Практические занятия для заочной формы обучения

Тема 2. «Техника договорной работы на стадии заключения договора»(1ч.).

Содержание (план) практического занятия:

1. Юридическая техника на преддоговорном этапе.

2. Природа и виды соглашений на преддоговорном этапе. Техника составления соглашений о намерениях и ведении переговоров.

3.Юридическая экспертиза на преддоговорном этапе.

4. Техника прекращения переговоров о заключении договора.

5. Проверка полномочий на заключение договора.

6. Методика установления существенных условий заключаемого договора.

7. Техника формулирования отдельных договорных условий.

8. Техника оформления договора.

9. Техника заключения договора между «присутствующими» и «отсутствующими контрагентами.

10. Техника заключения долгосрочных договоров.

Задание для подготовки к практическому занятию*:

Для подготовки к каждому практическому занятию необходимо изучить соответствующие главы основной рекомендованной литературы; ознакомиться с соответствующими разделами дополнительной учебной литературы, изучить необходимые нормативно-правовые акты; подбор судебной практики и выполнить дополнительные задания для самостоятельной работы.

1) На основе изучения судебной практики и научной литературы подготовить аналитическую записку «Методика установления существенных условий договора».

2). Составить таблицу «Существенные условия смешанных и непоименованных договоров».

3) Обсудить новеллы гражданского законодательства по проблемам преддоговорных отношений.

4) Обсудить новеллы в правоприменительной практике по вопросам заключения договора.

5) Проанализировать наднациональные акты по вопросам заключения договоров.

6) Подготовить проект преддоговорного соглашения.

7) Подготовить проект протокола разногласий.

Тема 3. Техника юридического сопровождения заключенного договора (0,5 ч.).

Содержание (план) практического занятия

1. Организация сопровождения заключенного договора. Текущий внутренний контроль за исполнением договора.

2. Организации контроля за исполнением договора контрагентом.

3. Техника изменения договора и заключение дополнительных соглашений.

4. Юридическая техника взаимодействия с третьими лицами при исполнении договора.

5. Техника приемки исполнения по договору.

6. Оформление приемки исполнения по договору.

Задание для подготовки к практическому занятию:

Для подготовки к каждому практическому занятию необходимо изучить соответствующие главы основной рекомендованной литературы; ознакомиться с соответствующими разделами дополнительной учебной литературы, изучить необходимые нормативно-правовые акты; подбор судебной практики и выполнить дополнительные задания для самостоятельной работы.

1. Выявить нормы гражданского законодательства, устанавливающие специальные правила о порядке приемки исполнения по договору и его оформлению.

2. На основании изучения судебной практики составить аналитическую записку посвященную вопросам принятия исполнения по договору от третьих лиц.

3. Проанализировать судебную практику по вопросу оформления приемки односторонним актом подрядчика.

4. Подготовиться к дискуссии на тему: «Изменение договора в одностороннем порядке».

5. Подготовить проект раздела договора, посвященного организации контроля со стороны заказчика за исполнением обязанностей подрядчиком по договору строительного подряда.

Тема 4. Юридическая техника на стадии расторжения или прекращения договора. «Закрытие» договора(0,5 ч.).

Содержание (план) практического занятия:

1. Техника расторжения договора по соглашению сторон.

2. Юридическая техника в ситуации предвидимого нарушения договора.

3. Порядок и последствия установления в договоре льготного периода для устранения нарушений в исполнении обязанностей.

4. Техника расторжения договора в судебном порядке.

5. Техника одностороннего отказа от договора.

6. Техника «закрытия договора». Порядок оформления зачета, отступного, новации и прощения долга.

Задание для подготовки к практическому занятию:

Для подготовки к каждому практическому занятию необходимо изучить соответствующие главы основной рекомендованной литературы; ознакомиться с соответствующими разделами дополнительной учебной литературы, изучить необходимые нормативно-правовые акты; подбор судебной практики и выполнить дополнительные задания для самостоятельной работы.

1. Составьте аналитическую записку по вопросам применения правил ГК РФ о предвидимом нарушении договора.

2. Подготовьтесь к участию в дискуссии по проблеме установления в договоре льготного периода для устранения нарушений в исполнении обязанностей.

