мы находим ответы на два вопроса: 1) как построены (т. е. из каких частей состоят) слова, 2) как они образовались».
Важно отметить, что эти два процесса соотносительны и взаимосвязаны: чтобы выяснить, как построено уже имеющееся слово, его необходимо проанализировать, т. е. выделить части, из которых оно состоит, а чтобы образовать слово, необходимо синтезировать определенные словообразовательные элементы. Следовательно, словообразование оперирует двумя основными методами исследования — синтезом и анализом, что вытекает из самой природы предмета и является специфическим принципом методики изучения словообразования.