Педагогическое исследование и его методы

Педагогическое исследование – это сознательный, целеустремлённый поиск путей совершенствования педагогического процесса с использованием научного аппарата, научных методов. В педагогике выделяют несколько групп методов исследования: 1) методы экспериментально-эмпирического уровня (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, опытная педагогическая работа, изучение продуктов деятельности, изучение документации и др.); 2) методы теоретического уровня (теоретический анализ, моделирование, метод сходства и различий, метод аналогий и др.); 3) методы обработки результатов исследования (математическая статистика).

Темы и вопросы для повторения:

1. Что означает слово «категория», используемое во всех науках?

2. Философские категории: сущность, явление, система, методология, метод, познание, гипотеза, личность.

3. Как психология определяет понятие личности?

4. Что является предметом психологии? Может ли быть у психологии и педагогики один предмет изучения? Почему многие исследования носят название психолого-педагогических?

5. Что входит в систему методов педагогического исследования?

6. Краткая характеристика метода наблюдения.

7. Эксперимент в педагогике: его сущность и назначение.

8. Социологические методы в педагогике и их роль.

9. Тестирование как метод. Его плюсы и слабые стороны.

10. Использование в педагогике математических методов обработки материалов исследований.

11. Назвать отрасли психологии, возникшие на границе с педагогикой.

Вопросы для самоконтроля знаний по теме занятия:

1. Почему педагогика – это наука о воспитании, образовании и обучении не только подрастающего поколения, но и взрослых людей? Какие отрасли педагогики вы приведёте для доказательства этого высказывания?

2. Основные категории педагогики и их определение.

3. История развития педагогической мысли. Народная педагогика и её роль в развитии педагогической мысли.

4. Оформление педагогики в самостоятельную науку.

5. Ян Амос Коменский – основоположник мировой педагогики.

6. Выдающиеся педагоги прошлого и настоящего.

7. Какие отрасли входят в систему педагогических наук?

8. Благодаря какой из отраслей педагогика связана со всеми науками?

9. Какие отрасли педагогики образовались на стыке педагогики и психологии?

10.На границе каких наук развивается новая отрасль – педагогика «третьего» возраста?

11.Как используются методы педагогики в медицинской практике?

12. Структура педагогического исследования и его этапы. Роль гипотезы (научного предположения).

Учебные задания:

1. Сформулировать определение педагогической категории «самовоспитание». Решение: исходим из определения главного понятия педагогики «воспитание». Тогда самовоспитание – это осознанная и целеустремлённая работа человека над формированием у себя желаемых черт, качеств и форм поведения.

2. Составить вопросы к анкете по теме «Мотивы выбора педагогической профессии». Приведём один из вариантов решения.

Выбрал этот вуз и факультет, потому что   Данный мотив играл роль:
очень большую большую незначи- тельную ника- кую
1. Привлекает общественная важность труда учителя +      
2. Привлекает работа с детьми, молодёжью   +    
3. Профессия соответствует моим способностям и складу моего характера +      
4. Длительный отпуск летом   +    
5. Семейные традиции +      
6. Повлиял интерес к предмету +      
7. Небольшой конкурс на этот факультет     +  
8. Близость вуза к моему месту жительства     +  
9. Сильные научно-педагогические кадры в данном вузе   +    
10. Здесь учатся мои друзья     +  
11. Здесь больше шансов получить общежитие   +    
12. Так сложились обстоятельства       +
13. Порекомендовали учителя +      

Контрольные задания:

1. Сформулировать определение понятия «самообразование».

2. Составить вопросы к анкете по теме «мотивы выбора медицинского вуза»;

3. Продумать примерную программу самообразования студента 1 курса ИвГМА и предложить её для обсуждения в группе.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Бордовская, Н. В. Педагогика и психология: учебник для вузов / Н. В. Бордовская. – СПб. : Питер, 2014. – 624 с.

2. Лукацкий, М. А. Педагогическая наука: история и современность / М. А. Лукацкий. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012.

