Педагогика в понятиях и схемах

Педагогика в понятиях и схемах

Учебно-методическое пособие для студентов, изучающих педагогику

Пособие адресовано студентам, изучающим педагогику, преподавателям, а также практическим работникам сферы образования. Оно составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, нацелено на развитие творческого мышления, самостоятельное изучение материала.

Пояснительная записка.

Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по учебной дисциплине '' Педагогика '' и включает основные разделы программы изучения дисциплины: введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики, теория обучения, теория и методика воспитания.

Изучение педагогики важно для понимания студентами процессов обучения и воспитания в современных образовательных структурах нашего общества и за рубежом. Критическое осмысление изучаемого курса позволит им сориентироваться в существующих оценках, методах, формах, подходах в обучении и воспитании учащихся, накапливать свой опыт в преодолении трудностей педагогического общения, осознанно выбирать способы взаимодействия в образовательном процессе, жизненных ситуациях, быть готовым к педагогической деятельности.

Освоение курса педагогики способствует становлению студента как личности, специалиста, гражданина, который должен быть готов к самостоятельным размышлениям, поиску и творческому решению фундаментальных и прикладных, жизненно важных проблем в педагогической науке и практике.

В пособии представлены ключевые вопросы, знание которых необходимо и достаточно для успешной сдачи экзамена по дисциплине «Педагогика». Материал оформлен в виде определений, схем, таблиц.

РАЗДЕЛ I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕМА №1:Общая характеристика педагогической профессии

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Характеристики группы профессий типа "человек-человек" [1]

Педагогика в понятиях и схемах - student2.ru

Основные особенности педагогической профессии

Цель– предвосхищение в сознании‚ мышлении результата деятельности и путей‚ способов ее достижения.

Педагогическая цель– прогнозируемый результат педагогической деятельности.

Цель педагогической деятельности:

· Становление и преобразование личности учащегося;

· Управление процессом интеллектуального‚ эмоционального‚ физического‚ духовного развития человека.

· Особенности профессии:

· Социальная значимость;

· Двойственность предмета педагогического труда;

· Гуманистический характер;

· Коллективный характер деятельности;

· Творческая природа труда учителя.

Требования к профессиональной подготовке учителя

Профессиональная готовность к педагогической деятельности – совокупность профессионально обусловленных требований к учителю.

Готовность к учебно-воспитательной работе – цель и результат подготовки; состояние индивидуальности учителя-воспитателя, заключающееся в определенном уровне конкретных знаний и умений, сочетающихся с профессиональным интересом к учебно-воспитательной работе и основывающихся на мобильности, как интегративном и ведущем качестве личности.

Подготовка к учебно-воспитательной работе – процесс формирования конкретных знаний, умений, качеств и свойств личности на фоне положительного отношения к этому виду деятельности.

Требования к подготовке учителя отражены в государственных образовательных стандартах и реализуются через систему подготовки специалиста в вузе.

Содержание профессиональной готовности отражено в профессиограмме, где представлены идеальные параметры личности в соответствии с требованиями педагогической деятельности.

Професииограмма – сводка знаний о профессии и о системе требований‚ предъявляемых к человеку‚ той или иной специальностью‚ профессией .

Требования к личностным качествам

· Психологические

· Мыслительные

· Поведенческие

· ………

Требования к умениям и способам деятельности…

Перечень должностных обязанностей…..

* Многоточия означают, что работа в этой области еще не закончена, и это повод для исследований и размышлений.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности‚ направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта‚ создания условий для их личностного развития и подготовку к выполнению социальных ролей в обществе.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Система общепедагогических знаний – диалектическая взаимосвязь теоретического знания о закономерностях, сущности, принципах организации обучения и воспитания и эмпирического знания о педагогических фактах как конкретного отражения реальной педагогической практики, эмпирического базиса педагогической теории. Эта система знаний создает основу для владения учителем механизмами профессиональной деятельности, ее содержательной и операционной сторонами.

Искусство – любая форма практической деятельности, осуществляемой умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле. В расширительном смысле слова искусство обозначает высокий уровень мастерства в любой деятельности (в т.ч. и нехудожественной), указывает на ее красоту, эстетическую значимость (красивое решение). (философский энциклопедический словарь).

Педагогика как искусство– практическая педагогика; деятельность педагога, где основу составляет творчество; всегда идентифицируется с конкретным учителем, его индивидуальным стилем.

