Психологические особенности заикающихся детей средней группы

Дети средней группы находятся ближе к истокам заика­ния, так как прошел сравнительно небольшой срок со вре­мени появления дефекта. В связи с этим в средней группе большее значение приобретает прослушивание речевых мо­делей, которые доступны для самостоятельного пользова­ния детьми в данный момент или в ближайшее время. В некоторых случаях прослушивание образцов речи приво­дит к устранению заикания.

Для этой цели полезно использовать констатирующую речь; в момент выполнения какой-либо деятельности лого­пед комментирует действия детей, не пропуская ни одного ребенка. Длительное прослушивание речевых образцов по­могает детям постепенно накапливать определенный запас речевых моделей, а затем свободно пользоваться ими. Уп­ражнение детей в самостоятельной речи происходит в нача­ле и в конце занятия. В середине его, во время выполнения какой-либо деятельности, они учатся вслушиваться в инст­рукции логопеда, понимать содержание высказываний, со­относя их с объектом речи, а также сравнивать свою работу с работой товарищей, ориентируясь на комментарий лого­педа. Все это отчетливо можно проследить по переведению взора ребенка с одного объекта на другой. Переведение взо­ра ребенка свидетельствует о возможности формирования у него способности к восприятию речи в момент действия, а также помогает определить нужный темп речи логопеда. С этой целью необходимо делать паузы между предложе­ниями, чтобы ребенок успел перевести взгляд, когда начи­нается рассказ о другом объекте.

Заикающимся детям средней группы свойственно поль­зование краткими ответами. Чаще всего на вопросы они от­вечают одним словом, что характерно для естественной разговорной речи в форме диалога. Они длительное время не понимают и не принимают требования логопеда отве­чать развернуто (полно, подробно, «как я», чтобы всем бы­ло понятно и т. д.) независимо от доступности объяснения и использования различных приемов. Поэтому в коррекционных целях дети средней группы более длительно упраж­няются в однословных ответах.

У заикающихся детей средней группы еще не сформиро­вана способность заниматься одновременно двумя видами деятельности, например: рисовать и слушать речь взрос­лых. Это связано с особенностями объема, распределения и переключения внимания детей данного возраста. Поэтому они не могут одновременно слушать вопросы логопеда и выполнять начатое действие, а также отвечать на вопросы в момент действия, как это доступно старшим детям. В та­ких случаях вместо ответа на вопрос дети говорят: «Подо­ждите, я рисую». Или: «Подождите, я сейчас». Некото­рые, наоборот, пытаются отвечать на заданный вопрос, но при этом они оставляют свою деятельность.

В связи с тем что заикающиеся дети средней группы не могут отвечать на вопросы во время деятельности, необходимо отводить больше времени организованному диалогу в другие моменты занятия, а именно: при объяснении задания к заня­тию и после выполнения работы, а не в процессе самой дея­тельности. Например: логопед во время объяснения задания выполняет на глазах у детей образец предстоящей работы (ри­сунка, лепки, аппликации). Дети смотрят на образец и отвеча­ют на вопросы логопеда, относящиеся к данному образцу. Можно также активно упражнять их в ответах на вопросы, когда деятельность закончена, используя в качестве нагляд­ной опоры их собственные, только что выполненные работы (рисунки, аппликации, предметы лепки, конструирования).

Особенность заикающихся детей средней группы состоит также в том, что они лучше усваивают новый материал (учебный, коррекционный, воспитательный), если он пре­подносится в форме игры. Поэтому игра как специфическая детская деятельность должна наиболее широко использо­ваться в работе с детьми данного возраста по сравнению со старшими, где главное место в обучении занимают занятия. Игра позволяет ребенку упражняться в правильной речи без особого напряжения, что очень важно для заикающихся, так как они меньше утомляются, особенно в начальном пе­риоде обучения. В игре создаются более благоприятные ус­ловия для обеспечения непринужденной речевой практики, чем на занятиях. Многие игры способствуют повышению эмоционального настроя. Наиболее ценными в этом отноше­нии являются дидактические игры, так как они являются своеобразной формой обучения. Соблюдение правил игры помогает формировать у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать воз­никшие желания, проявлять эмоционально-волевые усилия. В результате этого развивается способность управлять свои­ми действиями, т. е. некоторая регуляция.

Дети средней группы быстрее утомляются на занятии, поэтому целесообразно использовать как можно чаще игру или придавать некоторым занятиям игровую форму.

