Раскройте сущность понятия «личность» и факторы развития личности с позиций педагогики.
Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности проявить свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.
Движущая сила развития - борьба противоречий (внутренних - конфликт внутри человека и внешних - взаимодействие человека с внешним миром), общих (универсальных) и индивидуальных.
Развитие человека определяется внутренними (физиологическими и психическими свойствами организма) и внешними (окружение человека, среда) условиями.
Таким образом, развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение объекта, сопровождающееся возникновением нового качественного состояния.
Человек - единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и практически сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство. Человек выступает как организм (наделенный психикой); индивид (что означает его принадлежность к виду Homo sapiens); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, других людях и в нем самом); носитель ролей (половых, профессиональных и др.); Я-образ (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.); личность (как системное социальное качество индивида, его персонолизация и др.).
Индивид - отдельное живое существо, представитель биологического вида; единичное природное существо.
Индивидуальность - неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей; своеобразие и неповторимость психики и личности.
Личность- человеческий индивид, наделенный системой социально значимых качеств; человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Личность человека неповторима в своей индивидуальности.
Социализация личности - процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности.
Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека, причем наследственность и собственная активность человека относятся к внутренним (биологическим), а среда и воспитание - к внешним (социальным) факторам. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития (Б. Г. Ананьев).
Наследственность- передача от родителей к детям определенных качеств и свойств. Носители наследственности - гены. От родителей детям передаются видовые задатки: задатки речи, прямохождение, трудовая деятельность, мышление, а также внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Генетически запрограммировано сочетание различных белков, определены группы крови, резус-фактор. К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Наследственный характер носят многие болезни. Наследуются не способности, а задатки, которые могут затем развиваться или остаться нереализованными. Все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию.
Кроме биологической, на развитие человека существенное влияние оказывает социальная преемственность, благодаря которой новорожденный активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и др.).
Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.
Кроме наследственности, на человека существенно влияет среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие.
По интенсивности контактов выделяют ближнюю (домашнюю) среду {микросреду) - это семья, родственники, друзья; дальнюю среду (макросреду) - это социальная среда: окружающие
человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Среда может окачивать как положительное, так и отрицательное влияние.
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание - главная сила, способная подправить недостатки природы и отрицательного действия среды. Воспитание с точки зрения воздействия на развитие и формирование личности человека всегда целенаправленно. Именно воспитание может дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитания заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. Одна из важнейших задач воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие человека в соответствии с его способностями и возможностями.
Воспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Иными словами, воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, примятым в данном обществе. Это, естественно, не исключает формирования индивидуальных черт и качеств личности, развитие которых обусловлено как индивидуальными задатками человека, гак и теми условиями, которые может предоставить ему общество для развития этих задатков.
Воспитание может рассматриваться и как составная часть влияния социальной среды на человека, вместе с тем оно является одним из факторов внешнего воздействия на развитие человека и формирование его личности. Отличительной особенностью воспитания является, кроме его целенаправленности, и то, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными обществом для выполнения этой его социальной функции.
Воспитание - это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым.
Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором - деятельностью личности. Под этим понимается все многообразие занятий человека, все то, что он делает. Чем больше ученик работает в определенной области, тем выше уровень его развития в данной области. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Основные виды деятельности детей - игра, учение, труд, общение. По направленности выделяют познавательную, общественную, спортивную, художественную, техническую, ремесленническую, гедоническую (направленную на получение удовольствия) деятельность. Деятельность может быть активной и пассивной. Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности; она никогда не утомляет, приносит удовольствие ученику.
В отечественной концепции воспитания немалая роль отводится собственной активности человека, который является не только объектом, но и субъектом воспитания. В процессе воспитания огромную роль играет принятие и осознание человеком требований, предъявляемых ему воспитателем, т. е. формирования положительного к ним отношения, строящегося на понимании их разумности, справедливости, обоснованности, выливающегося в желание им следовать. Огромную роль играет и постановка человеком личных целей в жизни, стремление добиваться их выполнения, вырабатывать у себя качества, необходимые для их достижения. Наибольшая активность личности при этом наблюдается тогда, когда человек начинает серьезно задумываться над самовоспитанием, разрабатывая программу своего самосовершенствования, мобилизует свою волю и, затрачивая специальные усилия по выполнению этой программы, сам активно формирует свою личность.
То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете - стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития.