Управление процессом обучения

Плата за обучение

До 1989 г. в Великобритании во многих отраслях существовали со­веты по профессиональной подготовке, которые по закону имели право составлять списки работодателей в каждой отрасли и вводить плату этими работодателями налога на обучение. Деньги от налога на обучение направлялись на профессиональную подготовку в со­ответствующей отрасли. Протесты работодателей против обложения налогом были услышаны промышленными трибуналами. Филосо­фия, лежащая в основе советов по профессиональному обучению, заключалась в том, что, поскольку компании могут переманивать друг у друга квалифицированных работников, у каждого из них практически отсутствует стимул вкладывать средства и финансиро­вать профессиональное обучение своих работников. А наличие ква­лифицированной рабочей силы является, как известно, одним из ключевых факторов выживания отрасли. Таким образом, каждая компания в отрасли должна вносить вклад в агрегированные затра­ты общества на профессиональное обучение; размер этого вклада пропорционален числу наемных работников в компании.

Сторонники взимания налога на обучение предупреждают, что система свободного рынка не может удовлетворить национальные потребности в профессиональных навыках. Они утверждают, что неквалифицированная рабочая сила ведет к снижению производи­тельности труда и потерям бизнеса, а впоследствии — к снижению спроса на квалифицированных работников (что, в свою очередь, снижает мотивы для обучения). Так воспроизводится цикл низкоква­лифицированной и низкопроизводительной рабочей силы, что суще­ственно сокращает конкурентную мощь экономики страны. В этих условиях единственной основой конкуренции страны на междуна-



Практические аспекты управления человеческими ресурсами



родном рынке может стать себестоимость продукции. Вследствие этого уровень заработной платы станет понижаться и начнется об­нищание общества. При этом, как утверждают сторонники платно­го обучения, специфические выгоды системы национального про­фессионального обучения сводятся к следующему.

(а) Наличие централизованного органа, который вместо отдельных компаний принимает ключевые решения по вопросам приоритетов в профессиональном обучении, овладении навыками и в определе­нии адекватного уровня профессиональной подготовки. Государст­венные структуры могут позволить себе долгосрочный взгляд на проблему общенациональных потребностей в профессиональном обучении.

(б) Компании в любом случае не могут избежать затрат на профес­сиональное обучение (даже полагаясь на переманивание работни­ков у конкурентов). Компаниям, не затрачивающим средств на обу­чение своего персонала, приходится платить повышенную заработ­ную плату работникам, которых они переманивают у других рабо­тодателей, обеспечивших их обучение. Кроме того, чем меньше компаний участвуют в профессиональном обучении, тем меньше на рынке труда квалифицированных работников и тем уязвимее дела­ется компания, которая проводит профессиональную подготовку своего персонала фактически для посторонней компании.

Противники налога на профессиональное обучение утверждают, что это вмешательство в дела компании и посягательство на лич­ную свободу выбора. Другие их аргументы состоят в следующем.

• Реальную выгоду от профессионального обучения могут по­лучить только молодые мужчины, причем за счет молодых женщин, этнических меньшинств и лиц более старших воз­растов.

• Налаживание этой системы для обеспечения ее справедливо­сти и распространения на всех работодателей — задача край­не сложная и дорогостоящая.

• Некоторые компании могут затратить на профессиональное обучение гораздо больше, чем размер налога.

• Вряд ли от этой системы выиграет малый бизнес.

В 1989 г. все советы по профессиональному обучению и все на­логи на обучение с работодателей были запрещены, за исключени­ем строительной индустрии. Советы были заменены не имеющими силы закона организациями по профессиональному обучению, ко­торые представляли собой добровольные органы, ответственные за



21. Управление и принципы обучения персонала



прогнозирование будущих потребностей в квалифицированных ра­бочих и за координацию профессионального обучения в своей от­расли. В настоящее время подобных организаций насчитывается 100. Они не имеют законных полномочий и полностью финанси­руются за счет добровольных пожертвований. Некоторые из них обеспечивают непосредственную профессиональную подготовку, другие просто осуществляют мониторинг за уровнем профессио­нальной подготовки, предоставляемой внешними организациями. Следует обратить внимание, что в ряде стран Европейского союза все еще имеется налог на профессиональное обучение.

Схемы обучения

В последние годы правительство Великобритании ввело ряд схем профессионального обучения для безработных- Как правило, рабо­тодатели используют эти схемы для обучения своих работников с отрывом от основного производства по организованной налажен­ной программе. Обучающиеся получают стипендию как за счет го­сударства, так и за счет работодателей. Считается, что по оконча­нии программы работники станут более квалифицированными и смогут получить постоянную работу.

Ответственность за администрирование этих схем возложена на агентов по профобучению, т.е. на одобренные государством органи­зации, трудоустраивающие учеников в местных компаниях, которые не должны платить не только заработную плату ученикам, но и страховые взносы в национальную систему страхования. Однако эти компании все же должны вносить небольшой вклад в общие затраты на обучение. Размер этого вклада определяется путем пере­говоров с менеджером-инструктором, так же, как и продолжитель­ность периода пребывания обучающегося в компании, а также на других объектах обучения. Максимальный совокупный период обу­чения составляет 12 месяцев.

В 1990 г. ответственность за координацию профессионального обучения в различных районах страны была передана советам по профессиональной подготовке и предпринимательству, в состав ко­торых входят управляющие местных компаний и прочие высшие руководители (участвующие в советах на добровольной основе), а также оплачиваемые государственные служащие. В Великобритании в настоящее время насчитывается 80 таких советов. Их задача со­стоит в обеспечении страны квалифицированной рабочей силой. Для решения этой задачи они привлекают на контрактной основе местные колледжи или агентов по профессиональному обучению для организации и ведения курсов подготовки и прочих мероприя-



Практические аспекты управления человеческими ресурсами



тий, которые отвечают требованиям, определяемым местным сове­том по профессиональной подготовке и предпринимательству. Цель этой деятельности — обеспечить соответствие между программами профессионального обучения и потребностями местного бизнеса. Сами советы не ведут курсов обучения, а являются только коорди­нирующим органом.

Наши рекомендации