Некоторые психофизические особенности заикающихся детей
Течение заикания и его проявления во многом зависят от особенностей психофизического состояния ребенка и его личности.
В анамнезе заикающихся детей выявляются вредное воздействие на организм экзогенного и эндогенного характера, а также неполноценность нервно-психической сферы самого ребенка. Невропатическая отягощенность детей выражается в беспокойстве, плаче во младенчестве, в нарушении сна, питании, позже — в ночных страхах, боязни одному находиться в помещении, в капризах, истерических реакциях, энурезе, хорее и т. п.
Уже в раннем возрасте обнаруживаются задержка речевого развития, расстройства динамической стороны речи, нарушения звукопроизношения. В дошкольном возрасте заикающимся детям в 34 % случаев свойственны нарушения звукопроизношения различного генеза, элементы недоразвития речи, а иногда несформированность всей речевой функциональной системы.
Постепенно у детей появляется своеобразное отношение к своей речи и дефекту. Одни остро чувствуют речевой недостаток, особенно вследствие неблагоприятных воздействий окружающей среды. Другие боятся проявления судорог в речи, им небезразлична оценка их речи и поведения окружающими. Третьи критично относятся к заиканию, переживают после неуспешной речевой попытки или после неудач в любой деятельности. И заикание начинает влиять на характер общительности детей. Несмотря на то, что большинство детей 4—7 лет легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми, тем не менее выделяются дошкольники с неустойчивыми формами общения, а также имеющие негативное или аутистическое поведение.
Дети с неустойчивой общительностью вначале охотно вступают в контакт, проявляют интерес к заданию, но затем обнаруживают пассивность, безразличие, невнимание к просьбам взрослого выполнить то или иное задание. Они с трудом входят в проблемную ситуацию, требуют стимуляции своей деятельности и после многократных побуждений отказываются выполнить нужное задание.
Дети с негативным отношением к собеседнику замкнуты, стеснительны, иногда с агрессивными чертами в поведении. Необходимость выполнить просьбу, задание, особенно в новой обстановке, вызывает у них реакции невротического характера, иногда почти аутистическое поведение. Дети как будто не нуждаются в коллективе сверстников или взрослого. Общение носит строго избирательный характер. Вовлечение детей в коллективную деятельность встречает пассивное или активное сопротивление с их стороны.
Характерное для детей дошкольного возраста качество — подражательность у большинства заикающихся детей развито недостаточно. Примерно у трети детей характер и уровень подражательности являются такими же, как и у нормально говорящих сверстников. У остальных детей можно выделить четыре степени сформированности навыка подражания:
· полное подражание— ребенок полностью повторяет речевой образец, данный логопедом, и правильно выполняет необходимое движение;
· неполное подражание— ребенок не до конца, пропустив что-либо, выполняет увиденное или услышанное задание;
· творческое подражание— ребенок вносит дополнительные детали в показ действия и другие обороты речи в рассказ, и при этом ничего не пропускает из данного образца;
· отказ от подражания.
У детей разных возрастных групп подражательность различна. Например, у 4—5-летних чаще наблюдается неполное подражание (дети не до конца выполняют увиденное и услышанное задание и выпускают речевую часть) и отказ от него. Дети с неустойчивым вниманием плохо воспринимают образец, данный взрослым, не соблюдают при повторении последовательность движений, не могут завершить действие. Пассивные, заторможенные дети долго рассматривают образец, нерешительно приступают к выполнению задания и повторяют действия в случайном порядке.
Дети 5—6 лет также имеют неполное подражание, но оно чаще проявляется при повторении словесного образца. Дети пропускают слова, дополняют текст образца новыми, стараясь не нарушить логики сюжета. Выделяются следующие варианты измененного рассказа: уточнение деталей рассказа; расширение канвы рассказа; углубление того или иного образа рассказа.
С возрастом совершенствуется творческое подражание и уменьшается число отказов от подражания.
Учет степени общительности, подражательности заикающихся детей необходим логопеду особенно в начале коррекционного курса: организация коллектива и деятельности детей осуществляется более эффективно, если правила поведения и задания усваиваются детьми не только от взрослого, но и от сверстников с высоким уровнем общительности и подражательности.
Заикание оказывает влияние на формирование психомоторных функций, хотя не исключена возможность недоразвития двигательной сферы ребенка еще до появления заикания, способствующего возникновению дефекта. С появлением заикания несформированность моторики проявляется резче и еще более усугубляется. Однако в силу процесса развития, имеющего всегда и положительные, и отрицательные стороны, а также в связи с огромными потенциальными возможностями детского организма, в 40% случаев у заикающихся дошкольников моторные функции сохранны:
· сформирована статическая координация движений — ребенок умеет по заданию и произвольно фиксировать определенное время нужную позу;
· сформирована динамическая координация движений — движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности (в беге, прыжках, подскоках, пробежках, хлопках, покачиваниях тела, размахиваниях руками в такт шагам и т. п.);
· соответственно возрасту развиты движения кистей и пальцев рук;
· выразительна и эмоциональна мимика лица.
В 60% случаев они нарушены, и двигательные расстройства выражаются или в форме повышенной моторной напряженности, скованности, нарушении плавности, переключаемости движений, высокого тонуса мышц, или в форме двигательной расторможенности, беспокойства, хаотичности движений. Отмечается выраженная зависимость моторики от эмоционального состояния заикающегося.
Указанные нарушения отчетливо выявляются при проведении специальных заданий на статическую и динамическую координацию движений и особенно в самостоятельной произвольной деятельности.
Изучение у детей дошкольного возраста симптомокомплекса заикания, некоторых психофизических особенностей их онтогенеза позволяет выделить четыре клинические группы детей.
I группа— дети с преимущественно клоническим или клонотоническим заиканием средней и тяжелой степеней. Возбудимые, шумные, общительные — признанные лидеры в различных видах деятельности, в том числе и игровой. Им свойственно умение пользоваться речью в любых ситуациях общения. Речевой дефект они восполняют большой двигательной активностью, настойчиво и энергично подчиняют себе сверстников.
II группа— дети с заиканием клонической формы легкой и средней степени. Общительные, дисциплинированные, собранные в поведении, активные участники игр, они лишены организаторских способностей, хотя и охотно вступают в общие игры. В процессе коллективной игровой деятельности у них вырабатываются организаторские навыки.
III группа— дети с тоническим или клонотоническим заиканием легкой и средней степеней. Малообщительные, не умеющие самостоятельно играть, в коллективных играх они почти не участвуют, а лишь изредка — в общей подготовке к игре. Отличаются нерешительностью, недостаточной общительностью, выраженной заторможенностью, пассивной подчиняемостью.
IV группа— дети с преимущественно тоническим заиканием тяжелой или средней степени, в значительной мере повлиявшим на их речь и поведение. Они молчаливы, застенчивы, иногда боязливы, заторможены, предпочитают играть в одиночестве, реже — вдвоем. У них выражены оборонительные реакции, они быстро утомляются и склонны к негативистическим проявлениям.
Исследование заикающегося ребенка с целью определения его речевой и поведенческой активности и отнесение его к одной из указанных клинических групп помогут логопеду построить дифференцированный коррекционно-воспитательный процесс.