3. Разработайте сценарий ролевой игры по теме: «Прекращение договора в судебном порядке».

4. Подготовьтесь к дискуссии на тему: «Ограничение права на односторонний отказ от договора».

3.4. Самостоятельная работа студента

Конкретные задания самостоятельной работы студента по отдельным разделам и темам курса применительно к отдельным формам обучения определяет преподаватель. В процессе самостоятельной работы студента используются также такие виды оценочных средств, как эссе, реферат, коллоквиум.

3.4.1. Виды самостоятельной работы

1. изучение и анализ положений нормативных актов;

2. изучение и анализ положений судебной практики;

3. подготовка обзора учебной, монографической литературы по дисциплине;

4. разработка сравнительных таблиц, схем;

5. подготовка эссе и рефератов, курсовых работ;

6. подготовка к коллоквиумам;

7. разработка проектов документов;

8. подготовка портфолио;

9. подготовка докладов и сообщений на заданную тему;

10. подготовка к дискуссии, дебатам, обсуждению в рамках круглого стола;

11. подготовка к обучающей игре и работе в малых группах.

3.4.2. Задания для самостоятельной работы:

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по всем разделам курса

1) Подготовка обзора основной и дополнительной монографической литературы, основных правовых актов по учебной дисциплине (основным темам).

2) Подготовка обзора научных статей из периодической печати по актуальным проблемам частного права.

3) Подготовить обзор публикаций в специальных юридических изданиях об изменениях в регулировании частноправовых отношений в свете реформы Гражданского кодекса РФ, а также с учетом тенденций, формирующихся в судебной практике.

4) Подготовка доклада с электронной презентацией по проблемной теме курса (тема определяется преподавателем).

5) Подготовка проектов документов, опосредующих отношения, возникающие в сфере частноправового регулирования (вид определяется преподавателем), работа с типовыми формами документов.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов очной и очно-заочной формы обучения

Номер Темы Тема Виды самостоятельной работы студента
  Тема 1.Содержание, организация и принципы договорной работы Поиск и изучение научных материалов о проблемах организации и принципах договорной работы. Подготовка сообщений по данной тематике, изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, выяснение наиболее значимых позиций по спорным вопросам. Письменное решение рекомендованных преподавателем задач. Подбор примеров из правоприменительной практики, изучение рекомендованной литературы, подготовка реферата (эссе) по данной теме.
Тема 2. Техника договорной работы на стадии заключения договора   Письменное решение рекомендованных преподавателем задач. Анализ и обобщение судебной практики. Подготовка проектов судебных решений. Составление по указанию преподавателя проектов соглашений о переговорах, оферт и акцептов, а также протоколов разногласий.
  Тема 3. Техника юридического сопровождения заключенного договора   Изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, обобщение судебной практики. Письменное решение рекомендованных преподавателем задач. Составление образцов документов по заданию преподавателя.
  Тема 4. Юридическая техника на стадии расторжения или прекращения договора. «Закрытие» договора. Изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы. Письменное решение рекомендованных преподавателем задач. Обобщение судебной практики. Составление образцов документов по заданию преподавателя. Подготовка сообщений по данной тематике, выяснение наиболее значимых позиций по спорным вопросам.
     

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

Номер Темы Тема Виды самостоятельной работы студента
  Тема 1.Содержание, организация и принципы договорной работы Поиск и изучение научных материалов о проблемах организации и принципах договорной работы. Подготовка сообщений по данной тематике, изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, выяснение наиболее значимых позиций по спорным вопросам. Письменное решение рекомендованных преподавателем задач. Подбор примеров из правоприменительной практики, изучение рекомендованной литературы, подготовка реферата (эссе) по данной теме.
Тема 2. Техника договорной работы на стадии заключения договора   Письменное решение рекомендованных преподавателем задач. Анализ и обобщение судебной практики. Подготовка проектов судебных решений. Составление по указанию преподавателя проектов соглашений о переговорах, оферт и акцептов, а также протоколов разногласий.
  Тема 3. Техника юридического сопровождения заключенного договора   Изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, обобщение судебной практики. Письменное решение рекомендованных преподавателем задач. Составление образцов документов по заданию преподавателя.
  Тема 4. Юридическая техника на стадии расторжения или прекращения договора. «Закрытие» договора. Изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы. Письменное решение рекомендованных преподавателем задач. Обобщение судебной практики. Составление образцов документов по заданию преподавателя. Подготовка сообщений по данной тематике, выяснение наиболее значимых позиций по спорным вопросам.
     