3. Педагогика в медицине: учебное пособие для студентов учреждений высшего проф. образования / Н. В. Кудрявая [и др.] ; под ред. Н. В. Кудрявой. – 2-е изд. – М. : Академия, 2012. – 320 с.

4. Пидкасистый, П. И. Психология и педагогика : учебник для вузов / П. И. Пидкасистый. – М. : Юрайт, 2013.

Дополнительная:

1. Кроль, В. М. Психология и педагогика / В. М. Кроль. – М : ГЭОТАР-Медиа, 2008.

2. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция / В. П. Кащенко. – М.: Академия, 2000.

3. Сергеева, Т. Б. Педагогика с методикой преподавания / Т. Б. Сергеева. – Ставрополь : Изд-во СтГМА, 2009.

4. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. – М., 1990.

Тема. ТИПЫ ПЕДАГОГИКИ. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
КАК ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Цели изучения темы:

- познакомить с основными типами педагогики,

- сформировать правильное представление о сильных и слабых сторонах каждого типа,

- способствовать формированию убеждений в том, что в демократическом государстве должна преобладать гуманная, личностная, субъект-субъектная педагогика, обеспечивающая личностно-ориентированное образование каждого члена общества, сохранение его нравственного и физического здоровья.

Основные понятия темы: общение, педагогическое общение, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие.

Выбор стиля и модели общения с учениками, коллегами, пациентами, подчинёнными во многом определяется педагогической парадигмой, концепцией, на основе идей которой человек строит свою деятельность и отношения с другими людьми. Философ Г. С. Батищев выделяет три основные парадигмы педагогического знания, три типа педагогики («Учительская газета» от 14.04.88 г.), принимая за основу ответы на следующие вопросы:

1) К чему устремлено воспитание?

2) Как педагогика видит и принимает воспитуемого?

3) Кто воспитывает?

4) Как, каким ведущим методом?

5) Чему именно учат, что воспитывают?

6) В лоне какой культуры, каких ее сфер воспитываются дети?

7) Каков в идеале итог воспитания?

8) Характеристика воспитания с точки зрения человеческого призвания.

1-й тип. Педагогика формирования.

1) Общая стратегия педагогики формирования определяется постулатом: вещи господствуют над человеком, ведут его и направляют. Вещи – это социальные структуры, учреждения, предписания – всё, что влияет, воздействует на человека. Именно они и формируют его, человек – лишь оттиск их воздействия. Поэтому роль педагогики – быть передаточным механизмом между государством и растущим человеком.

2) Что же представляет собой воспитуемый?

Педагогике формирования нужен пластичный материал, мягкий воск, чистый лист, на котором должен быть запечатлен социально заданный «текст». Ребёнок, ученик, студент здесь лишь объект педагогического воздействия, и совсем не случайно эту педагогику называют бездетной, неличностной, негуманной. Она не верит силам, способностям, творческому потенциалу самого ребёнка.

3) Кто же воспитатель? Он – центральная фигура педагогического процесса, чиновник воспитательного ведомства, наделённый властью над детьми. По сути своей он не может не оставаться авторитарным.

4) Ведущий метод – это метод обработки и вкладывания, подгонки под образцы-стереотипы. Это метод наказаний и наград, кнута и пряника.

5) Содержание воспитания определено «сверху», заданными образцами и нормами. Творчество допустимо здесь только внутри границ догмы.

6) Культура этого типа педагогики сводится к цивилизации. При этом за ведущую область культуры принимается естественная наука, ее техническая и прикладная значимость, но сама научность берется без её ценностных элементов, без её гуманитаризованности. Образование превращается в утилитарно-целенаправленное обучение.

7) Идеальный итог воспитания – окончательно сформированный, хорошо и точно подогнанный под требования порядка вещей исполнитель определенной системы ролей.

8) Педагогика формирования не открывает, а закрывает воспитаннику возможность избрать и принять своё призвание, ибо не будит, а подавляет его самостоятельность. Она делает человека пассивным, безынициативным, безответственным.

II. Второй тип педагогики Г. С. Батищев назвал «Педагогика способностей, или педагогика развития ради развития».

1) Общая стратегия тут – утверждение господства человека над любыми вещами ради расцвета всех способностей. Этому расцвету и прогрессу отдаётся приоритет как самоцели. На место формирования воздействием извне ставится именно самоформирование.

