Организация процессом обучения
Куратор курса непосредственно отвечает за организацию учебного процесса и одновременно является руководителем коллектива слушателей (курсантов) в период их обучения на цикле. От него зависит успешное освоение программы обучения. Ниже приведены некоторые рекомендации по руководству курсом.
Старайтесь придерживаться графика – это проявление уважения к слушателям курса и тем, кто будет выступать после Вас, чтобы им не пришлось торопиться или сокращать свои выступления. Чтобы придерживаться графика потренируйтесь до начала обучения. Следуйте расписанию, в котором указано время, выделенное на выступление. Заранее рассмотрите план работы со всеми преподавателями. Подчеркните важность соблюдения временных рамок и, таким образом, проявления уважения. Установите систему соблюдения временных рамок и обсудите их с другими преподавателями. Назначьте человека, следящего за соблюдением графика выступления, который бы давал визуальные напоминания, и показывал через сколько минут надо остановиться, например, через 5 минут, 1 минуту. Если необходимо, используйте звонок для подачи сигнала об окончании времени выступления. Иногда придется прерывать выступающих
Следите за тем, чтобы обучение было сфокусировано на поставленных задачах. Пользуйтесь «парковкой» для обсуждений тем, которые занимают слишком много времени, или, имея отношение к курсу, не являются необходимыми для обучения, но важными для слушателей. Обращайтесь к раздаточным материалам для более детальной информации. Изучите содержание материала, которое «нужно знать» и которое можно сократить или убрать при необходимости.
Умейте обращаться со сложными слушателями - это важный навык для преподавателя. Если в группе есть сложные слушатели, преподаватель должен уметь справиться с ситуацией, чтобы не нарушался процесс. Примеры сложных слушателей и того, как реагировать на их поведение
«Доминирует в разговоре».
В каждой группе есть, как минимум, один человек, который пытается доминировать в разговоре. Такие люди часто имеют большой опыт и знания и жаждут поделиться ими со всеми. Никто не должен доминировать в разговоре, все участники должны иметь возможность внести свой вклад в обсуждение. Способы реагирование на их поведение описаны в «Основных правилах» и могут включать следующее:
§ Поблагодарите таких слушателей за вклад в работу курса и скажите, что Вам также нужно услышать и мнение других участников. Сошлитесь на то, что они уже много дали для обсуждения, и Вы хотите послушать мнения других.
§ Пользуйтесь языком тела, например, не смотрите на этого человека, когда ждете ответной реакции, стойте перед ним и смотрите на других участников в ожидании ответа. Иногда бывает необходимо игнорировать таких людей.
§ Бывает, что необходимо прерывать и резюмировать их комментарии до того, как выступят другие участники.
§ Дайте им задание, которое бы было в помощь задачам курса.
§ Если потребуется, поговорите с ними за пределами учебной комнаты
«Прерывает других»
Некоторые участники курса имеют привычку прерывать других, поэтому для Вас, как для преподавателя, важно уметь справиться с таким типом поведения. Способы реагирование на такое поведение включают в себя:
§ Обратитесь к «Основным правилам» о том, что участники курса должны выступать по очереди.
§ Если они продолжают прерывать говорящих, скажите, что другой выступающий еще не закончил.
§ Если потребуется, поговорите с ними за пределами учебной комнаты.
«Всезнайка»
Некоторые участники курса попытаются оспорить преподавателя или выставить его не в лучшем свете. Они думают, что все знают, и будут делать замечания, чтобы вызвать сомнение в знаниях и подорвать авторитет преподавателя. Способы реагирование на такое поведение включают в себя:
§ Признать их ценный опыт и спросить, есть ли другие мнения.
§ Если они задают Вам вопрос, спросите их, в чем, по их мнению, состоит ответ или представьте этот вопрос на рассмотрение других.
§ Дайте им задание в помощь проведения обучения.
§ Если потребуется, поговорите с ними за пределами учебной комнаты
«Не принимает участия»
Некоторые участники курса не будут проявлять ответную реакцию. Они могут быть робкими или незаинтересованными или могут присутствовать на курсе по принуждению или оказаться не подходящим слушателем для данного курса. В независимости от причины, важно поощрять вклад в работу всех участников. Способы реагирование на такое поведение включают в себя:
§ Используйте язык тела для стимуляции их участия в процессе. Когда хотите послушать тех, кто еще не участвовал в обсуждении, смотрите непосредственно на этих людей.
