Коррекционно -развивающий блок
Коррекционная направленность пронизывает все разделы физкультурно оздоровительной, образовательно -воспитательной и социально- педагогической деятельности. Процесс коррекционно- развивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом, отбор содержания коррекционно -развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуально -дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой группы в целом. Возникает необходимость в конструировании и реализации "'уровневых программ», что позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс.
В условиях специального детского сада общеобразовательные и коррекционные задачи решаются в комплексе, развести их достаточно сложно. Многие задачи коррекционно -развивающей работы решаются в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности детей за счет применения специальных технологий и упражнений. В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия (групповые и индивидуальные).
Основой грамотного построения коррекционно-педагогического процесса является знание закономерностей формирования высших психических функций и закономерностей развития личности в онтогенезе.
На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает:
- стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно -исследовательской деятельности;
- развитие и коррекцию психомоторных функций и меж сенсорных связей;
- обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;
- развитие и коррекцию простых модально – специфических функций, таких как:
· выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность),
· скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов,
· способность к концентрации и к распределению внимания;
- готовность к сотрудничеству со взрослым;
- стимуляцию речевого развития ребенка.
На последующих этапах работа осуществляется в нескольких направлениях:
- развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- развитие речи и коммуникативной деятельности;
- формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно – операционных и регуляционных компонентов).
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.
Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности предполагает:
- развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
- профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутических проявлений, других отклонений в поведении;
- развитие социальных эмоций;
- создание условий для развития самосознания и самооценки;
- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.
Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций предполагает:
- развитие сферы образов-представлений;
- формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно действенного и наглядно-образного), конкретно -понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;
- развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
- формирование пространственно-временных представлений;
- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
- развитие творческих способностей;
- совершенствование мнестической деятельности;
- развитие зрительно -моторной координации и формирование графо- моторных навыков.
Развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекции их недостатков предполагает:
- целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей);
- создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико -фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;
- формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;
- стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно -познавательному и внеситуативно- личностному общению.
Формирование ведущих видов деятельности предполагает:
- целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно операционных и регуляционных компонентов деятельности;
- всестороннее развитие предметно-практической деятельности;
- развитие игровой деятельности;
- формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;
- формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной.
Коррекционно - развивающая работа распределяется между учителем - дефектологом, психологом, логопедом. Некоторые задачи решаются практически на всех занятиях. Например, включаются упражнения, способствующие совершенствованию ручной моторики, графо -моторных навыков, сенсорно - перцептивной деятельности и др.
В режиме дня предусматриваются коррекционные групповые и индивидуальные занятия, которые проводят педагоги-специалисты: учитель - дефектолог, логопед, психолог. Возможно привлечение других специалистов: нейропсихолога, игротерапевта, преподавателя ритмики и др.
Планируется проведение специальных психо -коррекционных ,занятий по развитию эмоционально-личностной сферы. Такие занятия проводит психолог. При этом могут использоваться средства артпедагогики и арттерапии.