Урок как основная форма обучения в школе
Урок – это форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки.
Элементами урока являются:
ü контроль и оценка знаний;
ü организационный момент;
ü изучение нового материала;
ü закрепление нового материала;
ü задание на дом;
ü систематизация и обобщение знаний и т.д.
Виды уроков:
1. Комбинированный урок (присутствуют все выше названные элементы, с помощью этого урока решаются несколько дидактических задач).
2. Урок изучения нового материала.
3. Урок закрепления знаний.
4. Урок формирования умений и навыков.
Общие требования к уроку:
1) Дидактические требования:
Ø Выбор и формулировка образовательных задач, а также место конкретного урока в общей системе уроков.
Ø Определение оптимального содержания урока в соответствие с программой по данному предмету, целями, уровнем подготовки, возрастом, прогнозированием уровня усвоения.
Ø Выбор рациональных или наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, а также стимулирования, контроля знаний, максимального взаимодействия с учащимися.
Ø Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности, принципа межпредметных связей.
2) Воспитательные требования:
Ø Постановка воспитательных задач.
Ø Формирование у учащихся нравственных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью.
Ø Формирование и развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, активности, творческой инициативы.
Ø Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся.
Ø Соблюдение преподавателем педагогического такта.
3) Организационные требования.
Ø Наличие продуманного плана на основе тематического планирования.
Ø Организация проведения урока: своевременное начало урока, максимальное использование времени, оптимальный темп.
План урока:
Дата проведения урока и его номер по тематическому плану.
Название и тема урока.
Цели и задачи (образовательные, воспитательные и развивающие).
Структура урока: организационный момент, контроль знаний, изучение нового материала, вопросы к учащимся, учебное оборудование, закрепление послу изучения нового материала домашнее задание (с указанием последовательности этапов и времени).
Семинар
Семинар (от лат. «рассадник») – это особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии учащихся.
Данная форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с различными диспутами, комментариями и заключениями преподавателей. Современную форму семинар приобрел в XVII в. в университетах Западной Европы, где они предназначались, главным образом, для работы студентов над источниками по гуманитарным наукам. В российских университетах данная форма обучения появилась в XIX в.
Если брать ссылку на словарь Ожегова, то там дается 2 определения: 1 – какие-то занятия для специальной подготовки, повышения квалификации; 2 – занятие в вузе под контролем преподавателя.
Функции семинарского занятия в учебном процессе:
1. Закрепление знаний.
2. Расширение знаний.
3. Развитие умений самостоятельной работы.
4. Стимулирование интеллектуальной деятельности учащихся.
Классификация семинаров:
1.Аналитический семинар, на котором учащиеся самостоятельно анализируют какие-то тексты, решают задачи, составляют планы, схемы, графики.
2.Контрольно-обобщающий семинар, на котором проверяются базовые знания и навыки по тематическому циклу, теме, готовность к экзамену.
3.Эвристический семинар предполагает применения знаний в измененной ситуации (все активные методы обучения).
Также можно выделить:
1. Репродуктивный семинар предполагает активизацию мнемических способностей, когда от студента требуется воспроизвести материал.
2. Продуктивный семинар предполагает активизацию мыслительной деятельности.
Конспект семинарского занятия:
1) Тема.
2) Цель, задачи.
3) Оборудование или дидактический материал.
4) Ход – проведение семинара (здесь указываются все методы и формы проведения, вопросы к студентам, формы организации работы студентов, результаты, которые хотели бы достигнуть в ходе семинара, литература):
a. Проверка знаний - контроль.
b. Домашнее задание и др.