Посредством организации дифференцированного обучения
Дифференцированное обучение -
форма, модель организации учебного процесса, при которой учитель взаимодействует работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).
Дифференциация обучения — принцип организации учебного процесса, согласно которому учитель взаимодействует работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).
Суть дифференциации обучения - учеников делят на группы.
Критерии дифференциации:
А. По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп:
1 По возрастному составу /школьные классы, разновозрастные группы/.
2 По области интересов /гуманитарные, физико-математические, химико-биологические и др. группы, направления, отделения, школы/.
3 По уровню умственного развития (уровню достижений) /классы педагогической поддержки, гимназические классы/
4 По полу /мужские, женские, смешанные классы, группы, школы/. В 1943 году ввели раздельное обучение, в 1954 отменили.
5 По состоянию здоровья.
Б. По организационному уровню гомогенных групп.
*Внешняя дифференциация:
А. Федеральный уровень (несколько школ, училищ на всю страну)—спортшколы, балетные училища...
Б. Региональная дифференциация – по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи).
В. Внутришкольная (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны).
Г. Межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные группы).
*Внутренняя дифференциация:
Д. Внутриклассная, внутрипредметная (группы в составе класса).
++++++++++++
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО УРОВНЮ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Истоки: Маннгеймская система.
Оценивается неоднозначно, так как есть как очевидные положительные, так и очевидные отрицательные стороны.
(+)
- Исключается уравниловка, усреднение детей.
- Появляется возможность уделять внимание как сильным, так и слабым учащимся /коррекционные классы, классы педагогической поддержки, классы «выравнивания»/.
- Более эффективна работа с трудными учащимся, плохо адаптирующимся к общественным нормам.
- Слабые учащиеся получают возможность испытывать учебный успех.
- Сильные ученики быстрее и глубже продвигаются в образовании.
(–)
- Деление детей по уровню развития негуманно.
- Перевод в слабые группы воспринимается как унижение достоинства.
- Несовершенство диагностики: в разряд слабых могут переводиться неординарные дети.
- Понижается уровень мотивации в слабых группах.
- В сильных группах возникает иллюзия исключительности.
СОВРЕМЕННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ — ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ: ВСЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ: Т. НАЗ. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Инклюзивное образование— практика общего образования, основанная на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.
Данная практика ориентирована на формирование условий доступности образования для всех.
В том числе она обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью.
Усилия общественности в 1990-х — 2000-х гг. и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной(вовлекающей).
Восемь принципов инклюзивного образования:
ñЦенность человека не зависит от его способностей и достижений;
ñКаждый человек способен чувствовать и думать;
ñКаждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
ñВсе люди нуждаются друг в друге;
ñПодлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
ñВсе люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
ñДля всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
ñРазнообразие усиливает все стороны жизни человека.
На практике внедрение инклюзивного образования сопряжено с проблемами.
Пример: Зоя.
«Работаю в одном из учебных холдингов, по другому трудно назвать этот "союз" из 7!!! дошкольных корпусов, и 5!!! школ, когда то имевших отдельного директора... Работаю в дошкольном секторе...
В группах, по новому принятому в прошлом году постановлению, должно быть не менее 30 детей, из которых 5-6 - инвалиды с очень серьезными заболеваниями.
Два года назад чиновники решили сократить профильные сады для детей с нарушением в развитии. и теперь дети с ДЦП, синдромом Дауна и просто неврологическими заболеваниями, типа легкой шизофрении, должны быть вместе с другими, здоровыми детишками.
Ни в коем случае не хочу сказать,что такие дети должны быть обречены на изоляцию в обществе, но... им нужен совсем другой подход, где с ними будут работать СПЕЦИАЛИСТЫ, профильные-медсестры (не одна на 3 корпуса. как сейчас), логопеды (которых сокращают в этом году) и т. д.»
http://www.kp.ru/daily/26549/3565885/
+++++++++++++++++++
Примеры дифференциации по ровню умственного развития:
Пример 1. *Уровневая дифференциация обучения на основе образовательных результатов (В.В.Фирсов).
Вводятся два стандарта:
Уровень, который школа обеспечивает интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику
и уровень, которого должен достичь каждый.
Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной лестницей деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.
Пример 2. *Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация (Н.П.Гузик).
Выделяются три уровня дифференцированных программ разной степени сложности.
Уровень «С» - базовый стандарт.
Уровень «В» - дополнительные сведения, доказательства, примеры.
Уровень «А» - уровень осознанного, творческого применения знаний.
++++++++++++
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