VII.1.3. Управление процессом обучения

Результативность процесса обучения находится в прямой за-зисимости от степени управления им.

Педагог имеет дело с очень сложным объектом управления—• личностью учащегося, различными видами его психической деятельности. Поэтому эффективность управления процессом обучения во многом зависит от знаний преподавателем особенностей ученика. Кроме того, преподаватель должен иметь четкое представление о цели управления, о:б исходном состоянии управляемого процесса; определить программу воздействий; обеспечить систематическую обратную связь, а также переработку информации, полученной по каналу обратной связи; выработать корректирующие воздействия и реализовать их.

Управление процессом обучения осуществляется на основе обратной связи, т. е. непрерывного или периодического контроля и учета результатов. Учитель постоянно получает информацию о том, как каждый ученик на каждом этапе работы усваивает знания' и овладевает практическими действиями. Новый материал дается в зависимости от усвоения предыдущего.

Чтобы сделать обучение управляемым процессом, необходима «го специальная организация, которая обеспечила бы систематический контроль. Наиболее продуктивной в этом направлении является система обучения, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной П. Я. Гальпериным.

Согласно этой теории процесс усвоения знаний проходит в пять этапов.

I этап — этап ориентировочной основы действия. На этом этапе учащиеся получают знания о цели действия и тех условиях, которые необходимы для его выполнения. В результате обеспечивается понимание логики действия, возможностей его осуществления. Это очень важный этап, так как он определяет успешность всех осталь-

VII.1.3. Управление процессом обучения - student2.ru Возрастная и педагогическая психология. —М.: Просвещение, 1979, с. 178.

VII.1.3. Управление процессом обучения - student2.ru ных этапов. Ориентировочная основа действий может быть неполной, когда содержание деятельности определяется самим учеником путем проб. Формирование действия на такой основе идет очень медленно, оно непрочно. Ориентировочная основа действия может даваться полностью в готовом виде и конкретной форме. Действие в этом случае формируется быстро, безошибочно, оно устойчиво, но применяется в узких рамках, не может быть перенесено в новые условия. И наконец, ориентировочная основа действия может быть полной, но ориентиры даются в обобщенной форме, характерной для целого класс'а явлений. В этом случае она составляется самостоятельно на основе метода, который также сообщается заранее. Действие характеризуется быстротой, безошибочностью, устойчивостью и широтой переноса.

II этап — выполнение действия во внешней материальной фор
ме.

III этап — формирование действия на внешнеречевом уровне;
дальнейшее обобщение действия, которое остается полностью осоз-
нанным, развернутым.

IV этап — формирование действия во внешней речи про себя;
действие быстро сокращается, свертывается, автоматизируется.

V этап — формирование действия на уровне внутренней речи,
собственно умственного действия. Оно максимально свернуто, обоб
щено, автоматизировано, полностью усвоено.

В зависимости от этапа выполнения действий применяется та или иная форма контроля: на первом этапе пооперационный контроль, на втором — систематический, на последующих — эпизодиче- >. ский.

VII. 1.4. Содержание обучения

Вопрос о том, чему учить, определяется программой по конкретному учебному предмету, где предусматриваются те знания, умения и навыки, которыми должен овладеть ученик.

Знания — это обобщенное отражение действительности. Знания могут быть на уровне представлений и на уровне понятий. В знаниях на уровне представлений отражаются как некоторые существенные, так и второстепенные, случайные признаки, которые могут приводить к неточному усвоению. В знаниях на уровне понятий отражаются существенные признаки.

Обучение понятиям предполагает постановку задач, в решении которых необходимы изучаемые понятия, анализ сущности задач и оценку результатов, ознакомление с исходными свойствами, отношениями и функциями объектов, на которые опирается учащийся, овладевая новыми понятиями, многократные поиски, попытки, проверку результатов при оперировании этими понятиями. Чтобы формировать правильные знания на уровне понятий, надо специально обучать школьников приемам самой умственной деятельности по выделению и объединению признаков изучаемых предметов и действий, т. е. обучать мышлению. Для этого необходимо знать, какие типы мышления (логическое, теоретиче-

ское, практическое, образное) формируются при изучении того или иного материала (см. II. 5.).

Например, формирование понятия «вольные упражнения» в гимнастике основывается на взаимодействии логического, практического и образного типов мышления.

Умения — это применение знаний на практике. Учащиеся часто испытывают затруднения в применении усвоенных понятий при решении конкретных задач. В этом случае понятия не становятся средством деятельности и познания, не связываются с практикой и не становятся умениями.

Для формирования умений важно систематически разъяснять учащимся принципы решения различных классов задач, постоянна практиковаться в выделении существенных для задачи признаков и отношений (использование системы подсказок), в анализе задач с точки зрения того, что требуется установить.

Навыки — это закрепленные, заученные действия, которые являются результатом обучения. Для навыка характерна автоматизация приемов выполнения действия. Навык освобождает сознание от контроля над этими приемами и позволяет сосредоточить его на целях и условиях действия.