Образовательные технологии

Общий банк данных применяемых образовательных технологий

1. Подготовка проектов документов, работа с типовыми формами документов.

2. Интерактивные формы проведения занятий («мозговой штурм», разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги, семинары в диалоговом режиме, групповые дискуссии, обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп, работа в малых группах, электронные презентации, вузовские и межвузовские телеконференциии др.).

3. Внеаудиторная работа (конференции, кружки, консультации, электронное дистанционное тестирование).

4. Встречи с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, предпринимателями и практикующими юристами, адвокатского и судейского корпуса, в т. ч. для проведения мастер-классов и круглых столов.

5. СЦЕНАРИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ СОБРАНЫ В ОТДЕЛЬНОЙ ПАПКЕ – ПРИЛОЖЕНИЕ К МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ.

6.

Семестр Вид занятия   Используемые интерактивные образовательные технологии Количество Часов
Лекции    
Тема 1.Содержание, организация и принципы договорной работы Лекция – дискуссия С применением технических средств (презентация) и обратная связь. 1/1/1
Тема 2. Техника договорной работы на стадии заключения договора   Семинар-дискуссия по методу «мозгового штурма» Обсуждение теоретических и практических проблем (часть проблем сформулированы заранее, часть проблем даются на семинаре) Работа в малых группах. Анализ заранее подготовленных преподавателем судебных решений по теме практического задания (case study). Обсуждение полученных результатов. Подготовка творческого задания: поиск судебного решения по теме практического задания, его анализ и обсуждение на семинаре. 2/2/1
Тема 3. Техника юридического сопровождения заключенного договора   Семинар-дискуссия. Обсуждение теоретических и практических проблем (часть проблем сформулированы заранее, часть проблем даются на семинаре). Подготовка творческого задания: анализ тенденций изменений законодательства. 2/2/1
Тема 4. Юридическая техника на стадии расторжения или прекращения договора. «Закрытие» договора. Семинар-дискуссия Обсуждение теоретических и практических проблем (часть проблем сформулированы заранее, часть проблем даются на семинаре) Подготовка творческого задания: поиск судебного решения по теме практического задания, его анализ и обсуждение на семинаре. 2/2/1
       
Итого: 7/7/4

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Текущий контроль осуществляется путем проведения преподавателем классического опроса студентов по теме практического занятия, подготовки докладов, эссе и рефератов, текстового задания по пройденному материалу или самостоятельной работы по изучаемой теме.

Итоговый контроль осуществляется при проведении экзаменационного зачета в устной форме.

Вопросы к зачету по дисциплине «Техника договорной работы»

1. Общее определение договорной работы.

2. Организация и планирование договорной работы.

3. Стандартизация процессов в договорной работе.

4. Содержание положений, регламентирующих договорную работу в организации.

5. Значение типовых форм договоров.

6. Инициирование, согласование и визирование договоров, разграничение полномочий в рамках структуры организации.

7. Договорная работа в сложно-структурных организациях, взаимодействие головного офиса с обособленными подразделениями (филиалами, представительствами).

8. Использование автоматизированных систем заключения, учета и сопровождения договоров. «Обратная связь», оценка результатов договорной работы.

9. Использование в договорной работе унифицированных сводов договорных условий, типовых оговорок.

10. Использование в договорной работе актов «мягкого» права (soft law).

11. Основные принципы договорной работы.

12. Правовые принципы договорной работы.

13. Принцип законности и учета публичного интереса.

14. Принцип свободы договора.

15. Принцип обязательности договора.

16. Принцип договорной справедливости.

17. Принцип добросовестности и честной деловой практики.

18. Принцип сотрудничества и солидарности контрагентов.

19. Принцип разумности условий договора.

