Педагогика в понятиях и схемах
Педагогика в понятиях и схемах
Учебно-методическое пособие для студентов, изучающих педагогику
Пособие адресовано студентам, изучающим педагогику, преподавателям, а также практическим работникам сферы образования. Оно составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, нацелено на развитие творческого мышления, самостоятельное изучение материала.
Пояснительная записка.
Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по учебной дисциплине '' Педагогика '' и включает основные разделы программы изучения дисциплины: введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики, теория обучения, теория и методика воспитания.
Изучение педагогики важно для понимания студентами процессов обучения и воспитания в современных образовательных структурах нашего общества и за рубежом. Критическое осмысление изучаемого курса позволит им сориентироваться в существующих оценках, методах, формах, подходах в обучении и воспитании учащихся, накапливать свой опыт в преодолении трудностей педагогического общения, осознанно выбирать способы взаимодействия в образовательном процессе, жизненных ситуациях, быть готовым к педагогической деятельности.
Освоение курса педагогики способствует становлению студента как личности, специалиста, гражданина, который должен быть готов к самостоятельным размышлениям, поиску и творческому решению фундаментальных и прикладных, жизненно важных проблем в педагогической науке и практике.
В пособии представлены ключевые вопросы, знание которых необходимо и достаточно для успешной сдачи экзамена по дисциплине «Педагогика». Материал оформлен в виде определений, схем, таблиц.
РАЗДЕЛ I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТЕМА №1:Общая характеристика педагогической профессии
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Характеристики группы профессий типа "человек-человек" [1]
Основные особенности педагогической профессии
Цель– предвосхищение в сознании‚ мышлении результата деятельности и путей‚ способов ее достижения.
Педагогическая цель– прогнозируемый результат педагогической деятельности.
Цель педагогической деятельности:
· Становление и преобразование личности учащегося;
· Управление процессом интеллектуального‚ эмоционального‚ физического‚ духовного развития человека.
· Особенности профессии:
· Социальная значимость;
· Двойственность предмета педагогического труда;
· Гуманистический характер;
· Коллективный характер деятельности;
· Творческая природа труда учителя.
Требования к профессиональной подготовке учителя
Профессиональная готовность к педагогической деятельности – совокупность профессионально обусловленных требований к учителю.
Готовность к учебно-воспитательной работе – цель и результат подготовки; состояние индивидуальности учителя-воспитателя, заключающееся в определенном уровне конкретных знаний и умений, сочетающихся с профессиональным интересом к учебно-воспитательной работе и основывающихся на мобильности, как интегративном и ведущем качестве личности.
Подготовка к учебно-воспитательной работе – процесс формирования конкретных знаний, умений, качеств и свойств личности на фоне положительного отношения к этому виду деятельности.
Требования к подготовке учителя отражены в государственных образовательных стандартах и реализуются через систему подготовки специалиста в вузе.
Содержание профессиональной готовности отражено в профессиограмме, где представлены идеальные параметры личности в соответствии с требованиями педагогической деятельности.
Професииограмма – сводка знаний о профессии и о системе требований‚ предъявляемых к человеку‚ той или иной специальностью‚ профессией .
Требования к личностным качествам
· Психологические
· Мыслительные
· Поведенческие
· ………
Требования к умениям и способам деятельности…
Перечень должностных обязанностей…..
* Многоточия означают, что работа в этой области еще не закончена, и это повод для исследований и размышлений.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности‚ направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта‚ создания условий для их личностного развития и подготовку к выполнению социальных ролей в обществе.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Система общепедагогических знаний – диалектическая взаимосвязь теоретического знания о закономерностях, сущности, принципах организации обучения и воспитания и эмпирического знания о педагогических фактах как конкретного отражения реальной педагогической практики, эмпирического базиса педагогической теории. Эта система знаний создает основу для владения учителем механизмами профессиональной деятельности, ее содержательной и операционной сторонами.
Искусство – любая форма практической деятельности, осуществляемой умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле. В расширительном смысле слова искусство обозначает высокий уровень мастерства в любой деятельности (в т.ч. и нехудожественной), указывает на ее красоту, эстетическую значимость (красивое решение). (философский энциклопедический словарь).
Педагогика как искусство– практическая педагогика; деятельность педагога, где основу составляет творчество; всегда идентифицируется с конкретным учителем, его индивидуальным стилем.