2) Как педагогика развития видит воспитуемого? Он – индивидуальная, неповторимая, разносторонне одаренная, свободная в своих стремлениях личность. Воспитание ничего не должно навязывать, но питать и выращивать зёрна способностей.

3) Педагог оказывает влияние на воспитуемого благодаря своим способностям (он – «носитель высочайшей культуры, способный понять, принять, оценить каждого из своих воспитанников, помочь каждому из них в самостроительстве» (Г. А. Засобина)).

4) Как же осуществляется воспитание? Ведущим методом становится явный диалог и состязание в развитии, заражение потребностью в развитии, в обучении и воспитании, внутрикультурными интересами.

5) Приоритет отдаётся перемене способов деятельности, подвижности воли и характера, избирательности, максимуму личной инициативы каждого, а превыше всего ставится творчество как деятельность, как самоцель.

6) Воспитание осуществляется на основе всей культуры, но во всех её областях преобладают гуманитарные аспекты, и более всего – художественность, эстетизация.

7) Идеальный итог воспитания – максимально развитый, максимально способный во всех отношениях индивид – душевная личность в её своеобразии. Подразумевается как бы безмерность развития.

8) Педагогика способностей раскрывает в человеке возможности реализовать своё призвание, но не даёт безусловных ценностей, критериев внутреннего владения способностями. В ней всегда есть немалый риск вырастить индивидуальных самоутвержденцев, риск установить самих себя в центре всего мира.

III. Третий тип педагогики – это «Педагогика собственно воспитания», или педагогика со-творчества и безусловно-ценностной посвященности.

1) Здесь отдается приоритет тому ярусу в структуре душевно-духовного мира, который должен быть выше всех способностей, талантов и сил, выше деятельностной сферы, а именно – безусловно-ценностной посвященности. Такой более высокий ярус имеет своим назначением устремлять всего человека, всю его судьбу-жизнь к согласию с истиной, красотой, добром. На этом ярусе человек обретает со-творческое отношение ко всему миру и самому себе. Именно в этой концепции можно говорить о необходимости овладения новым, планетарным мышлением, о готовности человека брать на себя персональную ответственность за человечество (Г. А. Засобина).

2) Воспитанник – индивидуальность, обладающая до воспитания и обучения гигантским скрытым потенциалом.

3) Педагог воспитывает по принципу: подобное вызывает подобное. Он приглашает своих воспитанников в мир культурного многообразия и тончайшей гармонии.

4) Воспитание строится на включении во всевозможные воспитывающие связи и отношения, отношения духовного родства и взаимоответственности – сопричастности всех каждому и каждого всем. Благодаря этому – через высшую ценностную мотивацию: не интерес, а преданность, самопосвященность. Не просто диалог, а полифония.

5) Приоритетно приобщение к духовному богатству, а не присвоение его, важнее изменить всего себя навстречу культурному смыслу, а не притянуть его к себе и наложить на него своё мерило.

6) Воспитывает культура при незаменимости и несводимости друг к другу научного познания, художественности и нравственности, но при первенстве нравственности, особенно же – глубинного общения.

7) Идеальный итог воспитания – мировоззренчески принципиальный человек, неподкупный и бесстрашный, открытый и верный, надёжный и внемлющий своею совестью всему окружающему миру, соблюдающий меру своего деяния и своего развития сообразно его ценностно-смысловой оправданности, достойный своих сил и способностей.

8) Созидательно-сотворческое призвание человека раскрывается благодаря умению предпочитать себе жизни других. Согласно учению академика А. Ухтомского, это и есть доминантность на других, другодоминантность. В ней – наиболее последовательная альтернатива всем видам корысти, эгоизма, фанатизма и косности, глухоты души. Страшен Чернобыль. Но не менее страшен, как сказал однажды профессор И. Аршавский, «чернобыль духовный», подмена духовного мира личности полезной информацией.