20. Организационные принципы договорной работы.

21. Техника разграничения императивных и диспозитивных норм в договорной работе.

22. Юридическая техника на преддоговорном этапе.

23. Тактика и правила проведения переговоров. Оценка и управление рисками на этапе переговоров.

24. Природа и виды соглашений на преддоговорном этапе.

25. Техника составления соглашений о намерениях и ведении переговоров.

26. Заверения на преддоговорном этапе.

27. Последствия введения в заблуждение при ведении переговоров и недобросовестного срыва переговоров.

28. Техника прекращения переговоров.

29. Due diligence и юрэкспертиза на преддоговорном этапе. Формирование «юридического дела» на контрагента.

30. Техника проверка полномочий представителей контрагента.

31. Техника и методика установления существенных условий заключаемого договора.

32. Определение предмета договора.

33. Техника формулирования условия о цене договора.

34. Техника формулирования условий о сроке действия договора.

35. Техника формулирование условий смешанных и непоименованных договоров.

36. Техника установления ретроактивного действия договорных условий.

37. Техника оформления договора.

38. Противодействие действиям недобросовестных контрагентов и защита договора от фальсификации. Парафирование договора.

39. Заключение договоров между «присутствующими» и «отсутствующими» контрагентами.

40. Правила оформления оферты и акцепта. Анализ рисков оферента.

41. Протокол разногласий: значение и техника составления.

42. Заключение договоров в электронном виде или с использованием других технических средств.

43. Юридическая техника в ситуации заключения договора путем совершения конклюдентных действий и в ситуации фактических договорных отношений.

44. Юридическая техника при установлении долгосрочных договорных отношений (рамочные договоры; абонентские договоры и договоры по «требованию»).

45. Текущий внутренний контроль за исполнением договора и предупреждение его нарушения.

46. Техника организации контроля за исполнением договора контрагентом, привлечение третьих лиц (эксперта, инженера) для осуществления контроля за исполнением договора контрагентом.

47. Правила и техника проведения переговоров об изменении договора и составления дополнительных соглашений.

48. Техника принятия исполнения от третьих лиц и передачи исполнения третьим лицам, проверка полномочий третьих лиц.

49. Определение места и срока исполнения договорных обязанностей.

50. Техника проведения приемки по количеству и качеству.

51. Техника поверки полномочий на передачу или приемку товаров, работ или услуг.

52. Техника изменение договора по соглашению сторон.

53. Юридическая техника при изменении договора в одностороннем порядке.

54. Техника расторжения договора по соглашению сторон.

55. Сопровождение договора в целях установления обстоятельств, очевидно свидетельствующих о будущем нарушении договора контрагентом (предвидимое нарушение договора).

56. Техника расторжения договора в ситуации установленного законом или соглашением сторон периода для устранения нарушений в исполнении обязанностей.

57. Техника расторжения частично исполненного договора.

58. Техника судебного порядка расторжения договора. Претензионный порядок.

59. Техника реализации права на односторонний отказ от договора, предусмотренный нормативным актом.

60. Установление права на односторонний отказ в договоре.

61. Техника отказа от договора при наступлении специально предусмотренных в нем условий. Подтверждение действия договора.

62. Техника коррекции безусловного отказа от договора, установление платы за односторонний отказ.

63. Техника прекращения договора.

64. Техника закрытия договора зачетом.

65. Техника закрытия договора новацией.

66. Техника закрытия договора предоставлением отступного.

67. Техника закрытия договора прощением долга.

Примерные темы письменных работ: рефератов (эссе):

Реферат (эссе)

В целях повышения эффективности изучаемой дисциплины магистрант может выбрать любую тему из предложенного преподавателем списка для подготовки реферата (эссе) по исследуемой проблеме. При домашней подготовке письменной работы магистрант должен решить следующие задачи:

— обосновать актуальность и значимость темы;

— ознакомиться с литературой и сделать её анализ;

— собрать необходимый материал для исследования;

— провести систематизацию и анализ собранных данных;

— изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам по теме исследования;

— по результатам полученных данных сделать выводы.