Если проводимое занятие не позволяет придать ему игро­вую форму, то необходимо включать игровые действия или активные движения. Например, по окончании первой части занятия можно предложить выйти из-за стола на перерыв, как «мышки», тихо, чтобы «кот» не заметил и не услышал шорохов. Полезно также во время перерыва провести под­вижную игру с активными движениями, предусмотреть вы­ход из-за стола в середине занятия поочередно всех детей с це­лью взять что-то со стола логопеда или отнести что-то и т. д.

Одна из особенностей заикающихся данного возраста со­стоит в том, что некоторые из них не относят к себе обраще­ние взрослых, предназначенное ко всему коллективу, если их не назвали по имени («Дети, пойдемте гулять»). Эта особенность должна учитываться логопедом. С этой целью нужно применять специальные методические приемы. По­сле обращения ко всем детям необходимо перечислить пер­сонально по имени тех заикающихся, у которых имеются такие отличия. Например: «Дети, пойдемте на занятие! И Саша, и Наташа, и Вова — все пойдем на занятие».

Для детей средней группы характерно восприятие не­живых предметов как живых и наделение их речью. Чаще всего это проявляется в сюжетных играх с образными иг­рушками. Такую способность дошкольников целесообразно также использовать и в занятиях с целью ведения органи­зованного разговора опосредованно, через игрушку. Этот прием оживляет занятие, побуждает робких детей вклю­читься в занятие, вызывает положительные эмоции, повы­шает речевую активность.

Для детей данного возраста характерна склонность к под­ражанию. В старших группах эта способность несколько осла­бевает. Дети подражают взрослым во всем: в манере стоять, садиться, выполнять действия с предметами и говорить. Копи­руя взрослых, они могут дословно повторить не только некото­рые их реплики, но и их интонацию, жесты, мимику и другие проявления в момент совершения речевого акта. Склонность детей к подражанию необходимо рассматривать положительно и использовать как прием в коррекционных целях. Копируя логопеда, дети строят высказывание с соблюдением пауз, уда­рений, силы голоса, эмоциональной окраски. Это помогает разнообразить самостоятельную речь детей на занятии, воспи­тывать выразительность и внимание к содержанию и оформ­лению как отдельных ответов, так и речи в целом.

У детей средней группы в норме, а также и у заикающих­ся имеется возрастная несформированность речи: наруше­ния в произношении звуков, несовершенство лексико-грам-матической стороны. Многие заикающиеся дети еще не осознают необходимости устранения неправильного произ­ношения, с трудом выполняют подготовительные упражне­ния, «выражают протест» при попытке логопеда осмотреть артикуляционный аппарат, применить зонд для вызывания звука. Поэтому работу по формированию правильного звуко-произношения целесообразно проводить не в начале учебно­го года, а несколько позже (примерно со второго периода) и не со всеми детьми, а лишь с теми, кто способен осознанно относиться к этому виду работы. Постепенно в течение года в работу включаются и остальные сверстники.

Указанные особенности дошкольников данной катего­рии определяют задачи специального обучения, методы и приемы коррекционно-развивающего воздействия.

В процессе специального обучения осуществляется по­степенное овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания речью. Самостоятельная речь без заикания дости­гается благодаря системе упражнений, предусматриваю­щих воспитание регуляторных механизмов и формирова­ние навыков пользования детьми доступными формами самостоятельной ситуативной речи с последующим их усложнением и переходом к речи контекстной.

Речевые упражнения с этой целью проводятся в специаль­но организованных условиях общения по поводу непосредст­венно наблюдаемых предметов и действий с ними. В начале обучения допускается только организованная речь, т. е. ак­тивная самостоятельная речь детей побуждается, направляет­ся и регулируется вопросами и указаниями логопеда или вос­питателя. Важнейшими условиями речевого общения без заикания на начальных этапах обучения являются: наглядная опора (которая используется не одинаково на разных этапах обучения), строгое соблюдение системы вопросов, задаваемых детям, разные требования к ответам детей в зависимости от этапа обучения и индивидуальных речевых возможностей. В процессе коррекционного обучения осуществляется посте­пенное и посильное усложнение форм речи за счет сокраще­ния наглядной опоры. Усложнение навыков пользования самостоятельной речью предполагает также постепенно подго­товленный переход от кратких к развернутым фразовым отве­там, а затем к самостоятельным рассказам как по наглядной опоре, так и без нее, по представлению.

