Коррекционно -развивающий блок

Коррекционная направленность пронизывает все разделы физкультурно­ оздоровительной, образовательно -воспитательной и социально- педагогической деятельности. Процесс коррекционно- развивающего обучения и воспи­тания строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом, отбор содержания коррекционно -развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуально -дифференцированно­го подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуаль­ные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой группы в целом. Возникает необходимость в конструировании и реализации "'уровневых программ», что позволяет оптимизировать кор­рекционно-педагогический процесс.

В условиях специального детского сада общеобразовательные и коррекционные задачи решаются в комплексе, развести их достаточно слож­но. Многие задачи коррекционно -развивающей работы решаются в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятель­ности детей за счет применения специальных технологий и упражнений. В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специ­альные коррекционные занятия (групповые и индивидуальные).

Основой грамотного построения коррекционно-педагогического процес­са является знание закономерностей формирования высших психических функций и закономерностей развития личности в онтогенезе.

На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психо­логического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает:

- стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно -исследовательской деятельности;

- развитие и коррекцию психомоторных функций и меж сенсорных связей;

- обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;

- развитие и коррекцию простых модально – специфических функций, таких как:

· выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность),

· скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов,

· способность к концентрации и к распределению внимания;

- готовность к сотрудничеству со взрослым;

- стимуляцию речевого развития ребенка.

На последующих этапах работа осуществляется в нескольких направлениях:

- развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;

- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

- развитие речи и коммуникативной деятельности;

- формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно – операционных и регуляционных компонентов).

Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.

Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности предполагает:

- развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;

- профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутических проявлений, других отклонений в поведении;

- развитие социальных эмоций;

- создание условий для развития самосознания и самооценки;

- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций предполагает:

- развитие сферы образов-представлений;

- формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно действенного и нагляд­но-образного), конкретно -понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;

- развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;

- формирование пространственно-временных представлений;

- развитие умственных способностей через овладение действиями заме­щения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;

- развитие творческих способностей;

- совершенствование мнестической деятельности;

- развитие зрительно -моторной координации и формирование графо­- моторных навыков.

Развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекции их недостатков предполагает:

- целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей);

- создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико -фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматичес­кого строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;

- формирование предпосылок для овладения навыками письма и чте­ния;

- стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноцен­ных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверст­никами, стимуляцию к внеситуативно -познавательному и внеситуативно- личностному общению.

Формирование ведущих видов деятельности предполагает:

- целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно­ операционных и регуляционных компонентов деятельности;

- всестороннее развитие предметно-практической деятельности;

- развитие игровой деятельности;

- формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;

- формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной.

Коррекционно - развивающая работа распределяется между учителем­ - дефектологом, психологом, логопедом. Некоторые задачи решаются прак­тически на всех занятиях. Например, включаются упражнения, способ­ствующие совершенствованию ручной моторики, графо -моторных навы­ков, сенсорно - перцептивной деятельности и др.

В режиме дня предусматриваются коррекционные групповые и инди­видуальные занятия, которые проводят педагоги-специалисты: учитель - ­дефектолог, логопед, психолог. Возможно привлечение других специа­листов: нейропсихолога, игротерапевта, преподавателя ритмики и др.

Планируется проведение специальных психо -коррекционных ,занятий по развитию эмоционально-личностной сферы. Такие занятия прово­дит психолог. При этом могут использоваться средства артпедагогики и арттерапии.

Наши рекомендации