Обогащение и активизация словарного запаса детей.

В течение всего периода обучения грамоте объектом внима­ния детей выступает слово. Наблюдение за словом проводится с разных позиций и на разных уровнях: фонетическом, морфем­ном, морфологическом и лексическом. Учащимся предоставля­ется возможность проводить наблюдения за различными язы­ковыми явлениями: словообразованием и словоизменением, различием произношения и написания слов. Эти наблюдения помогают развитию у детей языкового чутья и орфографиче­ской зоркости способствуют началу формирования у учащихся ведущих приемов анализа фактов языка, таких, как изменение и сравнение.

В учебных пособиях предусмотрено практическое знакомст­во учащихся с однозначными и многозначными словами, с си­нонимами и антонимами, с прямым и переносным значением слов.

Активизации и обогащению словарного запаса детей спо­собствует грамматико-орфографическая пропедевтика, которая предусматривает ознакомление учащихся с темами, системати­ческое изучение которых предполагается в 1—4 классах в курсе «Русский язык».

Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

Содержание курса позволяет организовать целенаправлен­ную работу по развитию всех видов речевой деятельности уча­щихся:

слушания — восприятие и понимание звучащей речи;

говорения — использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения; овладение нормами рече­вого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: при­ветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой;

чтения — чтение и понимание учебного текста, выборочное чтение, нахождение необходимого учебного материала.

Тексты, представленные в учебных пособиях, являются об­разцами литературной речи и дают возможность для совершен­ствования диалогической и формирования монологической ре­чи учащихся.

Одним из основных средств формирования речевых умений выступает диалог (учителя и ученика; учащихся при работе в паре, диалоги, заключенные в букварных текстах).

Рассматривая речь как средство общения, необходимо отме­тить взаимообусловленность речевых навыков учащихся и их умения работать в паре. Одним из условий успешной работы детей в паре являются их коммуникативные навыки. В то же время, работая в паре, учащиеся на практике совершенствуют навыки общения. Такая же взаимообусловленность наблюдает­ся и при осуществлении коллективной проектной деятельности как на уроках, так и во внеурочное время.

Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений.

Уроки обучения грамоте являются начальной ступенью лите­ратурного образования учащихся. На доступном учебном мате­риале дети учатся:

- понимать содержание и главную мысль произведения;

- понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать свое отношение к ним;

- извлекать из текстов интересную и полезную для себя ин­формацию.

Почувствовать красоту, самобытность и выразительность родного языка помогает знакомство учащихся с классическими произведениями русских поэтов и писателей, а также с удиви­тельным миром русского фольклора: народными сказками, песнями, пословицами, поговорками, загадками, скороговор­ками, путаницами и считалками.

На уроках обучения грамоте учитель систематически знако­мит учащихся с разнообразными произведениями детской ху­дожественной литературы, входящей в круг чтения младшего школьника. Герои сказок (народных и авторских, отечествен­ных и зарубежных) на протяжении всего букварного периода «помогают» учащимся изучать новые звуки и буквы. Данная иг­ровая ситуация способствует успешному освоению учащимися нового учебного материала, расширяет их читательский круго­зор, развивает познавательный интерес к детской книге.

Содержание курса предполагает включение учебных мате­риалов, воспитывающих у ребенка способность сопереживать, уважать историю своей страны, бережно и ответственно отно­ситься к родному языку.

Наши рекомендации