Педагогическая наука– это наука о законах образования и воспитания детей и взрослых.

Объект педагогики – человек (как часть объективной реальности).

Предмет педагогики – воспитание человека (как целостность выделенная из мира объектов) в его интегральном и дифференцированном понимании. Отсюда и самое общее определение педагогики как науки о воспитании человека.

Методы исследования – способы решения научно-исследовательских задач. У педагогики есть собственные методы исследования и достаточно широко используются другие общественно-научные методы.

Принципы выбора методов для решения конкретных исследовательских задач:

1. Принцип совокупности – применение нескольких методов; их конструирование в расчете на согласование с природой исследуемого явления.

2. Принцип адекватности – метода существу изучаемого предмета и конкретному продукту, который должен быть получен.

Законы и закономерности вскрытые, описанные, доказанные теоретически и подтвержденные экспериментально связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами; основной фонд интеллектуально-педагогического богатства науки о воспитании.

Функции педагогической науки:

1. Теоретическая функция:

· обогащение, систематизация научных знаний;

· обобщение опыта практики (как позитивного, так и негативного);

· выявление устойчивых связей и закономерностей в педагогических явлениях.

2. Практическая функция:

· повышение качества воспитания;

· создание эффективных педагогических технологий;

· внедрение результатов педагогических исследований в практику;

· оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и соответствующая коррекция взаимодействия теории и практики.

3. Прогнозирование – одна из форм научного предвидения в социальной сфере; находится во взаимосвязи с целеполаганием – исходным компонентом целостного педагогического процесса и оценкой достоверности прогнозов, т.е. соотношение цели и результата. В педагогическом прогнозировании реализуется известный кибернетический постулат: любая система характеризуется двумя параметрами: она функционирует и одновременно развивается. Отсюда возникает необходимость двуаспектного управления ею: управления функционированием и управления ее развитием.

Виды развития

Педагогика в понятиях и схемах - student2.ru

Личность –субъект и объект общественных отношений. Это конкретный человек, представитель определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

Формирование личности человека – это процесс её становления под влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам, с применением определённых средств.

Личность человека – результат действия и взаимодействия различных факторов.

Первая группа – факторы, которые действуют более или менее независимо от воли и сознания людей. К ним относятся биологическая природа человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни, географическая среда, условия микросреды.

Вторая группа факторы, которые в большей или меньшей степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология, деятельность государства, общественных учреждений.

Третья группа факторов предполагает организованное развитие.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие воспитания употребляется в широком и узком социальном смысле, а, также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение–это специально организованный целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Образование– процесс и результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Педагогический процесс– целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком, специальном смысле). Синоним – образовательный процесс.

Педагогический процесс–этоцеленаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и изменения личности воспитанника в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.

Основные функции (функция-назначение) целостного педагогического процесса: образовательная, развивающая, воспитательная.

Развивающая функция. Во-первых, являясь искусственным, педагогический процесс имеет возможность управлять естественным процессом развития (саморазвития), следовательно, педагогические влияния должны способствовать развитию, т. е. опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового в развитии. Во-вторых, педагогический процесс строится с учетом достигнутого на определенном этапе уровня развития учащихся. В-третьих, педагогический процесс ориентируется на завтрашний день развития учащегося.

Педагогический процесс (в одинаковой степени обучение и воспитание) способствует развитию психических процессов, речи, сенсорной, эмоциональной, двигательной сфер.

Реализация образовательной функции более способствует формированию знаний, суждений, менее – убеждений; следовательно, необходима дополнительная специальная деятельность для целостности развития сознания, которая предусмотрена воспитательной функцией педагогического процесса.

Именно воспитательное назначение педагогического процесса предполагает включение воспитанников в разнообразные виды деятельности; предусматривает разнообразие содержания взаимодействия педагога и ученика; требует разнообразия форм, средств и методов организации педагогического процесса; способствует развитию гуманных отношений, складывающихся в педагогическом взаимодействии. Реализация функций происходит и в обучении и в воспитании.

Самовоспитание – целенаправленная, активная личная деятельность, способствующая формированию и развитию у человека положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества и деятельности.

Самообразование– целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых умений и навыков.

Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Система педагогических наук

Педагогика в понятиях и схемах - student2.ru

история педагогики – изучает развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи;

общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.

