Структура педагогической науки

Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности её исследований и по тому многообразию ее связей с другими науками, благодаря которому возникают пограничные научные дисциплины. Сегодня педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании. Ряд отраслей имеют многовековую историческую давность, другие находятся в стадии становления, например педагогика «третьего» возраста или перинатальная педагогика (внутриутробного развития).

В систему педагогических наук входят:

1. Общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания.

2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития. К ней относится целый ряд отраслей:

· педагогика внутриутробного развития (перинатальная). В нашей стране она находится в стадии становления;

· ясельная педагогика, изучающая закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Характерной её особенностью является особо тесное взаимодействие с физиологией, медициной, психологией, что ведёт к стремительному развитию этой ещё сравнительно молодой отрасли педагогики;

· дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию;

· педагогика школы как наиболее разработанная отрасль, имеющая богатейшую историю. Она является базой для построения целого ряда педагогик (например, вузовской);

· педагогика профессионально-технического образования, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации;

· педагогика среднего специального образования. Она развивается во многом благодаря тому, что заимствует и адаптирует научные и прикладные положения школьной и вузовской педагогики;

· педагогика высшей школы, или вузовская педагогика, занимает особое место. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации. Нередко ими создаются инновационные разработки для нужд вузовского обучения, которые переносятся и в среднюю школу, становясь средством обновления школьного учебного процесса;

· андрагогика – искусство и наука помощи взрослым в обучении. Так определил это новое направление один из её основоположников М. Ш. Ноулз. Человек должен учиться всю свою жизнь, но для этого он должен уметь учиться, уметь включаться в постоянное самообучение на протяжении всей жизни;

· педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста. Она находится в стадии становления и взаимодействует, прежде всего, с медицинскими науками (геронтологией) и психологией.

3. Профессиональная педагогика включает такие отрасли, как производственная, или рабочая, инженерная, военная, медицинская и др.

4. Педагогическая валеология разрабатывает методы сохранения, приобретения и умножения здоровья. Это наука об управлении здоровьем посредством образования.

5. Акмеология – наука, рождённая на стыке психологии и педагогики в процессе поиска путей совершенствования деятельности. Основная задача акмеологии – помочь каждому конкретному человеку в развитии и совершенствовании качеств собственной личности, чтобы он смог дойти до своей профессиональной вершины.

6. Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых, это получение «второго образования». К социальной педагогике можно отнести и педагогику семейного воспитания. Сюда же относится и исправительно-трудовая педагогика, или педагогика пенитенциарных учреждений. Она занимается теоретическим обоснованием и разработкой практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершённые преступления. Она связана с юриспруденцией и правоведением.

7. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путём сопоставления и нахождения сходств и различий. Национальная педагогическая культура обогащается за счёт международного опыта.

8. История педагогики – наука о закономерностях функционирования и развития воспитания, образования, обучения в прошлом. Она связана с исследованиями по гражданской истории, этнографии, этнологии, археологии.

9. Методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам. Можно сказать, что через них педагогика связана со всеми науками.


Наши рекомендации