В ходе коррекционных занятий, наряду с навыками диалогической речи, дети приобретают навыки пользова­ния и монологической речью, причем переход к новым формам общения поначалу сочетается с усвоенными ранее. Дети пользуются диалогической и монологической речью в зависимости от требований логопеда, учитывающего инди­видуальные возможности каждого ребенка. На занятиях очень важно воспитывать и поддерживать у детей интерес к диалогической и монологической речи в нормальном темпе.

Овладению детьми самостоятельной речью без заикания способствуют специфические формы словарной работы, ра­боты над фразой и рассказом.

Словарная работа состоит не только в уточнении, расшире­нии и активизации словаря, как это принято в массовом дет­ском саду, но и в гибком его использовании в специально ор­ганизованных разговорных ситуациях. Большое значение в разговорной речи придается упражнению заикающихся в под­боре разных слов для ответа на один вопрос. Вариативность ответов обеспечивает самостоятельность детских высказыва­ний, что крайне важно развивать с самого начала обучения.

Работа над фразой предполагает постепенное формиро­вание точного по смыслу ответа в соответствии с заданным вопросом, преодоление вербализма, выработку логичности построения речи, соблюдение объема, правильного порядка слов в предложении, вариативность его построения. Меха­ническое повторение речевых штампов недопустимо, оно может принести только вред.

Обучение рассказыванию состоит в формировании умения последовательно и логично излагать свои мысли, рассказывать понятно для окружающих, передавать основное содержание кратко или развернуто, рассказывать точно, разнообразно, вы­разительно, меняя интонации в соответствии с содержанием.

Важное значение при устранении заикания имеет объем речевой практики. Задача логопеда и воспитателей состоит в том, чтобы постепенно повышать речевую активность детей от занятия к занятию, а для этого необходимо воспитывать у заи­кающихся внимание и интерес к речи. Логопед и воспитатель должны находить специальные приемы, способствующие по­вышению у детей интереса к речевым упражнениям.

В начале учебного года речевая практика детей еще не­велика. Это объясняется тем, что логопед задает индивиду­альный вопрос каждому ребенку, а дети отвечают только одним словом. С переходом к фразовым ответам возрастает речевая активность: варианты фразовых ответов на один вопрос логопеда еще больше увеличивают речевую практи­ку заикающихся. Переход к рассказу создает возможность дальнейшего увеличения объема речи. На занятиях по всем разделам программы как логопеду, так и воспитателю необходимо широко применять разнообразные приемы, обеспечивающие максимальную речевую практику детей и проводить занятия с учетом индивидуальных речевых воз­можностей каждого ребенка.

Наряду с ежедневными логопедическими занятиями следу­ет использовать дидактические игры, все занятия воспитате­лей, режимные моменты, вечера досуга: детский театр (ку­кольный, теневой, плоскостной), фланелеграф, «немое кино». Для закрепления правильной речи воспитатели эту работу проводят начиная со второго периода. Благоприятной основой для этого являются навыки детей, усвоенные на логопедиче­ских занятиях на предыдущем этапе обучения. Руководя ре­жимными процессами, воспитатель должен найти повод для упражнения детей в кратких и развернутых ответах, сначала констатирующего характера, а затем общего и отвлеченного.

Коррекционно-развивающая работа с заикающимися до­школьниками включает воспитание у них общего и речевого поведения: умение управлять собой, строго выполнять уста­новленные на занятиях правила, сдерживать эмоциональное возбуждение, когда это необходимо, спокойно вести себя в новой обстановке, в присутствии незнакомых или малозна­комых людей. Особое значение придается воспитанию навы­ков речевого поведения: умению внимательно выслушать со­беседника, вовремя включиться в разговор, не перебивать взрослых и своих товарищей во время разговора, перестраи­ваться в соответствии с реакцией собеседника, при желании высказаться, поднимать руку и терпеливо ждать, когда спросят, и т. д. Наряду с воспитанием общего и речевого по­ведения осуществляется развитие произвольного внимания детей: способности к переключению с одного вида деятель­ности на другой, запоминание определенного объема зада­ния и последовательности его выполнения, своевременности включения в работу, нормального темпа деятельности.

Коррекционно-развивающая работа оказывает большое влияние на нормализацию речи и содействует в дальней­шем стойкости ее исправления.

Наши рекомендации