Раскройте сущность понятия «методы воспитания». Охарактеризуйте классификацию методов воспитания по их месту в процессе воспитания.
И. Ф. Харламов определяет методы воспитания как совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Приемы воспитания - частное проявление методов воспитания; они подчиняются методам воспитания и входят в их структуру; тесно связаны между собой и в зависимости от ситуации могут выступать самостоятельно. Например, эмоциональный настрой с помощью музыки при проведении беседы; обращение на «вы», когда учитель дает замечание ученику.
Классификация методов воспитания - это построенная по определенному признаку система методов. Современной педагогикой накоплено много различных модификаций методов воспитания.
В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский):
· методы формирования сознания личности (основаны на принципе единства сознания и поведения);
· методы организации деятельности и формирования опыта поведения (основаны на тезисе о формировании личности в деятельности);
· методы стимулирования поведения (отражают потребностно-мотивационный компонент деятельности.
· Некоторые ученые выделяют методы самовоспитания (самоконтроль, самонаблюдение, самовнушение, самостимулирование и др.),
· методы контроля за эффективностью воспитания (наблюдение, беседа, опрос, диагностика, тренинг и др.). Все группы методов воспитания используются только комплексно.
Значение методов формирования сознания личности в воспитании возрастает по мере созревания у учащихся внутренней нравственной потребности в расширении жизненного кругозора, углублении самосознания.
В процессе применения этой группы методов расширяется нравственное сознание, развивается нравственное мышление школьников; педагог получает диагностическую информацию о степени сформированное™ у них смысловых нравственных ориентиров поведения.
Методы формирования сознания - это методы воздействия на сознание, поведение, волю детей в целях формирования у них системы взглядов и убеждений. Они обеспечивают решение главной задачи воспитания школьников - формирования их мировоззрения, высоких общественных и политических качеств, сознательной убежденности. Синонимичное название этой группы методов - методы убеждения.
Функцииметодов формирования сознания:
• формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о морали, труде, общении;
• формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов;
• обобщение, анализ собственного опыта школьников;
• трансформация общественных ценностей в индивидуальные установки.
Основной инструмент - слово, сообщение и обсуждение информации; убеждать нужно и делом, и словом.
Средства убеждения: логические выводы, цифры, факты, примеры, эпизоды, практическая деятельность.
К этой группе методов относятся рассказ, беседа, диспут, лекция, разъяснение, пример, внушение и др.
Рассказ - это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.
Функции: служить источником знаний; обогащать нравственный опыт личности опытом других людей; быть положительным примером в воспитании.
Требования: краткость, эмоциональность, доступность, иллю-стрированность, соответствующая обстановка, живая и образная речь и др.
Беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний в вопросно-ответной форме. Предполагает участие обеих сторон — воспитателя и воспитанника.
В воспитательном процессе учителями чаще всего используется этическая беседа. Цель этической беседы - формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа состоит, как правило, из краткого вступления учителя и постановки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера. Предметом для этической беседы могут быть нравственные, социальные, этические и другие проблемы.
Требования: интересное содержание, проблемный характер, возможность высказать свое мнение, живой разговор и др.
Лекция - это систематизированное изложение проблемы в монологической форме. Темы лекций - социатьная жизнь, нравственные, эстетические проблемы. Лекция проводится в старших классах. От рассказа лекция отличается большей продолжительностью, глубиной освещаемого вопроса, исследованием его истории и установлением связей между явлениями.
Требования: информативность, доступность, эмоциональность, убедительность, логичность и др.
Диспут - это спор в целях выработки правильных суждений и установок, обучения умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для проведения диспута требуется сформулировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должны стать получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор. Одно из требований - не требовать единого решения и не делать никаких общих выводов.
Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на группу или на отдельных воспитанников.
Функции: сформировать либо закрепить новое качество или форму поведения для выработки правильного отношения к уже совершенному поступку. Разъяснение опирается на внушение.
Внушение - это воздействие на личность с помощью эмоциональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему.
Пример - рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного или жизненного факта, личности.
Функции: иллюстрация, конкретизация общих проблем, акти-иизация собственной душевной работы.
Действие примера основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Младшие школьники берут готовые образцы, подражание подростков носит избирательный характер, в юношеском возрасте примером служит конкретное лицо или собирательный образ. Важную роль играют эталоны, формируемые СМИ, искусством. Нередко массовая культура несет отрицательное воздействие на детей. Важно окружить ребенка положительными примерами для подражания. Существенна сила положительного воздействия педагога, когда между словом и делом нет расхождений. Пример можно отнести и к методам формирования опыта поведения, так как может служить действенным образцом в нравственном поведении.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения являются ведущими в классификации методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский) и тесно связаны с методами формирования сознания, так как только по конкретным действиям, поведению ученика можно судить о степени сформированное™ его нравственного сознания, об уровне его воспитанности.
Основное понятие — воспитание в деятельности - проходит через все методы этой группы, так как они основаны на практической деятельности воспитанников. Позиция учеников должна быть активной, и функции их должны меняться: все проходят роли исполнителей и организаторов.
Таким образом, методы организации деятельности и формирования опыта поведения - это пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации.
Основная функция методов организации деятельности и формирования опыта поведения - выработка умений и привычек правильного поведения.
Группа методов организации деятельности и формирования опыта поведения включает в себя приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение и др.