В жизни все эти три типа педагогики бывают как-то смешаны даже у одного и того же учителя. Предложенный анализ, как считает Г. Батищев, поможет каждому разобраться в самом себе и сделать более ответственный и взвешенный выбор.

Темы и вопросы для повторения:

1. Что понимают в психологии под общением? Дать определение.

2. Какие стили общения описаны в литературе (психология, социология) и существуют в практике общения руководителей с подчиненными, врача с пациентами, преподавателя со студентами?

3. Дать характеристику авторитарному стилю поведения.

4. Что характерно для демократического стиля? Привести примеры.

5. Как рассматривается в философии и психологии понятие «личность»?

6. Какова роль личности в истории? Это «винтик», оттачиваемый по образцу, стандарту («у нас незаменимых нет»), или индивидуальность («под каждой могильной плитой лежит всемирная история» – Г. Гейне)

Вопросы для самоконтроля знаний по теме:

1. Назвать основные типы педагогики (три парадигмы педагогического знания), выделенные Г. С. Батищевым, раскрыть их исходные положения.

2. Дать характеристику каждого типа педагогики, показать их сильные и слабые стороны.

3. Привести примеры различного подхода к личности из практики медицинских работников.

4. В какой из трёх концепций главным действующим лицом, центральной фигурой процесса обучения и воспитания является воспитатель, преподаватель, начальник? А в какой – ребёнок, ученик, студент, обучаемый?

5. Какая из перечисленных концепций нацеливает воспитуемого на знания, научность без её ценностных элементов, какая – на способности личности, а какая – на духовность и планетарное мышление?

6. В чём различие между педагогикой способностей и сотрудничества?

Тест для самоконтроля знаний по теме
1. Кто из учёных-исследователей выделил следующие типы педагогики: педагогику формирования, педагогику развития ради развития (или педагогику способностей), педагогику собственно воспитания (педагогику сотворчества, сотрудничества)?

1). Г. С. Батищев, 2) Ш. А. Амонашвили, 3) А. С. Макаренко, 4) К. Д. Ушинский

2. Идеи педагогики сотрудничества (сотворчества): 1) приоритет воспитывающей функции над обучающей, 2) гуманизация школы и личности, 3) сотрудничество с обучаемым, 4) свободный выбор, 5) трудная цель, 6) учение без принуждения, 7) жёсткий контроль, 8) личностный подход к ученику.

3. Какая из парадигм педагогического знания ставит в центр внимания ребёнка, ученика, студента: 1) педагогика формирования, 2) педагогика развития ради развития (или педагогика способностей), 3) педагогика собственно воспитания (педагогика сотворчества, сотрудничества)?

4. В какой из перечисленных концепций главной задачей является формирование знаний, умений и навыков без учёта их нравственной направленности: 1) педагогика формирования, 2) педагогика развития ради развития (или педагогика способностей), 3) педагогика собственно воспитания (педагогика сотворчества, сотрудничества)?

5. В какой из концепций главным действующим лицом является учитель, преподаватель, родитель, начальник: 1) педагогика формирования, 2) педагогика развития ради развития (или педагогика способностей), 3) педагогика собственно воспитания (педагогика сотворчества, сотрудничества)?

6. Какая из парадигм педагогического знания ведёт к авторитарной школе, приказной (императивной), бездетной, неличностной и негуманной педагогике: 1) педагогика формирования, 2) педагогика развития ради развития (или педагогика способностей), 3) педагогика собственно воспитания (педагогика сотворчества, сотрудничества)?

7. Какой из указанных трёх типов ведёт к педагогике «свободного воспитания»: 1) педагогика формирования, 2) педагогика развития ради развития (или педагогика способностей), 3) педагогика собственно воспитания (педагогика сотворчества, сотрудничества)?

8. Какая из перечисленных педагогических концепций предполагает развитие у личности планетарного мышления: 1) педагогика формирования, 2) педагогика развития ради развития (или педагогика способностей), 3) педагогика собственно воспитания (педагогика сотворчества, сотрудничества)? Дайте характеристику понятию «планетарное мышление».