§ Стойте рядом с ними и смотрите на них, когда задаете вопросы.
§ Поговорите с ними за пределами учебной комнаты, чтобы установить контакт.
§ Узнайте об их знаниях и опыте, которые могут быть использованы в вопросах.
§ Попросите их помочь Вам каким-либо образом (например, сделать запись на перекидной доске, раздать бумаги, подвести итог ключевых понятий).
§ Если потребуется, за пределами учебной комнаты спросите их, почему они не вовлечены в процесс обучения.
«Не хочет быть на обучающем курсе»
Некоторые участники вынужденно присутствуют на курсе по воле своих кураторов. Поэтому им не нравится курс, он представляется скорее наказанием, чем возможностью узнать что-то новое. Способы реагирование на такое поведение включают в себя:
§ Во время вступления к обучающему курсу Вы можете сказать, что слушатели приходят на курс по разным причинам, и что Вы приветствуете широту взглядов, потому что каждый учится чему-то в любой ситуации.
§ Подчеркните значимость присутствия каждого слушателя, а также его вклад в успех обучения.
§ Расскажите о том, что последует за обучением. Подчеркните, что от слушателей может потребоваться демонстрация их навыков, как часть требований к работе.
«Обучение на курсе, как способ отвлечься от работы»
Некоторые любят посещать обучающие курсы, потому что для них это просто способ вырваться из кабинета, посмотреть новые места или получить дополнительные деньги за счет суточных. В результате, они могут подумать, что их активное участие или изучение курса необязательно. Способы реагирование на такое поведение включают в себя:
§ Подчеркните достоинства каждого и то, какой вклад каждого будет сделан в дело достижения успеха обучения.
§ Попросите этих участников помочь Вам в чем-либо.
§ Если потребуется, за пределами учебной комнаты спросите их, почему они не вовлечены в процесс обучения.
§ Расскажите о том, что последует за обучением. Подчеркните, что от слушателей может потребоваться демонстрация их навыков, как часть требований к работе.
Эту ситуацию можно избежать правильным подбором слушателей.
Умейте справляться с трудностями, возникающими при размещении обучающего курса. Взрослые слушатели курса имеют обязанности по отношению к своей семье и работе, поэтому им трудно посещать обучающие курсы вдали от работы и семей.
Некоторые места проведения курса находятся слишком близко к работе слушателей, поэтому они могут легко отвлекаться или даже покидать занятия для того, чтобы сделать что-то на работе. Выберите место проведения курса, которое бы гарантировало, что внимание слушателей будет целиком посвящено обучению – это может быть гостиница в другом городе.
Если для слушателей важно заниматься вечерами, нужно чтобы обучение проходило за пределами города, там, где они живут в гостинице. У взрослых есть обязанности по отношению к своей семье, поэтому им будет трудно заниматься вечерами.
Слушатели курса, скорее всего, будут приходить на занятия ко времени и сосредоточенно заниматься, если будут проживать в гостинице.
Выберите место проведения курса, до которого было бы легко добраться. Если до места добираться сложно, это может помешать слушателям посещать обучение. Кроме того, проезд может быть дорогим и требовать дополнительного времени. Об этом важно помнить, если обучение проводится в том же городе, где проживают участники.
Учебная комната - температура в учебной комнате может быть причиной того, что участникам будет либо слишком жарко, либо слишком холодно. А представление о «наилучшей температуре воздуха» будет разным у разных людей. Постарайтесь выбрать средний показатель, который будет комфортным для «большинства» слушателей курса.
Электричество – необходимо наличие соответствующих розеток, расположенных в подходящих местах. Если придется использовать удлинители, убедитесь в том, что они безопасно размещены, и никто из людей об них не споткнется.
Освещение – несоответствующее освещение может очень отвлекать от обучения, особенно во время показа слайдов. Поэтому постарайтесь выбрать учебную комнату, в которой Вы могли бы притушить свет настолько, чтобы можно было не только увидеть слайды, экраны компьютеров, видео, но еще и читать раздаточный материал.