возрастная педагогика – изучает особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития в условиях учебно-воспитательных учреждений;

коррекционная педагогика (дефектология) – изучает особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей:

сурдопедагогика – занимается вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей,

тифлопедагогика– занимается вопросами воспитания и обучения слепых и слабовидящих детей,

олигофренопедагогика –занимается вопросами воспитания и обучения умственно отсталых детей;

логопедия –занимается вопросами воспитания и обучения детей с расстройствами речи при нормальном слухе;

частная методика –исследует специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

ТЕМА №2: Образование как общественное явление и педагогический процесс.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Образование –это процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений; результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, теоретической и практической подготовке человека.

Сущность образования

Педагогика в понятиях и схемах - student2.ru

Ценностная характеристика образования:образование– это целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных образовательных уровней.

Исторические проекты развития образования

(модели "образованного человека")

Принцип природосообразности Принцип культуросообразности
Понимание природы человека Способ обоснования Цель образования Понимание природы общества Способ обоснования Цель образования
КЛЕРИКАЛЬНЫЙ (XVI–XVIII В.) Коменский, Руссо, Песталоцци СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ (XVIII–XIX В.) Гельвеций, Дидро
Богословие Законы Священного Писания божественное предназначение Юридическое законы гражданского общества общественное предназначение
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ (XVIII–XIX В.) Дистервег, Гербарт, Ушинский ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКИЙ (XIX–XX В.) марксистская педагогика
естественно научное естественно научные законы развитие естественных способностей естественно историческое законы естественной истории общества общественное развитие
САМОРЕГУЛИРУМЫЙ (XX В.) Маслоу, Роджерс, Олпорт КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ (XX В.) Штейнер, Выготский, Библер
автономное законы развития личности самоопределение личности культурно-историческое законы культурной истории развитие культурной личности
                         

Цель современного образования – развитие тех способностей личности, которые нужны ей самой и обществу; включение ее социально-ценностную активность; обеспечение возможностей эффективного самообразования (в частности повышения квалификации) за пределами институциализированных образовательных систем

Системообразующая функция цели образования в педагогической деятельности - именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения. Формулирование педагогических целей отвечает на вопрос, для чего учить; какие задачи (профессиональные, жизненные, предметные, этические, эстетические) должен уметь решать человек с помощью полученных знаний, умений, навыков, убеждений, установок и т.п.

Содержание образования на современном этапе:

– это один из основных компонентов процесса обучения;

– это педагогическая категория, которая имеет исторический и общественный характер, т.е. сущность этой категории претерпевает изменения в зависимости от социальных изменений на определенном этапе развития общества;

– представляет собой систему, в которой выделяют три основных компонента: информационный, операционный и аксиологический;

– включает знания (понятия, представления, правила, законы, теории, факты и др.), умения (интеллектуальные, познавательные, общеучебные и др.), взгляды и убеждения, отношение к окружающей действительности.

Глобальная функция образования (в соответствии с концепцией В.В. Краевского, И.Я. Лернера) состоит в передаче молодому поколению содержания социальной культуры для ее сохранения (воспроизводства) и развития. Индивид становится личностью в меру овладения им содержанием социального опыта. Социальный опыт, которым владеют старшие поколения, состоит из четырех элементов, каждый из которых представляет особый вид содержания (см. схему «Сущность образования»).

Проблемы, связанные с содержанием образования:

– формирование содержания образования;

– критерии отбора содержания образования,

– функции содержания образования,

– структура содержания образования;

– дифференциация и интеграция содержания образования;

– гуманитаризация и экологизация содержания образования и т.д.

Стандарт образования является федеральным нормативным документом, определяющим в обязатель­ном порядке:

• минимум содержания основных образовательных программ;

• максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

• требования к уровню подготовки выпускников школы.

Стандарт образования призван обеспечить учащимся равные воз­можности для получения образования, стимулировать достижения ка­ждым из них боле высокого результата и на этой основе индивидуа­лизировать обучение. Являясь государственной нормой образован­но­сти, стандарт отражает общественные цели и учитывает потребности гражданина в образовании.

Педагогический процесс –этоцеленаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и изменения личности воспитанника в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.

Как процесс педагогический, он включает взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.

Педагогическая направленность– сущность процесса, определяемая сложной иерархией стоящих перед ним целей, достижение которых реально лишь при целостности. Это – требование и к процессу, и к его результатам.