9. Какой тип педагогики создаёт наилучшие условия для развития личности как обучаемого, так и обучающего: 1) педагогика формирования, 2) педагогика развития ради развития (или педагогика способностей), 3) педагогика собственно воспитания (педагогика сотворчества, сотрудничества)?

10. Какая из трёх типов педагогики при отсутствии педагогического мастерства воспитателей превращается в педоцентризм: 1) педагогика формирования, 2) педагогика развития ради развития (или педагогика способностей), 3) педагогика собственно воспитания (педагогика сотворчества, сотрудничества)? Что такое «педоцентризм»?

11. Ваш выбор педагогической парадигмы: в какой из них вы хотели бы воспитывать собственного ребёнка? В какой – работать с пациентами? В какой общаться с коллегами и руководить коллективом? Желательно дать обоснование ответов.

Учебные ситуационные задачи

1. В хирургическое отделение приняли на работу младшую медицинскую сестру. В первые дни она не успевала делать свою работу, за что старшая медсестра сделала ей замечание и предупредила, что после трех замечаний новенькой будет сделан выговор, а после трех выговоров последует увольнение.

Какому стилю управления отдает предпочтение старшая медсестра в данной ситуации? Что характерно для него и какой тип педагогики здесь проявился?

Ответ. Безусловно, это директивный (авторитарный) стиль общения. Он характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы обо всех делах докладывали лично ему, единолично принимает решения. К мнению сотрудников не прислушивается, всё решает сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчинённых инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Всё это проявление педагогики не личностной, не гуманной, педагогики формирования.

2.Учитель литературы одной из санкт-петербургских школ Е. Н. Ильин особое внимание уделяет постановке вопросов. Вот некоторые из них:

«Почему Раскольников, еще не вскрыв письмо от матери, исступленно целует конверт? Почему Сальери бросает яд в стакан Моцарта сразу же после слов: «Гений и злодейство – две вещи несовместные?»; «Деток-то у меня нет...» – сокрушается Катерина. Ну, а если бы «детки были», вышла бы она за калитку к Борису? И вообще – ушла бы из жизни?»; «В какой семье я хотел бы жить и воспитываться: у Болконских или у Ростовых?»; «Совершено преступление. Наскоро отмыт в ведре с водой кровавый топор. Теперь бы только уйти. Словно в бреду спускается Раскольников по лестнице. Один пролет, другой. И вдруг – кто-то с дворником поднимается навстречу... Хотим ли мы, чтобы Раскольников ушел незамеченным?»; «Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!..» Не ошибся ли Лермонтов? Может, следовало иначе сказать: на кого он руку поднимал? Речь-то идет о поэте». (Ильин Е. Н. Искусство общения. – М. : Педагогика, 1982.)

1. В чем психолого-педагогический смысл таких вопросов?

2. Какой тип педагогики характерен для этого учителя?

Ответ. Учитель приглашает учеников к совместному размышлению, к сотрудничеству, сотворчеству. Уроки литературы у Е. Н. Ильина – это уроки жизни. Через свой предмет учитель воспитывает личность. Это гуманная, личностная педагогика, педагогика собственно воспитания, как назвал ее философ Г. С. Батищев.

Контрольные задания

1.Старшая сестра отделения на собрании предложила некоторым медсестрам взять на себя определенные функции. В результате были распределены обязанности по организации санитарно-профилактической работы, по организации досуга сотрудников, определен куратор для работы с начинающими сестрами.

Какому стилю управления отдает предпочтение старшая медсестра в данной ситуации и к какому типу педагогики это относится?