Реферат (эссе) должен быть оформлен: напечатан, подписан и сдан преподавателю. Работа оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа, выполняется на бумаге формата А4, шрифт – 14 Times New Roman, межстрочный интервал – полуторный, границы полей: верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – 30 мм. Оптимальный объём реферата – 10-15 страниц.

Темы рефератов (эссе)

1. Применение правил Инкотермс 2010 в договорной работе.

2. Влияние тенденции по глобальной унификации частного права на договорную работу

3. Значение Принципов международных коммерческих договоров в договорной работе.

4. Принципы договорной работы.

5. Злоупотребление сильной переговорной позицией в договорной работе.

6. Учет рисков нарушения правил о защите конкуренции в договорной работе.

7. Виды преддоговорных соглашений.

8. Управление рисками на преддоговорном этапе.

9. Методика юрэкспертизы контрагента на преддоговорном этапе.

10. Техника заключения договоров с открытыми условиями.

11. Методика определения существенных условий смешанных договоров.

12. Методика определения существенных условий непоименованных договоров.

13. Методики толкования договора.

14. Методика противодействия недобросовестным действиям контрагента при оформлении договора.

15. Порядок и последствия установления ретроактивного действия договорных условий.

16. Предвидимое нарушение договора.

17. Юридическая техника в ситуации существенного изменения обстоятельств.

18. Техника одностороннего отказа от договора.

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

№ п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины Коды формируемых компетенций   Планируемый результат обучения
Тема 1.Содержание, организация и принципы договорной работы ОК-2 ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-8 ДПК-1 ДПК-2 ДПК-3 ДПК-4 1) Знать: - содержание договорной работы; - принципы договорной работы. 2) Уметь: - толковать нормативные акты и условия договора; - проводить правовую экспертизу соответствующих документов; - анализировать решения судов по проблемам применения гражданского законодательства. 3) Владеть: - опытом анализа материалов судебной практики; - навыками критической оценки теоретических концепций в области частного права в целом и по проблемам договорной работы, в частности.
Тема 2. Техника договорной работы на стадии заключения договора   ОК-2 ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-8 ДПК-1 ДПК-2 ДПК-3 1) Знать: - понятие и виды преддоговорных соглашений; - порядок проверки контрагента. - стадии и порядок заключения договора.   2) Уметь: - толковать нормативные акты; - составлять проекты документов; - проводить правовую экспертизу соответствующих документов; - анализировать решения судов по спорам, связанным с заключением договоров. 3) Владеть: - опытом анализа материалов судебной практики; - навыками критической оценки теоретических концепций в области частного права в целом и по проблемам договорной работы, в частности.  
Тема 3. Техника юридического сопровождения заключенного договора   ОК-2 ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-8 ДПК-1 ДПК-2 ДПК-3 1) Знать: - порядок юридического сопровождения заключенного договора. - порядок взаимодействия с третьими лицами при исполнении договора. - порядок изменения договора. - порядок приемки исполнения по договору. 2) Уметь: - толковать нормативные акты; - - составлять проекты документов; - проводить правовую экспертизу соответствующих документов; - анализировать решения судов. 3) Владеть: - опытом анализа материалов судебной практики; - навыками критической оценки теоретических концепций по данной теме.  
Тема 4. Юридическая техника на стадии расторжения или прекращения договора. «Закрытие» договора. ОК-2 ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-8 ДПК-1 ДПК-2 ДПК-3 1) Знать: - особенности расторжения договора по соглашению сторон и в судебном порядке. - особенности одностороннего отказа от договора. - особенности судебного контроля за поведением контрагентов при расторжении и отказе от договора. 2) Уметь: - толковать нормативные акты; - составлять проекты документов; - проводить правовую экспертизу соответствующих документов; - анализировать решения судов; 3) Владеть: - способностями самостоятельной подготовки документов; - навыками сотрудничества с контрагентами; - опытом анализа материалов судебной практики; - навыками критической оценки теоретических концепций.  
       

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Режим доступа:

http://irbis.msal.ru:8080/cgi/irbis64r_81/cgiirbis_64.exe?C21COM=F&I21DBN=BOOK&P21DBN=BOOK&S21FMT=&S21ALL=&Z21ID

Наши рекомендации