Приучение - это организация регулярного выполнения детьми действий с целью превратить их в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать. Приучение эффективно на ранних этапах развития. Методика требует объяснять учащимся, что, как и зачем нужно делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий.
Упражнение - это многократное повторение, совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. Психолог Л. И. Божович отмечала: «Качества личности нельзя воспитывать только путем убеждений, требований, поощрений и наказаний. Способам устойчивого поведения надо учить ребенка так же, как мы учим его русскому языку и арифметике». Упражнение опирается на приучение и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности (участие в КТД). Результат упражнения - устойчивые качества личности: навыки и привычки.
Упражнения применяются для решения самых разнообразных задач нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания: патриотизма, дисциплинированности, культуры поведения на занятиях и переменах, общения, санитарно-гигиенических умений и навыков и т. д. Многие недочеты в работе и поведении учащихся, которые наблюдаются в школах, часто являются следствием неумелого использования метода упражнений (приучения) в процессе воспитания.
Условия эффективности: система упражнений; доступность и посильность, частота повторений, контроль и коррекция, учет личностных качеств, сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений и т. д. Поручение - с их помощью детей приучают к положительным поступкам, развивают у них положительные качества. Поручения могут быть временные и постоянные. При помощи поручения у детей воспитываются ответственность, дисциплинированность, нравственные качества.
Педагогическое требование - это предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения; реальная задача; конкретное указание о выполнении какого-либо действия.
По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека; они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам учеников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.
Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию; они могут быть специально организованы педагогом.
Их функция - создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности.
Общественное мнение -выражение группового требования. Это совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива, социальной общественности к различным событиям и явлениям окружающей действительности. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащихся с оценкой их деятельности.
Все рассмотренные методы воспитания должны применяться в совокупности, в умелом сочетании друг с другом и с методами формирования сознания и методами стимулирования. Только комплексное использование методов и средств воспитания приведет к ожидаемым результатам в процессе личностного развития учащихся и действенного формирования у них положительных свойств и качеств.
Сущность действия методов стимулирования состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов являются переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и (или) товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения учащихся с помощью его оценки.
Применяются методы стимулирования в целях активизации личности к деятельности, закрепления положительных действий, побуждения к деятельности, поддерживания интереса к деятельности. В эту группу методов входят: требование, доверие, перспектива, традиции, соревнование, общественное мнение, одобрение (поощрение), осуждение (наказание), метод «взрыва» (одномоментный и специально организованный), переключение, обеспечение успеха в деятельности и т. д.
Поощрение- это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения школьника или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует ученика к улучшению его поведения.
Формы поощрения: похвала, благодарность учителя, взрослых, награждение книгами и другие материальные награды. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но и мотив, способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется младшим школьникам и не уверенным в себе детям.
Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения, В отечественной педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и имеющего негативные последствия (в 20-е годы XX в.). Однако позже было признано правомерным педагогически грамотное применение наказания: оно, вызывая чувство стыда, неудовлетворенность, корректирует поведение ученика, дает ему возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинство личности.
Формы наказания разнообразны: замечание учителя, предупреждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил — убери, нагрубил -извинись.
Детям в любом возрасте свойственно стремление к первенству. Желание утвердиться в окружающей среде - врожденная потребность человека. Реализация этой потребности происходит в соревновании. Результаты соревнованийнадолго закрепляют положение воспитанника в коллективе. Это естественное, природное стремление к соперничеству у детей необходимо использовать при воспитании. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развиваются интеллектуально, физически, нравственно и эстетически. Сравнивая свои результаты с успехами одноклассников, они получают стимул собственного роста и дальнейшего самосовершенствования. Эффективности соревнования в детском коллективе способствует его игровая форма и то, что цели, задачи, содержание и условия определяются самими детьми.
Все эти методы, каждый по-своему, организуют и направляют жизнь ребенка и детского коллектива. Они активизируют детей на выполнение своих обязанностей, содействуют формированию нового и ценного жизненного опыта, тормозят и исключают вредные, нежелательные формы поведения.
Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несет характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Чтобы оценивать эффективность воспитательного процесса, необходимо изучать деятельность и поведение воспитуемых. Под эффективностью воспитания понимают степень соответствия достигаемых результатов поставленным целям воспитания.
К основным методам контроля за эффективностью воспитания относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросники {анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуе-мых и др.
Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения - непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр. Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо продумать систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту наблюдений и др.).
Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т. п.
Все чаще в классных коллективах применяются психологические опросники, которые выявляют характер отношений между членами коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем или иным членам его. Такие опросники позволяют своевременно выявлять возникающие противоречия и принимать меры по их быстрому и умелому разрешению.
Опытные воспитатели для контроля за ходом воспитания школьников применяют и такой более сложный метод, как сознательное включение учеников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своей воспитанности. Этот метод требует большого мастерства, педагогической коллегиальности.
Завершается контроль за ходом воспитательной работы оцениванием не только результатов воспитанности школьников, но и уровня воспитательной деятельности учителя и школы в целом.
Все рассмотренные методы воспитания должны применяться в совокупности, в умелом сочетании друг с другом и с методами формирования сознания и методами стимулирования. Только комплексное использование методов и средств воспитания приведет к ожидаемым результатам в процессе личностного развития учащихся и действенного формирования у них положительных свойств и качеств.