2.Приводим описание фрагмента урока физики в 9-м классе. Тема урока – «Изменение состояния тела». Учитель просит учащихся привести из их личного опыта примеры о том, как меняется состояние тел при нагревании. Ученики приводят примеры, которые говорят о расширении тел при нагревании, о превращении в жидкость, об испарении. Учитель сообщает, что сегодня речь пойдет о жидкостях и об их изменении под влиянием сжатия (давления), спрашивает учащихся, что они знают о газообразном состоянии тел, об изменении тел в газообразном состоянии под влиянием давления. Учащиеся отвечают: «Под влиянием давления газы сжимаются». Все ждут, что же нового скажет учитель. Он начинает размышлять вслух: «Тело в газообразном состоянии под влиянием давления сжимается. Превратим его в жидкость. Посмотрим: сжимается ли оно?». Производит опыты по сжатию газа, превращению газа в жидкость, сжатию жидкости. В классе напряженное заинтересованное внимание, реплики с мест: «Не сжимается!» Учитель: «В чем же дело? Тело-то одно и то же, а в жидком состоянии оно не сжимается. Чем объяснить? Давайте рассуждать. Пружина в свободном состоянии сжимается? (Класс:«Сжимается!») А если ее сжать до предела? Если она уже сжата? Может быть, и жидкость сжата? Но чем же? (Учащиеся высказывают предположение:«Внутренней силой?») Допустим, но что это за внутренняя сила?» Постепенно учитель наводит учащихся на мысль о сцеплении молекул. Затем проводит ряд опытов. (Задания и педагогические ситуации / В. Л. Омельяненко и др. – М., 1993.)

1. Проанализируйте, какой тип педагогики характерен для этого учителя?

2. В чем эффективность такой организации процесса познания?

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Бордовская, Н. В. Педагогика и психология: учебник для вузов / Н. В. Бордовская. – СПб. : Питер, 2014. – 624 с.

2. Лукацкий, М. А. Педагогическая наука: история и современность / М. А. Лукацкий. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012.

3. Педагогика в медицине : учебное пособие для студентов учреждений высшего проф. образования / Н. В. Кудрявая [и др.] ; под ред. Н. В. Кудрявой. – 2-е изд. – М. : Академия, 2012. – 320 с.

4. Пидкасистый, П. И. Психология и педагогика : учебник для вузов / П. И. Пидкасистый. – М. :Юрайт, 2013.

Дополнительная:

1. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогии. – В 20 кн. – Кн. 2. Как любить детей / Ш. А. Амонашвили. – М., Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2012. – 352 с.

2. Батищев, Г. С. Три типа педагогики / Г. С. Батищев // Учительская газета. – 1988. – 14 апр.

3. Кроль, В. М. Психология и педагогика / В. М. Кроль. – М : ГЭОТАР-Медиа, 2008.

4. Никитин, Б. П. Мы, наши дети и внуки / Б. П. Никитин, Л. А. Никитина. – М. : Молодая гвардия, 1989.

Тема. МЕДИЦИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА.
ЕЕ ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ, ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ

Цели занятия:

-сформировать понятие медицинской педагогики (МП) как одной из важнейших отраслей в системе педагогических наук,

- раскрыть многообразие направлений МП, известных в настоящее время,

- показать роль медицинского работника в сохранении здоровья населения через обучение здоровому образу жизни,

- сформировать систему знаний относительно факторов, как положительно влияющих на здоровье в педагогическом процессе, так и разрушающих здоровье его участников.

Основные понятия темы: здоровье, педагогическое общение, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие.

Зарубежные учёные относят к МП либо дефектологию, либо лечебную педагогику. В отечественной педагогике единой точки зрения на эту отрасль тоже нет, но, скорее всего, она будет объединять несколько направлений:

1. Специальная педагогика, или дефектология (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия и др.). Например, работы А. В. Апраушева о Загорском детском доме для слепоглухонемых детей, четверо выпускников которого закончили МГУ и занимаются научной работой.

2. Лечебная педагогика – обучение и воспитание длительно болеющих детей и школьников (санаторно-лесные школы, санатории и пр.). А. А. Дубровский – педагог и врач, заложивший основы лечебной педагогики. Это щадящая педагогика, т. к. главное здесь – здоровье ребёнка.