Педагогическая наука– это наука о законах образования и воспитания детей и взрослых.
Объект педагогики – человек (как часть объективной реальности).
Предмет педагогики – воспитание человека (как целостность выделенная из мира объектов) в его интегральном и дифференцированном понимании. Отсюда и самое общее определение педагогики как науки о воспитании человека.
Методы исследования – способы решения научно-исследовательских задач. У педагогики есть собственные методы исследования и достаточно широко используются другие общественно-научные методы.
Принципы выбора методов для решения конкретных исследовательских задач:
1. Принцип совокупности – применение нескольких методов; их конструирование в расчете на согласование с природой исследуемого явления.
2. Принцип адекватности – метода существу изучаемого предмета и конкретному продукту, который должен быть получен.
Законы и закономерности вскрытые, описанные, доказанные теоретически и подтвержденные экспериментально связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами; основной фонд интеллектуально-педагогического богатства науки о воспитании.
Функции педагогической науки:
1. Теоретическая функция:
· обогащение, систематизация научных знаний;
· обобщение опыта практики (как позитивного, так и негативного);
· выявление устойчивых связей и закономерностей в педагогических явлениях.
2. Практическая функция:
· повышение качества воспитания;
· создание эффективных педагогических технологий;
· внедрение результатов педагогических исследований в практику;
· оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и соответствующая коррекция взаимодействия теории и практики.
3. Прогнозирование – одна из форм научного предвидения в социальной сфере; находится во взаимосвязи с целеполаганием – исходным компонентом целостного педагогического процесса и оценкой достоверности прогнозов, т.е. соотношение цели и результата. В педагогическом прогнозировании реализуется известный кибернетический постулат: любая система характеризуется двумя параметрами: она функционирует и одновременно развивается. Отсюда возникает необходимость двуаспектного управления ею: управления функционированием и управления ее развитием.
Виды развития
Личность –субъект и объект общественных отношений. Это конкретный человек, представитель определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.
Формирование личности человека – это процесс её становления под влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам, с применением определённых средств.
Личность человека – результат действия и взаимодействия различных факторов.
Первая группа – факторы, которые действуют более или менее независимо от воли и сознания людей. К ним относятся биологическая природа человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни, географическая среда, условия микросреды.
Вторая группа факторы, которые в большей или меньшей степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология, деятельность государства, общественных учреждений.
Третья группа факторов предполагает организованное развитие.
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие воспитания употребляется в широком и узком социальном смысле, а, также в широком и узком педагогическом значении.
В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.
В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Обучение–это специально организованный целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Образование– процесс и результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Педагогический процесс– целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком, специальном смысле). Синоним – образовательный процесс.
Педагогический процесс–этоцеленаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и изменения личности воспитанника в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.
Основные функции (функция-назначение) целостного педагогического процесса: образовательная, развивающая, воспитательная.
Развивающая функция. Во-первых, являясь искусственным, педагогический процесс имеет возможность управлять естественным процессом развития (саморазвития), следовательно, педагогические влияния должны способствовать развитию, т. е. опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового в развитии. Во-вторых, педагогический процесс строится с учетом достигнутого на определенном этапе уровня развития учащихся. В-третьих, педагогический процесс ориентируется на завтрашний день развития учащегося.
Педагогический процесс (в одинаковой степени обучение и воспитание) способствует развитию психических процессов, речи, сенсорной, эмоциональной, двигательной сфер.
Реализация образовательной функции более способствует формированию знаний, суждений, менее – убеждений; следовательно, необходима дополнительная специальная деятельность для целостности развития сознания, которая предусмотрена воспитательной функцией педагогического процесса.
Именно воспитательное назначение педагогического процесса предполагает включение воспитанников в разнообразные виды деятельности; предусматривает разнообразие содержания взаимодействия педагога и ученика; требует разнообразия форм, средств и методов организации педагогического процесса; способствует развитию гуманных отношений, складывающихся в педагогическом взаимодействии. Реализация функций происходит и в обучении и в воспитании.
Самовоспитание – целенаправленная, активная личная деятельность, способствующая формированию и развитию у человека положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества и деятельности.
Самообразование– целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых умений и навыков.
Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Система педагогических наук
история педагогики – изучает развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи;
общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.
