Управление процессом обучения.

Эффективное управление процессом обучения физическим упражнениям тре­бует плана (проекта) обучения в виде динамичной программы конкретных учебных заданий; определенной системы контроля (проверки), обеспечивающего непрерыв­ное поступление объективной информации как педагогу, так и занимающимся о ходе и результатах обучения; коррекции процесса обучения на основе поступающей ин­формации.

Деятельность педагога начинается с выбора практической цели обучения и при­нятия решения чему обучать, то есть описания образца техники физического уп­ражнения, которую занимающимся предстоит изучить и определения условий прак­тического применения изучаемого двигательного действия, а также количествен­ных показателей, которых должны будут достичь занимающиеся в результате обу­чения. Для того, чтобы принять это решение, педагогу необходимо вначале составить представление о занимающихся и об окружающей обстановке. Оценивание воз­можностей обучаемых, помимо учета возрастных и других факторов, требует пред­варительной проверки знаний, двигательных умений и навыков, а также выявления уровня развития необходимых физических качеств.

В результате сопоставления сложившегося представления с намеченным образ­цом техники физического упражнения, формулируется общая задача обучения. Далее она развертывается в систему частных задач, в соответствии с которыми разрабатываются основные средства и методические приемы их решения. При этом в роли предписания, какие учебные действия и в какой последовательности следу­ет осуществлять, выступает общая структура процесса обучения двигательному дей­ствию. Намеченный образец техники изучаемого физического упражнения (описа­ние основы, общих деталей и характеристик техники) позволит точно определить, что в данном двигательном действии следует разучивать, и конкретизировать част­ные задачи I и II этапов процесса обучения. Определение условий практического применения физического упражнения (в стандартных или усложненных внешних условиях, в сочетании о другими действиями и т.д.) облегчит конкретизацию задач его закрепления и совершенствования. Количественные критерии (в сантиметрах, секундах, килограммах, очках и т.д.) дадут основания наметить продолжительность работы по совершенствованию двигательного действия при повышающихся физи­ческих и волевых усилиях, а также средства и пути развития необходимых двига­тельных и волевых качеств в дальнейшем. В таком плане только последнее задание отражает достижение цели обучения, тогда как остальные учебные задания харак­теризуют промежуточные (частные) задачи, без решения которых общая цель не может быть достигнута.

Принимать решения педагогу приходится не только перед началом обучения. В ходе самого процесса возникают различные причины, в результате которых проис­ходят отклонения хода обучения от запланированного. Отклонения могут быть как негативными (замедляющими ход процесса), так и позитивными (позволяющими сократить время обучения). Поэтому необходимо решить две задачи. Во-первых, обеспечить получение сведений о реальном ходе процесса обучения. Во-вторых, в зависимости от характера отклонения процесса от запланированного необходимо оказывать на него то или иное регулирующее воздействие, производить необходи­мую коррекцию.

Очевидно, что принятие решений в процессе преподавания всегда является ре­зультатом переработки педагогом всей полученной им информации. Как результат этой переработки отдаются распоряжения, подлежащие исполнению. Таким образом, возможность принимать решения заключена в обмене информацией между преподавателем и занимающимся. Важнейшие функции проверки и оценивания ус­певаемости заключаются в получении и передаче информации. Оценка при этом выступает в роли сигнала, несущего информацию.

В процессе разучивания и совершенствования двигательных действий препода­ватель сообщает обучаемым информацию о выполнении или невыполнении ими частных учебных задач. Информация передается с помощью различных приемов оценивания в самых разнообразных формах. Важное значение при этом имеет орга­низация собственных наблюдений занимающихся за качественными и количествен­ными характеристиками движений.

Для активизации учебной деятельности ученику необходимо знать, оказалась ли успешной вся линия его поведения и каков конкретный уровень результатов его де­ятельности. Поэтому возникает необходимость периодически организовывать про­верку, несущую такую информацию. В этом случае, как правило, проверяется тех­ника выполнения двигательного действия в целом в планируемых условиях его при­менения и выявляется соответствие техники выполнения физического упражнения намеченному образцу.

На основе полученной информации в предварительный план обучения вносятся коррективы (частичные изменения) путем перераспределения времени на реше­ние отдельных частных задач, применения дополнительных средств и более эффек­тивных методов и приемов обучения.

Наши рекомендации