Практические занятия (семинары) для заочной формы обучения
№ п/п | № раздела дисциплины | Тематика практических занятий (семинаров) | Трудо-емкость (час.) |
1. | Педагогический процесс в вузе. Учебный процесс | ||
2. | Организация и планирование педагогического и учебного процессов | ||
3. | Проблемное обучение. Принципы обучения. Методы обучения | ||
4. | Основные формы и виды обучения | ||
5. | Дистанционные образовательные технологии | ||
Итого |
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) не предусмотрено учебным планом и основной образовательной программой
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. - М.: Вузовский учебник, 2010. – 543 с.
2. Вдовых В.Н. Основы педагогики высшей школы. – М. МГИМО, 1997.
3. Громова М. Педагогика высшей школы. - М.: Высшее образование, 2010. - 432с.
4. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. – Новосибирск: САФБД, 2008. − 260 с.
5. Пианов Р.С. Педагогика высшей школы. - Мн.: Университет, 2009. – 256 с
6. Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под.ред. академика АПН СССР А.В. Петровского. - М.: Академия, 2009. – 446 с
7. Педагогика высшей школы. Учебно-методической пособие/ Сост. Н.И. Меньшов, Н.Е. Садовникова.– Саранск, 2010.-80с.
8. Сороколуб Ю.В. Педагогика высшей школы. - М.: Высшее образование, 2011. – 541с.
б) дополнительная литература
9. Большая Советская Энциклопедия. Изд. СЭ, т. 16. – М., 1974.
10. Кантор П.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. – М. Педагогика, 1980.
11. Лернер Н.Я. Дидактические основы методов обучения. – М. Педагогика, 1981.
12. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в школе. – М. Высшая школа, 1976.
13. Вдовых В.Н. Основы педагогики высшей школы. – М. МГИМО, 1997.
14. Афанасьева О.В., Демиденко В.П., Мартыщенко Л.А. Основы педагогики высшей школы. Конспект лекций. СЗТУ, 2007.
в) программное обеспечение
· портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/;
· федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/;
· федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/;
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
· электронные версии учебников, пособий, методических разработок, указаний и рекомендаций по всем видам учебной работы, предусмотренных вузовской рабочей программой, находящиеся в свободном доступе для студентов, обучающихся в вузе, на внутрисетевом сервере http://www.spmi.ru/;
· научная Электронная Библиотека http://www.e-library.ru;.
· информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/);
· рекомендуемые поисковые системы http://www.yandex.ru/, http://www.google.ru/, http://www.google.сom/ и др.
· Интернет-библиотека: http://www.twirpx.com
· Интернет-библиотека: http://www.sciteclibrary.ru
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Лаборатория теории и методов прогнозирования: ауд. 3502, площадь помещения – 67 кв м., количество рабочих мест – 10; лаборатория оснащены компьютерами и мультимедийным оборудованием для проведения лекционных и практических занятий и компьютерный класс и 3501, площадь помещения – 84 кв м., количество рабочих мест – 15.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Методические рекомендации для преподавателей
Последовательность изложения вопросов и их глубина может быть различной в зависимости от состава аудитории и уровня подготовки студентов. Кроме того, преподаватель имеет право выбора способа изложения того или иного вопроса наиболее адекватного составу слушателей. Лекционный курс рекомендуется излагать с использованием мультимедийных средств.
Основные приемы изучения дисциплины и используемый соответствующий методический материал рассмотрены в учебниках и учебных пособиях (приведены в списках основной и дополнительной литературы):
1. Образовательные технологии: программно – целевой метод обучения (последовательное и ясное изложение материала, разумное сочетание абстрактного и конкретного, обучение по примерам; на практических занятиях для развития самостоятельного мышления и умения рассуждать рекомендуется применение исследовательского и эвристического методов); самостоятельное чтение студентами учебной, учебно-методической и справочной литературы и последующее обсуждение в виде выступлений по освоенному ими материалу на семинарских занятиях; использование иллюстративных анимационных и видеоматериалов (видеофильмы, фотографии, аудиозаписи, компьютерные презентации), демонстрируемых на современном оборудовании.
2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации: конкретные формы и процедуры текущего, промежуточного и итогового контроля знаний доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. Для организации изучения дисциплины рекомендуются разработанные автором и утверждённые вузом фонды оценочных средств, включающие домашние задания, контрольные работы, тесты и методы контроля (защита, коллоквиум, зачёт, и др.), позволяющие оценить знания, умения и уровень компетентности студентов.
Контроль приобретенных навыков практической работы в лабораториях кафедры осуществляется в два этапа: при выполнении лабораторных работ и при защите теоретической части работы, результатов моделирования и оценки их достоверности.
Ежемесячно проводится оценка текущей успеваемости в форме аттестации студента и сведения передаются в деканат.
3 Итоговый контроль осуществляется защитой контрольной работы, приемом зачета и экзамена в виде тестирования. Экзаменационные тесты, разработанные автором и утверждённые вузом, должны строго соответствовать содержанию курса читаемых разделов дисциплины в данном семестре. Студенты допускаются к сдаче экзамена при наличии положительных результатов по: контрольным работам; выполненным и защищенным заданиям на семинарских занятиях, домашних заданий и зачетов.
Методические рекомендации для студентов
В семестре во время изучения дисциплины студент очной формы обучения должен выполнить пять практических работы в соответствии с методическими указаниями к каждой работе, согласно календарному учебному плану и индивидуальному графику. Индивидуальный график работ является общим для всех студентов Национального минерально-сырьевого университета «Горный», в нем темы работ очередного занятия распределены на каждого студента согласно его порядковому номеру в журнале группы (журнал находится у старосты группы).
По выполненным работам студент составляет отчеты. Отчёт оформляется в печатном виде на листах формата А4 в соответствии с требованиями, предъявляемыми кафедрой. Обязательная защита отчетов происходит публично на аудиторном занятии преподавателю, ведущему занятия, либо комиссии.
В соответствии с рабочей программой необходимо выполнить две контрольные работы в семестре, одна из которых домашняя, вторая – аудиторная. Контрольные работы выполняются по заданиям, аналогичным тем, что приведены в указанных выше методических пособиях, разработанных на кафедре СПГГУ и других вузов. В контрольных работах даются задачи, аналогичные типовым задачам, разобранным в учебных пособиях, приведенных в основной и дополнительной литературе.
Вся информация по организации учебного процесса продублирована на кафедральных информационных стендах.
Разработчик:
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» | доцент кафедры САиУ | О. В. Афанасьева |
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) |
Эксперты: ФБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций» | заведующий кафедрой СДВС, профессор, д-р техн. наук | О.К. Безюков |
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) |
ОАО «Концерн радиостроения «ВЕГА»» филиал в СПб. | зам. директора по производству и НИОКР, профессор, д-р техн. наук | К.А. Злотников |
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) |