возрастная педагогика – изучает особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития в условиях учебно-воспитательных учреждений;
коррекционная педагогика (дефектология) – изучает особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей:
сурдопедагогика – занимается вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей,
тифлопедагогика– занимается вопросами воспитания и обучения слепых и слабовидящих детей,
олигофренопедагогика –занимается вопросами воспитания и обучения умственно отсталых детей;
логопедия –занимается вопросами воспитания и обучения детей с расстройствами речи при нормальном слухе;
частная методика –исследует специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);
ТЕМА №2: Образование как общественное явление и педагогический процесс.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Образование –это процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений; результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, теоретической и практической подготовке человека.
Сущность образования
Ценностная характеристика образования:образование– это целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных образовательных уровней.
Исторические проекты развития образования
(модели "образованного человека")
Принцип природосообразности | Принцип культуросообразности | |||||||||||
Понимание природы человека | Способ обоснования | Цель образования | Понимание природы общества | Способ обоснования | Цель образования | |||||||
КЛЕРИКАЛЬНЫЙ (XVI–XVIII В.) Коменский, Руссо, Песталоцци | СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ (XVIII–XIX В.) Гельвеций, Дидро | |||||||||||
Богословие | Законы Священного Писания | божественное предназначение | Юридическое | законы гражданского общества | общественное предназначение | |||||||
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ (XVIII–XIX В.) Дистервег, Гербарт, Ушинский | ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКИЙ (XIX–XX В.) марксистская педагогика | |||||||||||
естественно научное | естественно научные законы | развитие естественных способностей | естественно историческое | законы естественной истории общества | общественное развитие | |||||||
САМОРЕГУЛИРУМЫЙ (XX В.) Маслоу, Роджерс, Олпорт | КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ (XX В.) Штейнер, Выготский, Библер | |||||||||||
автономное | законы развития личности | самоопределение личности | культурно-историческое | законы культурной истории | развитие культурной личности | |||||||
Цель современного образования – развитие тех способностей личности, которые нужны ей самой и обществу; включение ее социально-ценностную активность; обеспечение возможностей эффективного самообразования (в частности повышения квалификации) за пределами институциализированных образовательных систем
Системообразующая функция цели образования в педагогической деятельности - именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения. Формулирование педагогических целей отвечает на вопрос, для чего учить; какие задачи (профессиональные, жизненные, предметные, этические, эстетические) должен уметь решать человек с помощью полученных знаний, умений, навыков, убеждений, установок и т.п.
Содержание образования на современном этапе:
– это один из основных компонентов процесса обучения;
– это педагогическая категория, которая имеет исторический и общественный характер, т.е. сущность этой категории претерпевает изменения в зависимости от социальных изменений на определенном этапе развития общества;
– представляет собой систему, в которой выделяют три основных компонента: информационный, операционный и аксиологический;
– включает знания (понятия, представления, правила, законы, теории, факты и др.), умения (интеллектуальные, познавательные, общеучебные и др.), взгляды и убеждения, отношение к окружающей действительности.
Глобальная функция образования (в соответствии с концепцией В.В. Краевского, И.Я. Лернера) состоит в передаче молодому поколению содержания социальной культуры для ее сохранения (воспроизводства) и развития. Индивид становится личностью в меру овладения им содержанием социального опыта. Социальный опыт, которым владеют старшие поколения, состоит из четырех элементов, каждый из которых представляет особый вид содержания (см. схему «Сущность образования»).
Проблемы, связанные с содержанием образования:
– формирование содержания образования;
– критерии отбора содержания образования,
– функции содержания образования,
– структура содержания образования;
– дифференциация и интеграция содержания образования;
– гуманитаризация и экологизация содержания образования и т.д.
Стандарт образования является федеральным нормативным документом, определяющим в обязательном порядке:
• минимум содержания основных образовательных программ;
• максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
• требования к уровню подготовки выпускников школы.
Стандарт образования призван обеспечить учащимся равные возможности для получения образования, стимулировать достижения каждым из них боле высокого результата и на этой основе индивидуализировать обучение. Являясь государственной нормой образованности, стандарт отражает общественные цели и учитывает потребности гражданина в образовании.
Педагогический процесс –этоцеленаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и изменения личности воспитанника в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.
Как процесс педагогический, он включает взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.