3. Педагогические аспекты деятельности медицинских работников: обучение и воспитание медицинского персонала, обучение пациентов и их родственников, педагогическое сопровождение и поддержка пациентов с различной реакцией на болезнь, педагогическая коррекция в работе с детьми: гиперактивными, агрессивными, аутичными, застенчивыми, тревожными и т. д., работа в школах гипертоников, аллергиков, диабетиков, беременных…

Существует и другая точка зрения, где объектом МП становится медицинское образование, а предметом – педагогическое взаимодействие (Н. В. Кудрявая и др.). Медицинское образование осуществляется как додипломное, последипломное и дополнительное. Цели высшего медицинского образования связаны с формированием личности будущего врача, компетентного и ответственного, способного оказывать помощь, человека милосердного и сострадающего. Цели отражают две главные составляющие деятельности врача: ценностно-смысловую (профессиональное самосознание) и технологическое овладение основами профессиональной культуры и деятельности.

Одно из главных понятий МП – здоровье. Человек – феноменальное явление. Его здоровье – уникальное, интегративное образование, которое не может определяться только средствами медицины, которому тесно в прокрустовом ложе медицинских категорий, где оно всегда с «изъяном», вызванным болезнью. Понятие «здоровье» следует включить и в систему педагогических категорий (Л. В. Куклина).

Такая попытка была предпринята Л. Н. Засориной и Л. М. Чистовым. Авторы рассматривают здоровье как центральное категориальное понятие концепции образования, в которой высшей целью педагогического процесса признается развитие неповторимой индивидуальности, сохранение и укрепление здоровья ребенка с помощью усиления самоконтроля личности. Они выделяют следующие этапы осознания здоровья:

- здоровье как знание (т. е. совокупность знаний о здоровье, необходимых человеку для поддержания здоровья в повседневной жизни);

- здоровье как труд (понимание, что уровень здоровья зависит от прикладываемых усилий по его поддержанию);

- здоровье как привычка (сложившийся у человека образ жизни способствует сохранению и реализации определенного уровня здоровья);

- здоровье как опыт;

- здоровье как ценность (осознание ценности своего здоровья для полноценной жизни).

Здоровье человека – это «динамичное, изменяющееся под влиянием внешних и внутренних причин специфическое целостное образование, обнаруживающее себя в самосохранении, укреплении и поддержании на протяжении всей жизни человека, являющееся необходимым условием его полноценной свободной жизни (высшей ценностью отношения (по Франклу)), проявляющееся на различных уровнях жизнедеятельности: соматическом, психическом, нравственном, духовном» (Куклина Л. В. Элективный курс педагогической валеологии в профессиональной подготовке учителя. – Иваново, 1999.)

Медицинскую педагогику так же, как и педагогическую валеологию, интересует взаимосвязь педагогического процесса и здоровья человека. К сожалению, школа оказывается нередко разрушителем здоровья как школьников, так и учителей. По данным Министерства здравоохранения России лишь 9–10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, 40–45% школьников приобретают хроническую патологию. В г. Иванове в 2010 году здоровыми остались 5% девочек и 6% мальчиков. Исследования, проведённые в разных регионах страны и в разных педагогических системах: от дошкольных учреждений до высшей школы, показывают, что педагогический процесс является здоровье затратным для его субъектов. Одним из доказательств этого служит одинаковый профиль заболеваемости учащихся и педагогов (Куклина Л. В., 1999).

Обострившаяся в настоящее время проблема нездоровья учителей и учащихся стимулирует поиск эффективных средств и методов выхода из сложившейся ситуации. Наметился ряд подходов к решению этой проблемы.

1. В ряде школ вводится валеология как учебная дисциплина, призванная сформировать стремление человека к поддержанию своего здоровья, предоставляющая для этого необходимые знания, знакомящая с различными системами оздоровления организма, с организацией здорового образа жизни.

2. Образуются различные службы, помогающие адаптации учителей и школьников к педагогическому процессу (психолого-педагогические и валеологические службы, система кураторов). В некоторых городах (Томск, Липецк, Москва) создаются валеологические центры, цель которых оказание помощи в сохранении и укреплении здоровья, организации здорового образа жизни в различных сферах (школах, вузах).

3. Входит в жизнь гуманная педагогика, личностно-ориентированное образование, использующие здоровье сберегающие технологии обучения.

4. В большинстве школ соблюдаются нормы школьной гигиены (освещённость, температурный режим, организация горячего питания и т. д.)

В то же время сохраняются и негативные тенденции.

