Обогащение словарного запаса учащихся на факультативных занятиях

В настоящее время все большее значение приобретают факульта.тивные занятия в средней школе. Отсюда вполне попятно стремление учителей сделать эти занятия более содержательными и эффективными. Для достижения этих целей <...> рекомендуется использовать такие формы работы, как обсуждение фильмов, пьес, проблемных статей в газете, жур­нале и т.д. Однако, когда учителю удается организовать такого родадис­куссионные беседы, выявляется острый недостаток лексического материала, которым владеют учащиеся. В связи с этим возникает необходимость обогатить их словарный запас, пополнить его, с тем, чтобы школьники получили возможность высказать свои собственные мысли по различным проблемам. Вряд ли целесообразно использовать при этом на факультативных занятиях традиционные способы обучения. Будучи вполне оправданными для обязательных занятий, они не всегда соответствуют целям и задачам факультативов.

<...> домашние задания при проведении факультативных занятий нежелательны, поскольку они придают им характер занятийпо обязатель­ной программе. Кроме того, надо помнить, что на факультативных заняти­ях необходимо создавать «...условия для дополнительного изучения ино­странного языка с цельюсовершенствования умений и навыков практиче­ского владения иностранным языком[49]».

Исходя из этого, усвоение дополнительной лексикижелательно включить в процесс обсуждения (на иностранном языке)различных проб­лем, дать возможность учащимся с первой же встречи с новыми словами использовать их по назначению, для выражения своих мыслей. Следова­тельно,факультативные занятия по обогащению словарного запасауча­щихся должны отличаться от обязательных не только но содержанию, но и по форме организации. В данной статье мы хотели быподелиться опытом проведения факультативных занятий, накоторых дополнительная лексика усваивалась школьниками непроизвольно, по мере обсуждения интере­сующих их проблем. При организации подобных занятий мы опирались на следующие теоретические предпосылки. Из исследований памяти извест­но, что мызапоминаем по преимуществу то, что для нас существенно, зна­чимо, интересно (С.Л. Рубинштейн). Следовательно, для успешного усвое­ния дополнительной лексики необходимо подготовить учащихся в смы­словом и эмоциональном плане к восприятию новыхслов, вызвав у школьников потребность в их использовании. Для этого в самом начале занятия следует прежде всеговвести учащихся в ту проблему,которую им предстоит обсудить. Так, например, эффективным средством,подготавли­вающим учеников к обсуждению и знакомству с новыми словами, являет­ся показ в начале занятия короткого (3-4 мин.), динамичного, эмоционально насыщенного, проблемно-речевого фильма-эпизода. Дело в том, что «привосприятии фильма центральную роль играетмеханизм синтонии - перенесения насебя состояния другого, сопереживание другого как са­мого себя»[50]. Все это дает учащимся возможностьпочувствовать реаль­ность тех проблемных ситуаций, которые им предстоит обсудить. Немало­важен и тот факт, что фильм-эпизод снимает умственное напряжение уча­щихся после обязательных занятий. Ясно, что для вышеуказанных целей могут служить специально созданные фильмы. Онидолжны отвечать воз­растным особенностям учащихся, учитывать их интересы Проблема фильма должна быть острой, дискуссионной, затрагивать внутренний мир учащихся, пробуждать у них желание поделиться мыслями с товарищами.

Нам представляется, что такие фильмы следовало бы делать немыми или использовать только знакомый лексический материал. Поскольку таких фильмов пока нет, то мы рекомендовали бы использовать фрагменты дет­ских и юношеских, художественных фильмов, а также сюжетные картин­ки, конфликтные случаи, имевшие место в жизни класса, школы, рассказы остросюжетного характера, статьи в газете, журнале, прочитанные уча­щимися дома накануне занятия. Потребность в выражении своих мыслей, актуализированная фильмом-эпизодом, статьей, рассказом и т.д., в свою, очередь вызовет и потребность в средствах, необходимых для реа­лизации речевой потребности учащихся. Этими средствами в данном случае будут являться новые иностранные слова, что, естественно, положительно отразится и на продуктивности их усвоения. Однако для успешного овладения словами недостаточно только вызвать потребность в выражении своих мыслей и в средствах (новых словах), необходимо также создать условия для скорейшего удовлетворения речевой потребности учащихся в использовании этих слов и предоставить им возможность са­мостоятельно оформлять свои собственные мысли. «Чем больше самец самостоятельности проявляет человек в осуществлении какого-либо способ» действия, тем более благоприятные условия создаются и для повышения продуктивности непроизвольного запоминания»[51].

Для этих целей на первом занятии[52] используются таблицы, которые мы называем функционально-смысловьми таблицами речевых высказываний (см. таблицы). Они служат учащимся зрительной опорой при подготовке к высказываниям.

Содержательной основой для составления данных таблиц явился снятый нами для учащихся VIII класса фильм-эпизод «Как лучше провести свободное время?». В фильме были показаны сверстники ребят, которые по-разному проводят свое свободное время. Одни из них (Виктор, Саша, Нина) в свободное от занятий время посещают различные кружки, зани­маются спортом и т.д., другие (Борис, Николай) не знают, как убить время, бродят по улицам и совершают правонарушение. Мы отобрали следующие[53] проблемные вопросы по содержанию фильма.

1. Что значит свободное время в понимании Виктора, Нины, Бори­са? Какое у вас мнение по этому вопросу?

2. От каких факторов зависит то, как проводят свободное время Борис, Нина, твои товарищи?

3. Чем увлекаются ребята в свободное от занятий время?

4. Почему они выбрали себе то или иное хобби?

5. Как проводят ребята свое свободное время?

6.Кем в будущем могут стать Виктор, Николай, Нина?