Педагогическая направленность– сущность процесса, определяемая сложной иерархией стоящих перед ним целей, достижение которых реально лишь при целостности. Это – требование и к процессу, и к его результатам.
Целостность процесса предполагает достижение взаимодополнения и необходимого разнообразия средств достижения цели – развития социальности воспитанников: их индивидуальной и совместной деятельности, их отношений и общения в учебном заведении, в семье, в социуме
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Методология – это учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке; учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования.
Теория– это совокупность взглядов, суждений и умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности.
сферы методологии:практическая деятельность и наука
В сфере практической деятельности методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
В науке методология рассматривается как учение о принципах построения, формах и методах научного познания.
Уровни методологии
1. философский – общие принципы познания
2. общенаучный – научные концепции, воздействующие на большую совокупность наук (системный подход, синергетический – согласование, объединение)
3. уровень конкретно-научной методологии – (связь с более высокими уровнями) см. п.II.
4. методика и техника исследования – конкретные методы исследования.
Культура (в переводе с латинского – возделывание, воспитание, развитие, почитание) – это сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие.
Культура в общенаучном понимании. Понятие культуры указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и на качественное своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности.
В более узком смыслекультура это сфера духовной жизни людей.
Это динамичный творческий процесс, синтез созданных человеком материальных и духовных ценностей, гармоничных форм отношений человека к природе, обществу, к самому себе, результат его связи с миром и утверждения в нем.
Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения.
Сущность педагогической культуры(по Е.В. Бондаревской) – это часть общечеловеческой культуры, в которой запечатлены духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.
Слагаемые педагогической культуры:
- культура своей науки
- психолого-педагогическая культура
- культура педагогического мастерства
- культура общения
- методологическая культура
Методологическая культура учителя – это особая форма деятельности педагогического сознания, «живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная самим педагогом методология личностно-профессионального мировоззрения» (Е.В. Бондаревская).
Составляющие методологической культуры:
1. методологическая рефлексия (анализ своей научной деятельности)
2. способность к научному обоснованию
3. способность к критическому осмыслению
4. способность к творческому применению (концепций, форм, методов).
Методологические умения:
1) видеть проблему и соотносить с ней фактический материал
2) выдвигать предположения и мысленно себе последствия их реализации
3) распределять решения на шаги.
Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности, который характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью (понимаемой по-разному в различных областях науки).
Уровни научного исследования: эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.
Основные компоненты научного исследования:
· постановка задачи;
· предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса;
· формулировка исходных гипотез;
· теоретический анализ гипотез;
· планирование и организация эксперимента;
· проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов;
· проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;
· окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.
Для прикладных исследований выделяется дополнительный этап: внедрение полученных результатов в практику.
Методологические характеристики исследовательской деятельности учителя:
Проблема:
1) синоним практической задачи (например, проблема повышения успеваемости, проблема устранения перегрузки, проблема совершенствования качества урока и т.д.);
2) нечто неизвестное в науке, требующее поиска новых знаний о действительности.
Тема исследования очерчивает круг исследовательской работы и вытекает из анализа того, что описано в литературе, реализовано в опыте учителей и педагогических коллективов.В формулировке темы исследования важно отразить объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования – это педагогическое пространство, область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться. Объектом педагогического исследования в широком смысле является весь педагогический процесс, связанный с целенаправленной образовательной деятельностью.
Предмет исследования – это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется. Формулирование предмета исследования – результат учета задач, реальных возможностей и имеющихся в науке эмпирических описаний объекта, а также других характеристик исследования.
Гипотеза – это некоторое допущение, предположение, догадка. О ней можно сказать, что она неопределенна, лежит между истиной и ложью. Гипотеза – недоказанный тезис, представляющий собой возможный ответ на вопрос, который исследователь поставил перед собой, и состоящий из предполагаемых связей между изучаемыми явлениями и фактами. В гипотезе сливаются два момента: выдвижение некоторого положения и его логическое и практическое доказательство.
Методы исследования – способы решения научно-исследовательских задач. Это инструмент проникновения в глубину исследуемых явлений.
Метод педагогического исследования – это способ изучения педагогических явлений, получения научной (объективной) информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения теории и организации практики (Сластенин).
Методы изучения педагогического опыта – способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса.