1. Опасная тенденция «поликлинизации» школ – когда основное внимание уделяется диагностическим и лечебным мероприятиям, в то же время собственно учебно-воспитательный процесс не претерпевает каких-либо существенных изменений валеологического характера, оставаясь в целом здоровье затратным. При таком подходе учитель по-прежнему перекладывает ответственность за здоровье детей, да и своё собственное, на плечи медицинских работников вместо того, чтобы повседневно заниматься формированием валеологической культуры у своих воспитанников и делать педагогический процесс здоровье сберегающим.

2. Отсутствует должная профессиональная подготовка кадров для этих служб в медицинских или педагогических вузах. Подготовка валеологов проводится в лучшем случае институтами повышения квалификации за непродолжительное время или как дополнительная специализация на факультетах физического воспитания (в нашей области в течение нескольких лет валеологов готовил Шуйский государственный педагогический университет).

3. Многочисленные опросы, проведённые в школах, вузах, системе среднего профессионального образования, показывают, что лишь незначительный процент респондентов может назвать 2–3 фактора педагогического процесса, отрицательно влияющих на их состояние здоровья (слишком быстрый или медленный темп занятия, неприятная манера общения преподавателя, неумение учителя установить элементарный порядок, непредсказуемость его действий, вызывающая состояние тревожности и т. д.).

4. Многие учителя школ и преподаватели вузов не располагают достаточной валеологической информацией для её введения в содержание образования и внесения необходимых корректив в технологию педагогического процесса, чтобы перевести его со здоровье затратного на здоровье сберегающий, и не испытывают потребности в информации такого рода.

5. Категория «здоровье» до конца ХХ века в системе педагогических понятий не рассматривалась, как и понятие «педагогическая болезнь» (властолюбие и др.). Поэтому официальная педагогика не предполагала обучение здоровью и введение валеологии как обязательной дисциплины в школьном расписании.

Вопросы для самоконтроля знаний по теме занятия:

1. Каков вклад врача и педагога М. Монтессори в медицину и педагогику?

2. Почему первая в истории Италии женщина-врач М.Монтессори решила заняться педагогикой?

3. Какие отрасли относятся к специальной педагогике (дефектологии)?

4. Определите роль лечебной педагогики. Кто в нашей стране разрабатывал систему такой щадящей педагогики, задача которой – здоровье ребёнка?

5. В чем заключается педагогический аспект деятельности медицинского работника? Раскрыть все направления.

6. Почему врачу необходимо учитывать реакцию пациента на своё заболевание?

7. Почему «здоровье» должно рассматриваться не только как медицинская, но и как педагогическая категория? Что это знание даёт учителю, врачу, родителю?

8. Как рассматриваются уровни осознания здоровья в педагогике?

9. Кто, на ваш взгляд, должен заниматься проблемами здорового образа жизни населения – врач, педагог, родитель, валеолог, государство?

10. Какова, на ваш взгляд, роль медико-педагогических школ в современном обществе?

Учебные ситуационные задачи

1. При поступлении в школу один ребёнок мог считать до ста, знал почти все буквы, мог написать отдельные слова. Другой ребёнок ничего этого делать не мог.

Можно ли считать, что первый ребёнок подготовлен к школе, а второй – нет? Что включает в себя понятие «готовность к школе»?

Ответ. Нет, так сказать нельзя. Психологическая готовность включает в себя мотивационную, интеллектуальную, эмоционально-волевую готовность. Поэтому воспитатели детских дошкольных учреждений совместно с медицинскими работниками дают родителям советы, как правильно готовить ребёнка к школе и сами проводят в этом плане большую работу.

2. После уроков физики, которые проводит учитель В., к школьному врачу стали обращаться ученики с жалобами на головную боль. Какими, по Вашему мнению, должны быть действия врача? Можно ли ограничиться только лечением?

Ответ. Лечение головной боли проблему не снимет. Необходимо выяснить причину и устранить её. Возможно это авторитарная педагогика с отсутствием личностного подхода, здоровье сберегающих технологий, отсутствием нравственного микроклимата, помогающего каждому ученику раскрыть <

Наши рекомендации