Особенности поведения заикающихся детей в играх

У заикающихся детей разного возраста имеется неодноз­начное отношение к коллективу играющих.

Заикающиеся дети 4—5 лет предпочитают игры подгруп­пами из 2—3 человек, но каждый играет по-своему, забывая о товарищах. Им свойственны черты поведения в играх, при­сущие хорошо говорящим детям младшего возраста. В кол­лективных играх они выполняют второстепенные роли с од­нотипными действиями: шофер ведет машину, кассир мол­ча отрывает билеты, няня кормит детей и т. д. Дети редко вступают в конфликты из-за ролей и сами их не распределя­ют. Обычно заикающемуся ребенку этого возраста сверстни­ки предлагают роль, с которой он, по их мнению, должен справиться. Заикающиеся дети, играющие одни, рядом с кол­лективом нормально говорящих детей, вовлеченные в их игру, не всегда могут играть продолжительно и до конца.

Среди заикающихся детей 5—6 лет примерно одна треть может участвовать в коллективной игре, одна треть — в иг­рах подгруппами в один-два человека и несколько больше одной трети детей любят играть в одиночестве, что свидетель­ствует о существенном влиянии заикания. Хорошо говоря­щие дети этого возраста играют 50—60 минут, игра у них развивается по достаточно сложным сюжетам, в ней прини­мают участие большое количество детей. Заикающиеся дети могут играть в одну игру от нескольких минут до 20 минут, в их игре преобладает процессуальная сторона, дети плохо отде­ляют правила игры от конкретных игровых ситуаций.

Отношение к коллективу играющих сверстников у заи­кающихся детей 6—7 лет определяется накоплением жиз­ненного опыта, появлением новых и относительно более ус­тойчивых интересов, развитием воображения и мышления. Их игры более содержательны, разнообразны по сюжету и форме исполнения. В коллективной игре и играх подгруп­пами участвует подавляющее большинство детей, но почти пятая часть детей предпочитает играть в одиночестве. Это замкнутые, несколько пассивные дети, они плохо выдержи­вают длительное пребывание в коллективе и в общих играх, лучше работают в однообразных условиях, быстро усваивая стереотипы движений и речевого сопровождения.

Для заикающихся детей 4—7 лет показательна несфор-мированностъ навыка коллективного общения и отношения к коллективу играющих сверстников. Эти особенности обус­ловливают недоразвитие общественного поведениязаикаю­щихся детей. Известно, что общественное поведение прису­ще уже детям преддошкольного возраста в так называемых играх рядом. И эта ранняя ступень общественного поведе­ния свойственна заикающимся детям 4—7 лет. Среди них малочисленны объединения по игровым интересам, нехарак­терны устойчивые играющие коллективы на основе друж­бы и симпатии друг к другу. Заикающиеся дети отличаются бедностью игровых замыслов, дйффузностъю играющих групп, несформированностью игровых умений.

Поскольку у заикающихся детей имеются трудности в усвоении различных форм общественного поведения, по­стольку в их среде не проявляется соответствующая возрас­ту игровая активность.Исследование игровой активности заикающегося ребенка проводится в динамике как логопе­дом, так и воспитателем. Выясняются помимо этого осо­бенности игр детей в домашних условиях. И если в начале кор-рекционного воспитания логопед определяет принадлежность каждого ребенка к одной из четырех клинических групп, то в результате динамического психолого-педагогического исследования он устанавливает степень игровой активно­сти заикающегося. Клиническая картина заикания уточня­ется, пополняется, а учет степени игровой активности по­зволяет логопеду целенаправленно создавать устойчивые играющие коллективы заикающихся детей. Это способству­ет воспитанию у них общественного поведения и в целом со­циальной реабилитации.

В результате исследования игровой активности заикаю­щегося ребенка определяется его принадлежность к одной из следующих групп:

Группа А — дети способны сами предложить тему игры и

принять ее от сверстников, распределить роли и согласить­ся пароль, предложенную товарищем. Они активно участву­ют в приготовлении игрового места, вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями свер­стников, выполняют правила и требуют их выполнения от участников игры.

Группа Б — дети умеют предложить тему игры, распре­делить роли, дать указания в ходе подготовки игрового мес­та, иногда конфликтуя при этом с детьми. В процессе игры они навязывают играющим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участни­ков игры, нарушают ее правила.

Группа В — дети принимают тему игры и роль от товари­щей, активно со всеми готовят игровое место, по ходу игры высказываются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом товарищей, выслушивая от них пожелания по поводу исполнения роли. Правила игры дети выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от играющих товарищей.

Группа Г — дети способны играть, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указанию более активных участников игры или с помо­щью взрослого; предложения по сюжету высказывают, дей­ствия с замыслом играющих согласовывают только по сове­ту более активных детей. Правила игры соблюдают под конт­ролем взрослого или играющих; отмечается пассивность.

Группа Д — дети редко участвуют в игре сами, затрудня­ются входить в игру даже после предложения темы и роли товарищем или взрослым. По подсказке других готовят игровое место и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные играющим; выраженная пассивность, полное подчинение решениям товарищей.

Естественно, что логопед, целенаправленно используя игровую деятельность, постепенно способствует переходу заикающихся детей из групп Д, Г, В в группы А, Б. Иногда поведение заикающихся детей нормализуется успешно уже в начале — середине коррекционного курса, особенно у де­тей I и II клинических групп. Довольно часто эти дети обла­дают высокой степенью игровой активности и распределя­ются в группы А, Б, В. Именно на них ориентируются лого­пед и воспитатель при создании устойчивых игровых кол­лективов. Дети из III, IV клинических групп имеют низкий уровень игровой активности, относятся в группы Г, Д. Они требуют длительного психолого-педагогического воздей­ствия, осторожного и продуманного развития их игровой активности, но не всегда успешно осуществляется их про­движение, и не все дети из III и IV групп достигают высокой степени игровой активности.

Развитие игровой активности заикающихся детей, пере­воспитание особенностей личности и поведения, воспитание речи и в целом устранение заикания осуществляется через систему разнообразных игр, составляющих методику игро­вой деятельности.

Остановимся кратко на характеристике игр и их положи­тельном влиянии на заикающегося ребенка.

Наши рекомендации