Теоретические методы исследования:
1. теоретический анализ или анализ психолого-педагогической литературы
2. составление библиографии
3. реферирование
4. конспектирование
5. аннотирование
6. моделирование
7. дедукция
8. индукция
9. систематизация
Эмпирические методы исследования:
1. Наблюдение – целенаправленное восприятие педагогического явления, в процессе которого исследователь получает фактический материал.
Этапы:
1. определение цели
2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать)
3. выбор способа наблюдения (как наблюдать)
4. выбор способа регистрации
5. обработка и интерпретация данных
Виды наблюдения:
1) включенное – невключенное
2) открытое – скрытое (конспиративное)
3) непосредственное – опосредованное
4) краткосрочное – лонгитьюдное – дискретное
5) сплошное – выборочное
6) ретроспективное.
2. Опросные методы:
анкетирование – метод массового сбора информации (контактное, заочное, прессовое – в прессе),
беседа – диалог по заранее намеченной программе («поглаживание», «вопросы в лоб», со скрытым смыслом),
интервьюирование (четкая постановка вопросов, ответы могут фиксироваться открыто),
незаконченные предложения.
3. Изучение продуктов деятельности учащихся.
4.Изучение школьной документации.
5.Педагогический эксперимент – опытная проверка гипотезы. Направлен на изучение поставленного вопроса путем активного воздействия исследователя на протекание изучаемого явления.
РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
ТЕМА №1: Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1. Дидактика ( от греч. дидактос – поучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования (Подласый). Наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах организации, достигаемых результатах (Подласый).
2. Объект дидактики – содержание и процесс обучения.
3. Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения; взаимодействие преподавания и учения в их единстве.
4. Обучение – совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели (Подласый). Это самый важный и надежный способ получения систематического образования; специфический процесс познания, управляемый педагогом.
5. Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления (Подласый). Результат целенаправленного обучения. Его компоненты: способы деятельности и поведения; мировоззрение; кругозор и эрудиция; интеллект; навыки самообразования; активность; работоспособность; воспитанность; подготовка к выбору профессии и другие.
а). Образование общее – овладение знаниями основ наук по циклам учебных предметов в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях: школах, гимназиях, лицеях, колледжах.
б). Образование политехническое – знакомит учащихся с основными видами современных производств, формирует умения и навыки выполнения простых трудовых действий. Приобретается в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях.
__________________________________
1 См.: Бим – Бад Б.М. Петровский А.В. Образование // Педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993–1999. Т.2. С. 62
2 См.: Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991. С.24.
3 См.: Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 202.
4 См.: Большой Энциклопедический словарь. М., 1998. С. 826.
5 См.: Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.С.8.
6. Цель ( учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия (Подласый).
7. Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели (Подласый).
8. Результаты (продукты обучения) – то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
9. Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.
10. Методологические основы обучения – это принципиальные положения, определяющие общую организацию, отбор содержания, выбор форм и методов обучения.
11. Бихевиоризм – научение человека сводит к физиологическому процессу усвоения организмом определенных стимулов и соответствующих реакций на них в строго задаваемых ситуациях обучения. Основной механизм развития мышления – своевременное подкрепление в виде наград и наказаний. Обучение – это искусство управления стимулами с целью вызова или предотвращения определенных реакций. Стимул → реакция.
12. Прагматизм – обучение, расширение личного опыта ученика, чтобы он мог как можно лучше приспособиться к существующему общественному строю (Дж. Дьюи – основоположник).
13. Экзистенциализм – учение, которое отрицает объективные всеобщие ценности и считает, что личность сама должна вырабатывать ценности в своей деятельности путем полного проживания каждого момента бытия.
14. Неотомизм – философское течение, согласно которому человек является неотъемлемым звеном в иерархии форм бытия, сотворенным Богом. Человек состоит из двух величин – души и тела. Личность направляется естественным законом, призывающим творить добро.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1. Закономерность – связи, зависимости, отношения, которые существуют объективно, независимо от сознания и воли человека.
2. Закономерность обучения – отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Строго зафиксированные закономерности являются законами. Это теоретическая основа для разработки и совершенствования технологий обучения.
3. Общие закономерности обучения – охватывают своим действием всю дидактическую систему, обуславливают общую продуктивность (эффективность) обучения. Закономерности цели, содержания, качества обучения, методов обучения, управления обучением, стимулирования.
4. Частные закономерности – закономерности, действия которых распространяются на отдельн