Урок как основная организационная форма обучения в школе

По мнению исследователей и педагогов-практиков урок является основной организационной формой педагогического процесса в целом и, в частности, процесса обучения. Как организационной форме ему присущи следующие признаки:

· законченная, ограниченная во времени часть процесса обучения;

· постоянный состав учащихся (класс, учебная группа);

· жесткая временная регламентация (45-40 минут);

· целенаправленное взаимодействие педагога (педагогов) и учащихся;

· непосредственное руководство педагогическим взаимодействием со стороны педагога;

· решение завершенной, но частной цели обучения;

· является частью, логической единицей изучаемой темы, курса, учебного предмета;

· строгая внутренняя логика, определяемая дидактическими целями;

· жесткая структура в соответствии с типологией;

· традиционный состав компонентов (элементов), из которых выстраивается структура урока (изучение нового материала; закрепление пройденного; контроль и оценка знаний; домашнее задание; обобщение и систематизация знаний);

· сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы учащихся;

· доминирование коллективной познавательной деятельности учащихся;

· овладение учащимися основами изучаемого непосредственно в процессе педагогического взаимодействия;

· включенность в расписание;

· является постоянной и ежедневной формой организации обучения школьников.

Каждый урок складывается из нескольких компонентов (элементов), которые соответствуют структуре процесса усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Этими структурными компонентами урока являются:

§ изучение нового материала;

§ закрепление изученного;

§ контроль и оценка усвоенных знаний, умений и навыков учащихся;

§ домашнее задание учащимся;

§ обобщение и систематизация знаний.

Под структурой урока принято понимать последовательность и взаимосвязь его компонентов. Структура урока вариативна и зависит от:

· доминирующей дидактической цели и задач обучения;

· содержания изучаемого на уроке;

· педагогических средств, используемых на уроке;

· педагогических технологий, методов и приемов, реализуемых по ходу урока;

· уровня подготовки и развития учащихся;

· места урока в общей системе уроков по теме, разделу учебной программы курса;

· уровня профессиональной компетентности педагога, его творческих способностей и др.

Структура урока не определяется только совокупностью его элементов, а заключается в характере связей, взаимосвязей между этими элементами, обусловлена содержанием и целью взаимодействия учителя и учащихся. Различное соотношение, взаимозависимость отдельных структурных компонентов урока находит отражение в типах уроков.

В теории обучения (дидактике) существуют различные подходы к классификации (определению типологии) уроков. Общепринятой является классификация уроков по основным дидактическим задачам, решаемым на уроке. Эта типология уроков была разработана дидактами Б.П. Есиповым, Н.И. Болдыревым, Г.И. Щукиной, В.А. Онищуком и др. По этой классификации различают следующие типы уроков:

· Уроки изучения нового материала: среди структурных компонентов доминирует изучение нового материала, которое занимает большую часть урока; есть и такие компоненты как закрепление изученного и домашнее задание; контроль и оценка знаний на уроках этого типа отсутствуют. Такой тип урока избирается педагогом в тех ситуациях, когда: изучается новая сложная тема, отличающаяся новизной; изучается большая по объему тема; тема является особо важной для последующего изучения и усвоения учащимися учебного курса; при отсутствии у учащихся домашнего задания (после каникул, после проведения контрольных работ – уроков контроля знаний).

· Уроки обобщения и систематизации знаний – обобщающие: в структуре уроков этого типа отсутствуют такие компоненты как изучение нового материала, возможно и домашнее задание; все другие компоненты представлены при доминировании обобщения и систематизации знаний. Уроки этого типа проводятся по итогам изучения крупной (системообразующей) темы, раздела курса или в конце года по итогам изучения всего учебного курса.

· Уроки повторения и закрепления знаний: при проведении уроков этого типа опускается изучение нового материала; все другие структурные компоненты урока представлены при доминировании закрепления изученного. Такие уроки проводятся в начале изучения нового курса, а также перед изучением новой важной темы, опирающейся на имеющиеся у учащихся знания, полученные ранее на предыдущих уроках.

· Уроки контроля и проверки знаний: среди структурных компонентов ведущая роль принадлежит контролю и оценке знаний, умений и навыков, которые занимают большую часть урока; другие компоненты урока обычно отсутствуют. В течение всего урока такого типа проводится устная и письменная проверка знаний, умений и навыков учащихся класса при использовании различных общих форм организации педагогического взаимодействия, различных методов и приемов, различных заданий. Выясняется эффективность организованного учителем педагогического взаимодействия, эффективность учебной деятельности учащихся, качество их знаний, умений и навыков, их достижения в познавательной деятельности.

· Комбинированные уроки: уроки этого типа чаще всего проводятся педагогом, на них одновременно решается несколько дидактических задач (и проверка знаний, и объяснение нового материала, его закрепление и обобщение), а в этой связи в структуре таких уроков присутствуют все структурные компоненты.

Определение типа и последовательности компонентов урока, его места в системе уроков, осознание учителем ведущих признаков урока как организационной формы педагогического взаимодействия являются ведущими требованиями, соблюдение которых определяет эффективность педагогического процесса.

Наши рекомендации