Глава 3. Психолого-педагогическое исследование формирования

у дошкольников экологических представлений.................................... 58

Исследование как метод познания и метод обучения................... 58

Формирование у дошкольников представлений

о взаимосвязи растений и животных с внешней средой ……60 Понимание дошкольниками приспособительных

особенностей животных (результаты констатирующего

обследования детей)...................................................................... 60

Формирование у дошкольников представлений

о приспособленности животных к среде обитания........... 64

Развитие у дошкольников представлений

об онтогенетических процессах в живой природе.................. 71

Глава 3. Психолого-педагогическое исследование формирования - student2.ru Глава 3. Психолого-педагогическое исследование формирования - student2.ru Глава 3. Психолого-педагогическое исследование формирования - student2.ru Возможность познания дошкольниками изменчивости

в природе....................................................................................... 71

Исследование сенсорных возможностей дошкольников

замечать изменения предметов............................................... 77

Понимание дошкольниками роста и развития растений

и животных.................................................................................... 82

Формирование у детей динамических представлений

о росте и развитии живых существ........................................ 83

Развитие у дошкольников представлений о многообразии

вживой природе................................................................................. 89

Особенности знаний детей о животных...................................... 89

Экологический подход в упорядочивании представлений

о многообразии животных.................... .................................... 93

Формирование представлений о многообразии животных

на основе многоаспектного анализа..................................... 97

Формирование у дошкольников представлений

о сообществах живых организмов (экосистемах).................. 101

Отношение к природе как результат экологического

образования...................................................................................... 104

Глава 4. Методы экологического воспитания дошкольников............................. 110

Теоретические основы педагогического метода

экологического воспитания дошкольников............................. 110

Создание и поддержание экологоразвивающей среды ДОУ — ведущий метод экологического

воспитания дошкольников........................... ................................ 115

Предметная среда и ее влияние на человека (психолого-педагогическая оценка развивающего воздействия) 115

Ребенок в предметной среде (анализ экспериментального

материала).................................................................................. 124

Создание экологоразвивающей среды в ДОУ: экологический подход и педагогическая

целесообразность..................................................................... 125

Совместная деятельность воспитателя и детей

в экологоразвивающей среде ДОУ...................................... 139

Формирование у детей отношения к природе в процессе совместной деятельности в экологоразвивающей

среде детского сада.................................................................. 144

Содержание наблюдения. Его значение для экологического

воспитания детей............................................................................. 146

Содержательный подход к наблюдению................................. 146

Циклическая организация наблюдений................................... 151

Наблюдение закономерных изменений в природе................ 154

Формирование у детей отношения к природе

в процессе наблюдения........................................................... 161

Моделирование как метод экологического воспитания

дошкольников................................................................................... 164

Модели и моделирующая деятельность в педагогическом
процессе ознакомления с природой.................................... 164

Развитие у дошкольников отношения к природе

в процессе моделирования..................................................... 174

Роль наглядных пособий в экологическом воспитании

детей............................................................................................. 173

Игровая деятельность как метод экологического

воспитания дошкольников........................................................... 178

Теоретическая основа использования игры

в ознакомлении с природой................................................... 178

Различные типы Игровых обучающих ситуаций (ИОС)..... 182

Игры с правилами и их роль в экологическом

воспитании детей...................................................................... 189

Глава 5. Формы экологического воспитания дошкольников............................. 192

Занятия, их роль в обучении дошкольников. Словесный

метод работы с детьми.................................................................. 192

Типы экологических занятий............................................................. 194

Занятия первично-ознакомительного типа............................. 194

Занятия углубленно-познавательного типа............................ 196

Формирование обобщений в дошкольном возрасте............. 198

Обобщенные представления — средство упорядочивания

знаний детей о многообразии природных явлений........ 203

Занятия обобщающего типа........................................................ 206

Занятия комплексного типа.......................................................... 211

Экологическое, воспитание дошкольников в повседневной

жизни.................................................................................................. 212

Общение и совместная деятельность — главные

факторы повседневного воспитания................................... 2 12

Педагогические мероприятия в повседневной жизни,

различные .формы их организации..................................... 215

Комплексные и развлекательные мероприятия..................... 220

Глава 6. Современные подходы к экологическому образованию....................... 225

Зарубежные и отечественные программы экологического

образования...................................................................................... 225

Зарубежный опыт образования в области окружающей

среды ………………………………………………………225

Отечественные программы экологического воспитания

дошкольников................................................................................. 236

Роль педагогической технологии в экологическом

воспитании дошкольников........................................................... 250

Системообразующая роль «педагогической технологии

в воспитательно-образовательном процессе .......... …….250

Технологии экологического воспитания дошкольников …..252

Диагностика экологической воспитанности детей............... 256

Организационно-методическое руководство экологическим

воспитанием детей в ДОУ............................................................ 259

Роль заведующей» и старшего воспитателя в постановке

экологического воспитания............................................... 259

Роль эколога и других специалистов ДОУ

в экологическом воспитании детей………………….. 270

Приложения.............................................................................................................. 277

Приложение 1. Анкеты конструирующего обследования

детей.................................................................................................... 277

Приложение 2. Анализ решения детьми задач

о приспособленности животных к среде обитания............... 278

Приложение 3. Ход и диагностика экспериментального

обучения детей................................................................................ 287

Приложение 4. Представления детей о росте и развитии

живых объектов (анализ констатирующего

эксперимента).................................................................................. 291

Приложение 5. Ознакомление детей с ростом и развитием

животных (поисковый обучающий эксперимент) ................. 296

Приложение 6. Ребенок в новой предметной среде:

анализ экспериментального материала................................... 303

Приложение 7. Экологический анализ содержания

циклов наблюдений за предметами в разных

возрастных группах....................................................................... 314

Библиография ......................................................................................................... 321





Наши рекомендации