В зависимости от того, какие приемы выполнения действия частично автоматизируются, различают следующие виды навыков: сенсорные (различение звуков при слушании речи, определение дистанции у спортсмена и т. п.), моторные (игра на пианино, не глядя на клавиши, застегивание пуговиц, не глядя на пальто,, и т. п.), сенсомоторные (письмо, рабочие, спортивные движения и т. п.), интеллектуальные (счет, решение определенных типов задач, судейство в спорте и т. п.).

/ VII.1.5. Методы обучения

Вопрос о том, как обучать, решается использованием различных методов обучения, обеспечивающих различную степень психической активности учащихся. Выделяют следующие методы.

Информативный — преподнесение новых знаний в готовой виде. Этот метод требует дословного или осмысленного запоминания, повторения, тренировки по готовым образцам и правилам.

Программированный — усвоение знаний на основе самостоятельного выбора информации, осмысления задач, применения знаний на практике, активного самоконтроля.

Проблемный — усвоение знаний на основе решения нестандартных задач, экспериментирования, выбора и применения понятий в процессе творческой деятельности.

Интерактивный — усвоение знаний в процессе обсуждения и дискуссий, подбора факторов, аргументов, доказательств в условиях непосредственного общения между учащимися.

Применение того или иного метода зависит от характера материала, его сложности, новизны, задач обучения в каждом конкретном случае, уровня психического развития учащихся.

Программированное обучение считается наиболее управляемым.

VII.1.3. Управление процессом обучения - student2.ru Его разработка базируется на теории поэтапного формирования умственных действий. Программированное обучение — это система учебной работы с программным управлением познавательной деятельностью учащихся. При этом программируется содержание предмета и усвоение. Однако обычно программируется не все содержание предмета, а лишь незнакомый учащимся или требующий точного усвоения материал.

Усвоение — это познавательный процесс, возникающий в ходе1 учебной деятельности и представляющий собой сознательное овладение опытом предшествующих поколений. Оно обеспечивается •совокупностью психических процессов: восприятия, внимания, па| ■мяти, мышления, воображения, речи, воли, эмоций. Усвоение xa-j растеризуется активностью, управляемостью и результативностью.; Программирование усвоения ориентируется на определенный уровень этого процесса.

1-й уровень — узнавание, опознание, различение, распознавав ние объектов изучения. Действия осуществляются во внешнем пла-

2-й уровень — воспроизведение информации об изучаемом объекте на основе памяти или понимания, вербальное мышление, реконструктивное действие.

3-й уровень — формирование умений, применение знаний на практике в знакомых ситуациях.

4-й уровень — творческое применение приобретенных знаний в незнакомых ситуациях. Действия приобретают гибкий, поисковый характер. Учащиеся овладевают методами мышления в данной области знания, что помогает им принимать решение в творческих ■ситуациях.

Программирование содержания предмета и усвоения осуществляется в обучающей программе. Она состоит из шаговых учебных процедур, когда учебный материал разделен на определенные пор-.ции и учебные задания. Шаг обучающей программы — это совокупность информации для прямой и обратной связи и правил перехода к последующей познавательной деятельности. В состав шага входят информация, операция, обратная связь, контроль. Информация— это сообщение сведений и создание соответствующей ориентировочной основы. Операция — обработка информации путем ■выполнения ряда речевых и моторных действий. Обратная связь — проверка правильности выполнения действий самим учеником. В результате операции и обратной связи достигается усвоение. Единство действия и его проверки создает положительную стимуляцию и активизирует познавательную деятельность учеников. Контроль — это проверка преподавателем правильности усвоения.

В настоящее время при обучении технике и тактике в различных видах спорта достаточно широко используется программированное обучение с помощью обучающих машин и безмашинным способом. Например, обучающая программа по разделу тактики в водном поло состоит из 50 тестографических кадров, которые последовательно демонстрируются на экране прибора «Экзаменатор». В основу логического содержания обучающей программы по-

ложено схематическое изображение различных наиболее часто встречающихся тактических ситуаций. Одна из задач этой программы—обучение занимающихся мысленному воспроизведению предлагаемых ситуаций с последующим переносом их на реальную игровую деятельность*.

Эффективным современным средством активизации познавательной деятельности учащихся является проблемное обучение. Суть его состоит в том, что ученику не даются знания в готовом виде, а формулируется проблема, требующая разрешения с помощью эвристических приемов. Таким образом учащиеся подводятся к самостоятельному решению поставленных задач.

Одним из центральных понятий проблемного обучения является понятие «проблемная ситуация». В основе проблемной ситуации лежат противоречия между новыми фактами и имеющимися знаниями. В условиях проблемной ситуации возникает особое психическое состояние — учащийся переживает интеллектуальную трудность, которая обусловливает потребность к поиску. Проблемная ситуация ставит учащихся перед необходимостью осознать проблему, найти приемы ее решения, доказать истинность решения. А для этого необходима активная творческая деятельность.

Наши рекомендации