Целостность процесса предполагает достижение взаимодополнения и необходимого разнообразия средств достижения цели – развития социальности воспитанников: их индивидуальной и совместной деятельности, их отношений и общения в учебном заведении, в семье, в социуме

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Методология – это учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке; учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования.

Теория– это совокупность взглядов, суждений и умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности.

сферы методологии:практическая деятельность и наука

В сфере практической деятельности методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

В науке методология рассматривается как учение о принципах построения, формах и методах научного познания.

Уровни методологии

1. философский – общие принципы познания

2. общенаучный – научные концепции, воздействующие на большую совокупность наук (системный подход, синергетический – согласование, объединение)

3. уровень конкретно-научной методологии – (связь с более высокими уровнями) см. п.II.

4. методика и техника исследования – конкретные методы исследования.

Культура (в переводе с латинского – возделывание, воспитание, развитие, почитание) – это сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие.

Культура в общенаучном понимании. Понятие культуры указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и на качественное своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности.

В более узком смыслекультура это сфера духовной жизни людей.

Это динамичный творческий процесс, синтез созданных человеком материальных и духовных ценностей, гармоничных форм отношений человека к природе, обществу, к самому себе, результат его связи с миром и утверждения в нем.

Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения.

Сущность педагогической культуры(по Е.В. Бондаревской) – это часть общечеловеческой культуры, в которой запечатлены духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.

Слагаемые педагогической культуры:

- культура своей науки

- психолого-педагогическая культура

- культура педагогического мастерства

- культура общения

- методологическая культура

Методологическая культура учителя – это особая форма деятельности педагогического сознания, «живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная самим педагогом методология личностно-профессионального мировоззрения» (Е.В. Бондаревская).

Составляющие методологической культуры:

1. методологическая рефлексия (анализ своей научной деятельности)

2. способность к научному обоснованию

3. способность к критическому осмыслению

4. способность к творческому применению (концепций, форм, методов).

Методологические умения:

1) видеть проблему и соотносить с ней фактический материал

2) выдвигать предположения и мысленно себе последствия их реализации

3) распределять решения на шаги.

Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности, который характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью (понимаемой по-разному в различных областях науки).

Уровни научного исследования: эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Основные компоненты научного исследования:

· постановка задачи;

· предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса;

· формулировка исходных гипотез;

· теоретический анализ гипотез;

· планирование и организация эксперимента;

· проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов;

· проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

· окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.

Для прикладных исследований выделяется дополнительный этап: внедрение полученных результатов в практику.

Методологические характеристики исследовательской деятельности учителя:

Проблема:

1) синоним практической задачи (например, проблема повышения успеваемости, проблема устранения перегрузки, проблема совершенствования качества урока и т.д.);

2) нечто неизвестное в науке, требующее поиска новых знаний о действительности.

Тема исследования очерчивает круг исследовательской работы и вытекает из анализа того, что описано в литературе, реализовано в опыте учителей и педагогических коллективов.В формулировке темы исследования важно отразить объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования – это педагогическое пространство, область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться. Объектом педагогического исследования в широком смысле является весь педагогический процесс, связанный с целенаправленной образовательной деятельностью.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется. Формулирование предмета иссле­дования – результат учета задач, реальных возможностей и имеющихся в науке эмпирических описаний объекта, а также других характеристик исследования.

Гипотеза – это некоторое допущение, предположение, догадка. О ней можно сказать, что она неопределенна, лежит между истиной и ложью. Гипотеза – недоказанный тезис, представляющий собой возможный ответ на во­прос, который исследователь поставил перед собой, и состоящий из предполагаемых связей между изучаемыми явлениями и фактами. В гипотезе сливаются два момента: выдвижение некоторого положения и его логическое и практическое доказательство.

Методы исследования – способы решения научно-исследовательских задач. Это инструмент проникновения в глубину исследуемых явлений.

Метод педагогического исследования – это способ изучения педагогических явлений, получения научной (объективной) информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения теории и организации практики (Сластенин).

Методы изучения педагогического опыта – способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса.

Теоретические методы исследования:

1. теоретический анализ или анализ психолого-педагогической литературы

2. составление библиографии

3. реферирование

4. конспектирование

5. аннотирование

6. моделирование

7. дедукция

8. индукция

9. систематизация

Эмпирические методы исследования:

1. Наблюдение – целенаправленное восприятие педагогического явления, в процессе которого исследователь получает фактический материал.