Если планировка учебной комнаты оказывается слишком большой, слишком маленькой или слишком узкой, это может повлечь за собой проблемы. Важно проверить учебную комнату до начала обучения, чтобы убедиться в том, что она нужного размера, и что ее можно организовать таким образом, чтобы извлечь из обучения максимальную пользу и создать комфортную атмосферу.
Шум может отвлекать слушателей. Обратите внимание на уровень шума и выберите место проведения курса, где отсутствует внешний шум.
Иногда могут возникнуть проблемы с оборудованием – не работает компьютер, оборудование не привозится к месту обучения или привозится не то оборудование. Заранее продумайте запасные планы. Обязательно проверьте оборудование до начала обучения, чтобы избежать неожиданных проблем во время курса. Иногда материалы не поступают вовремя или оказаться собранными неправильно или не хватает материалов. Этих проблем можно избежать, если заранее спланировать и получить материалы с большим запасом времени для исправления ошибок.
Эффективное общение.
Быть хорошим организатором работы в группе - значит иметь хорошие навыки общения. Вы должны владеть разными способами общения, которые могут помочь Вам в проведении обучения.
Способы общения | ||
Выражение лица | Уши | Ноги |
Голос | Нос | Ум |
Глаза | Руки | Сердце |
Используйте выражение лица. Задайте тон обучения (дружелюбный и поддерживающий) Если ваше выражение дружелюбное, делает Вас доступным для слушателей, это будет способствовать их вовлечению в процесс обучения. Проявляйте доброжелательность – улыбки «заразны». Если Вы улыбаетесь, слушатели будут невольно улыбаться Вам в ответ. Этот один из способов создания атмосферы доброжелательности и поддержки во время обучения. Во время ответов людей улыбнитесь им, и вероятнее всего они ответят Вам тем же.
Демонстрируйте энтузиазм по отношению к обучению, это помогает участникам тоже быть увлеченными.
Используйте свой голос – самый главный способ общения с участниками курса. Ваш голос задает тон обучению (голос должен быть доброжелательным и поддерживающим). Через голос передается большая часть содержания обучения, поэтому:
§ Говорите голосом преподавателя, так, чтобы Вас все слышали. То, что Вы должны сказать, важно, но крайне важно также, чтобы Вас слышал каждый.
§ Меняйте высоту голоса, чтобы Вас интересно было слушать, и чтобы подчеркнуть важные моменты.
§ Говорите с различной скоростью, чтобы заинтересовать и придать выразительность сообщению. Если Вы будете говорить слишком быстро, слушатели могут пропустить что-то из Вашей самой важной информации. Если Вы говорите слишком медленно, слушателей это может усыпить. Скорость голоса зависит от проводимых Вами учебных мероприятий, так, например, во время демонстраций или комплексной информации Вам нужно говорить немного медленнее. Если Ваш акцент или язык отличен от акцента или языка слушателей, говорите достаточно медленно, чтобы они могли Вас легко понять.
§ Говорить на нужном профессиональном уровне. Говорите доброжелательным тоном.
§ Пользуйтесь микрофоном, если необходимо. Потренируйтесь говорить с микрофоном и спросите у слушателей, какой из уровней Вашего голоса наилучший. Не держите микрофон слишком близко или слишком далеко от себя. Кроме того, просите участников курса говорить в микрофон, когда они задают вопросы или делают замечания.
Используйте свои глаза. Это способ общения и наблюдения. Вам важно наблюдать за тем, что происходит с участниками для того, чтобы увидеть:
§ Вовлечены ли участники курса в процесс?
§ Понимают ли они?
§ Каков энергетический уровень?
§ Происходит ли взаимодействие между членами группы?
§ Кто не участвует в работе?
Используйте свои уши – это важный способ общения с участниками курса. Выслушивайте участников. Это очень важно для создания общей атмосферы обучения. Слушайте и ждите, пока выступающие не закончат говорить, делайте паузы, чтобы дать участникам курса отреагировать, используйте тишину, чтобы управлять обучением.
Используйте свой нос, чтобы «разнюхать проблемы». Если в воздухе витает тревога – проверьте. Например, проблема с оборудованием – иногда оборудование перегревается. Или другие проблемы, которые могут возникнуть, включают и личные проблемы между участниками курса или со слушателями, не понимающими содержания.