Затем были определены новые слова, необходимые для обсуждения этих вопросов. В таблице они представлены группами по горизонтали со­ответственно каждому поставленному вопросу. Мы руководствовались следующим фактором: «речевые акты, требующие даже минимального творческого усилия, приводят к тому, что человек на уровне программы оперирует не словами, а семантическими полями, из состава которых он и подбирает нужное слово, чтобы с возможной точностью выразить свою мысль ». Однако этими группами вряд ли могут быть семантические поля, в виду того «что различные группы слов, выделенные с позиции языка, иррелевантны механизмам порождения речи[54]».

Поэтому для того, чтобы выделить группы слов, необходимых для реализации речевой потребности любого учащегося, мы задолго до занятия проводим на родном языке обсуждение (можно в виде анкеты), предлагая учащимся, не посещающим факультатив, ответить на те проблемные во­просы, которые будут обсуждаться на факультативных занятиях. После анализа ответов определяются нужные группы слов, которые и включают­ся в таблицы. При этом первая таблица заполняется словами, необходи­мыми для обсуждения содержания фильма-эпизода, рассказа и т. д., а вто­рая - для обсуждения вопросов (в рамках проблемы), связанных с лично­стью самих учащихся[55].

Активная речемыслительная деятельность учащихся, вызванная объектом обсуждения, потребность в высказывании своих мыслей естест­венным образом актуализируют значения, которые в сознании учащихся выражены словами родного языка. Для того чтобы обеспечить переход от актуализированного значения к адекватной форме иностранного слова, слова на родном языке располагаются в первой таблице группой слева от иностранных эквивалентов. Имея потребность высказаться, ученик ис­пользует слово родного языка в качестве «мостика», посредством которого он достаточно быстро находит соответствующее иностранное слово и с помощью нужной грамматической конструкции реализует свою речевую потребность на иностранном языке. Учитывая тот факт, что слово пред­ставляет собой многомерную систему связей, слова и грамматические конструкции организованы таким образом, что по горизонтали ученик имеет возможность усваивать как семантические отношения слов внутри группы (парадигматику), так и грамматические связи слова (синтагма­тику).

По вертикалиученик овладевает смысловыми связями того или ино­го слова. Усвоение слова в единстве всех его связей чрезвычайно важно как для запоминания, так и воспроизведения слов[56]. Внизу таблицы распо­ложены разговорные формулы, с помощью которых учащийся может на­чать свое высказывание, а также инициативные реплики, используя кото­рые он может отреагировать на высказывания своих товарищей. Функцио­нально-смысловая таблица речевых высказываний № 2 несколько отлича­ется от таблицы№ 1.

Во-первых, во второй таблице нет слов на родном языке. Как показала практика проведения подобных занятий, учащиеся после работы с таблицей № 1 свободно удерживают в памяти значения, теперь уже выра­женные формой иностранного слова. В связи с тем, необходимость в ис­пользовании слов родного языка отпадает.

Во-вторых, в целях повторения в таблицу №2 добавлены иностранные слова, усвоенные ранее на обязательных занятиях. Этотакже cnocoбствует лучшему усвоению дополнительной лексики, так как «запоминание – эго действительно связывание нового с уже имеющимся в опыте»[57].

Используя таблицыв качестве зрительной опоры, учащиеся возможность без предварительного заучивания форм новых слов выражал свои мысли по поводу той или иной проблемы, комбинируя при этом слова и конструкции в целях наиболее точного выражения своей мысли вобоснования. Именно это и приводит к запоминанию новых слов, ибопамять тесно связана с активнойдеятельностью человекапо запоминаниюматериала (А.А. Леонтьев).

Покажем и прокомментируем отдельные упражнения к таблицами № 1 и № 2. (Обе таблицы используются на первом занятии.)

При выполнении упражнений с опорой на таблицыиспользуетсяприем: read and look up. После того как просмотрен фильм-эпизоди поставлен тот или иной проблемный вопрос, учащиеся, используя таблицу №1 в качестве опоры, готовятся к высказыванию своей точки зренияпо названному вопросу, связанному с содержанием просмотренного фильма-эпизода. Подготовившись, они поднимают руку. При выполнениипервыхупражнений не следует торопить учащихся с ответом, необходимо дать им время лучше познакомиться с новыми словами. Говорить же они должны, не глядя в таблицу.

При составлении комплекса упражнений для работы с таблицами особое внимание следует обратить на последовательность упражнений. Так, работу с таблицей № 1 следует начать с выполнения имитативных упражнений, позволяющих усвоить слуховой образ новых слов. Высказы­вания учащихся в этом случае достаточно кратки, они содержат лишь одно-два новых слова. В дальнейшем упражнения постепенно усложняются. От учащихся требуется не просто высказать свою точку зрения, но и обос­новать ее. В результате увеличиваются как объем высказываний, так и ко­личество употребляемых новых слов. Интересное содержание фильма-эпизода, рассказа и т.д.,атакже обсуждение проблем, волнующих учащих­ся, стимулируют их не только высказывать свою точку зрения, но и внима­тельно слушать и анализировать высказывания своих товарищей, что так­же чрезвычайно важно для усвоения лексики.

После того как будет закончено обсуждение содержания фильма-эиизода, рассказа и т.д., следует перейти к обсуждению проблем, непо­средственно соотнесенных с личностью учащегося. В этом случае для под­готовки своих высказываний школьникииспользуют таблицу №2. Поме­ре обсуждения проблем время подготовки постепенно сокращается, и к концу первого занятия учащиеся высказываются, практически не исполь­зуя зрительные опоры.

Покажем и прокомментируем отдельные упражнения при работе стаблицами №1 и №2 по обсуждению проблемы «Как лучше провести свое свободное время?» (на первом занятии).

Наши рекомендации