Урок как основная форма обучения в школе

Урок – это форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки.

Элементами урока являются:

ü контроль и оценка знаний;

ü организационный момент;

ü изучение нового материала;

ü закрепление нового материала;

ü задание на дом;

ü систематизация и обобщение знаний и т.д.

Виды уроков:

1. Комбинированный урок (присутствуют все выше названные элементы, с помощью этого урока решаются несколько дидактических задач).

2. Урок изучения нового материала.

3. Урок закрепления знаний.

4. Урок формирования умений и навыков.

Общие требования к уроку:

1) Дидактические требования:

Ø Выбор и формулировка образовательных задач, а также место конкретного урока в общей системе уроков.

Ø Определение оптимального содержания урока в соответствие с программой по данному предмету, целями, уровнем подготовки, возрастом, прогнозированием уровня усвоения.

Ø Выбор рациональных или наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, а также стимулирования, контроля знаний, максимального взаимодействия с учащимися.

Ø Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности, принципа межпредметных связей.

2) Воспитательные требования:

Ø Постановка воспитательных задач.

Ø Формирование у учащихся нравственных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью.

Ø Формирование и развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, активности, творческой инициативы.

Ø Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся.

Ø Соблюдение преподавателем педагогического такта.

3) Организационные требования.

Ø Наличие продуманного плана на основе тематического планирования.

Ø Организация проведения урока: своевременное начало урока, максимальное использование времени, оптимальный темп.

План урока:

Урок как основная форма обучения в школе - student2.ru Дата проведения урока и его номер по тематическому плану.

Урок как основная форма обучения в школе - student2.ru Название и тема урока.

Урок как основная форма обучения в школе - student2.ru Цели и задачи (образовательные, воспитательные и развивающие).

Урок как основная форма обучения в школе - student2.ru Структура урока: организационный момент, контроль знаний, изучение нового материала, вопросы к учащимся, учебное оборудование, закрепление послу изучения нового материала домашнее задание (с указанием последовательности этапов и времени).

Семинар

Семинар (от лат. «рассадник») – это особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии учащихся.

Данная форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с различными диспутами, комментариями и заключениями преподавателей. Современную форму семинар приобрел в XVII в. в университетах Западной Европы, где они предназначались, главным образом, для работы студентов над источниками по гуманитарным наукам. В российских университетах данная форма обучения появилась в XIX в.

Если брать ссылку на словарь Ожегова, то там дается 2 определения: 1 – какие-то занятия для специальной подготовки, повышения квалификации; 2 – занятие в вузе под контролем преподавателя.

Функции семинарского занятия в учебном процессе:

1. Закрепление знаний.

2. Расширение знаний.

3. Развитие умений самостоятельной работы.

4. Стимулирование интеллектуальной деятельности учащихся.

Классификация семинаров:

1.Аналитический семинар, на котором учащиеся самостоятельно анализируют какие-то тексты, решают задачи, составляют планы, схемы, графики.

2.Контрольно-обобщающий семинар, на котором проверяются базовые знания и навыки по тематическому циклу, теме, готовность к экзамену.

3.Эвристический семинар предполагает применения знаний в измененной ситуации (все активные методы обучения).

Также можно выделить:

1. Репродуктивный семинар предполагает активизацию мнемических способностей, когда от студента требуется воспроизвести материал.

2. Продуктивный семинар предполагает активизацию мыслительной деятельности.

Конспект семинарского занятия:

1) Тема.

2) Цель, задачи.

3) Оборудование или дидактический материал.

4) Ход – проведение семинара (здесь указываются все методы и формы проведения, вопросы к студентам, формы организации работы студентов, результаты, которые хотели бы достигнуть в ходе семинара, литература):

a. Проверка знаний - контроль.

b. Домашнее задание и др.

Наши рекомендации