Этапы:

1. определение цели

2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать)

3. выбор способа наблюдения (как наблюдать)

4. выбор способа регистрации

5. обработка и интерпретация данных

Виды наблюдения:

1) включенное – невключенное

2) открытое – скрытое (конспиративное)

3) непосредственное – опосредованное

4) краткосрочное – лонгитьюдное – дискретное

5) сплошное – выборочное

6) ретроспективное.

2. Опросные методы:

анкетирование – метод массового сбора информации (контактное, заочное, прессовое – в прессе),

беседа – диалог по заранее намеченной программе («поглаживание», «вопросы в лоб», со скрытым смыслом),

интервьюирование (четкая постановка вопросов, ответы могут фиксироваться открыто),

незаконченные предложения.

3. Изучение продуктов деятельности учащихся.

4.Изучение школьной документации.

5.Педагогический эксперимент – опытная проверка гипотезы. Направлен на изучение поставленного вопроса путем активного воздействия исследователя на протекание изучаемого явления.

РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

ТЕМА №1: Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Дидактика ( от греч. дидактос – поучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования (Подласый). Наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах организации, достигаемых результатах (Подласый).

2. Объект дидактики – содержание и процесс обучения.

3. Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения; взаимодействие преподавания и учения в их единстве.

4. Обучение – совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели (Подласый). Это самый важный и надежный способ получения систематического образования; специфический процесс познания, управляемый педагогом.

5. Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления (Подласый). Результат целенаправленного обучения. Его компоненты: способы деятельности и поведения; мировоззрение; кругозор и эрудиция; интеллект; навыки самообразования; активность; работоспособность; воспитанность; подготовка к выбору профессии и другие.

а). Образование общее – овладение знаниями основ наук по циклам учебных предметов в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях: школах, гимназиях, лицеях, колледжах.

б). Образование политехническое – знакомит учащихся с основными видами современных производств, формирует умения и навыки выполнения простых трудовых действий. Приобретается в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях.

Педагогика в понятиях и схемах - student2.ru

__________________________________

1 См.: Бим – Бад Б.М. Петровский А.В. Образование // Педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993–1999. Т.2. С. 62

2 См.: Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991. С.24.

3 См.: Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 202.

4 См.: Большой Энциклопедический словарь. М., 1998. С. 826.

5 См.: Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.С.8.

6. Цель ( учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия (Подласый).

7. Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели (Подласый).

8. Результаты (продукты обучения) – то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

9. Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

10. Методологические основы обучения – это принципиальные положения, определяющие общую организацию, отбор содержания, выбор форм и методов обучения.

11. Бихевиоризм – научение человека сводит к физиологическому процессу усвоения организмом определенных стимулов и соответствующих реакций на них в строго задаваемых ситуациях обучения. Основной механизм развития мышления – своевременное подкрепление в виде наград и наказаний. Обучение – это искусство управления стимулами с целью вызова или предотвращения определенных реакций. Стимул → реакция.

12. Прагматизм – обучение, расширение личного опыта ученика, чтобы он мог как можно лучше приспособиться к существующему общественному строю (Дж. Дьюи – основоположник).

13. Экзистенциализм – учение, которое отрицает объективные всеобщие ценности и считает, что личность сама должна вырабатывать ценности в своей деятельности путем полного проживания каждого момента бытия.

14. Неотомизм – философское течение, согласно которому человек является неотъемлемым звеном в иерархии форм бытия, сотворенным Богом. Человек состоит из двух величин – души и тела. Личность направляется естественным законом, призывающим творить добро.

Педагогика в понятиях и схемах - student2.ru

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Закономерность – связи, зависимости, отношения, которые существуют объективно, независимо от сознания и воли человека.

2. Закономерность обучения – отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Строго зафиксированные закономерности являются законами. Это теоретическая основа для разработки и совершенствования технологий обучения.

3. Общие закономерности обучения – охватывают своим действием всю дидактическую систему, обуславливают общую продуктивность (эффективность) обучения. Закономерности цели, содержания, качества обучения, методов обучения, управления обучением, стимулирования.

4. Частные закономерности – закономерности, действия которых распространяются на отдельн

Наши рекомендации