Используйте свои руки. Двигайте руками естественно. Руки замечательный способ выражения экспрессии и силы. Используйте невербальные методы общения, например:
§ Поощрение к участию. Открытая ладонь – невербальный сигнал приглашения людей к комментированию.
§ Обеспечение положительного подкрепления. Иногда похлопывание по плечу может быть утешительным.
§ Демонстрация процедур. Руки используются для демонстрации процедур или процессов, например, можно показать, как должен больной туберкулезом во время кашля прикрывать рот рукой или платком, чтобы предотвратить распространение микобактерий туберкулеза.
§ Использование средств информации. Когда Вы демонстрируете учебный материал, вы используете свои руки.
Используйте свои ноги. Движение по учебной комнате полезно как для участников, так и для преподавателей. Способы движения:
§ Поддержка участия. Движение по направлению к участнику во время его комментария может поддержать его сотрудничество с вами. Движение делает Вас более доступным для участников.
§ Выступление с трибуны создает барьер между Вами и слушателями курса, что создает официальную, безучастную атмосферу обучения.
§ Уменьшение нервозности. Хождение по комнате может помочь Вам снизить нервозность и чувствовать себя более свободно перед слушателями.
§ Разнообразие. Если Вы ходите по комнате, слушатели курса смотрят на разные предметы, а не в одну точку.
§ Управление обучением. Стоя спиной перед сложным слушателем, Вы показываете, что хотите выслушать других. Если Вы стоите рядом с человеком, который не отвечает, это может помочь ему начать участвовать в работе.
Передвижение по комнате полезно, но не увлекайтесь этим, иначе это станет отвлекать слушателей.
Используйте свой разум. Будьте легко приспосабливаемыми и изобретательными. Если возникают проблемы, адаптируйте ситуацию и используйте свою изобретательность для того, чтобы справиться с ситуацией. Будьте творческими людьми. Обучение может быть интересным или скучным, оживление процесса зависит от Вас. Придумывайте новые способы преподавания содержания курса. Предвосхищайте проблемы. Заранее подумайте о том, какие могут возникать проблемы, и определите возможные пути их решения. Это часть подготовки запасного плана.
Превращайте негативные ситуации в позитивные решения. Когда возникают проблемы, превращайте их в учебные ситуации.
Работайте сердцем.
§ Проявляйте уважение к слушателям. Разные люди приходят на курс, и Вам как преподавателю важно с уважением относиться ко всем. Даже если Вы с кем-то не согласны, Вы должны уважать их точку зрения. Если Вы зададите тон проявления уважения ко всем участникам курса, это поможет им проявлять уважение друг к другу.
§ Признайте, что у каждого свой стиль обучения. Люди не смогут с одинаковой скоростью выполнять какое-либо задание. Для Вас, как для преподавателя важно демонстрировать приятие различных подходов к проведению какого-либо вида деятельности.
§ Демонстрируйте поддержку, когда люди совершают ошибки. Все мы взрослые люди смущаемся, когда совершаем ошибки. Проявляя поддержку в таких ситуациях, Вы создаете позитивную и доверительную атмосферу обучения.
§ Показывайте сочувствие. У всех нас возникают проблемы и сложные ситуации. Поэтому когда потребуется, важно показывать сочувствие по отношению к участникам
В заключении можно сказать, что хороший организатор групповой работы должен иметь:
Ø Улыбку свиньи – у свиньи постоянная улыбка.
Ø Глаза тигра – тигры крайне внимательны, видят даже в темноте.
Ø Уши и нос слона – у слона огромные уши и гигантский нос, который может чувствовать предметы на большом расстоянии.
Ø Руки обезьяны - кисти рук у обезьян имеют гибкие возможности.
Ø Ноги геккона – у гекконов маленькие присоски на ногах, что помогает им ходить где угодно, даже высоко по стенам и потолкам.
Ø Ум лисы – Лисы очень умные, они быстро адаптируются к ситуациям.
Ø Сердце кита – у китов – самых больших животных на земле, также и самое большое сердце.
Ø Голос пересмешника – у пересмешников красивый голос, они поют множество песен, поэтому в их голосах есть разнообразие.