Психология и педагогика в жизни семьи

Психология семейной Жизнь большинства людей связана с обза-
жизни ведением семьей, жизнью в семье, а успех

— с успехом в ней. Институт семьи в об­ществе подвержен историческим переменам: брачно-семейные отношения практически превратились из экономического сою­за, которым они были еще лет 100 назад, в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и свободном выборе; все большее число женщин ходит на работу и наравне с мужем становится кормильцем семьи, что приводит к выравнива­нию положений мужчины и женщины, их бытовых обязанностей, делает женщину более независимой и самостоятельной. Ослабле­ние социальных, экономических, а также религиозных и правовых уз, связывающих прежде семью, повысило роль ее психологии.

Психология семьи — это главным образом психологическая ат­мосфера, взаимоотношения, взаимодействия в ней в процессе жизни, базирующиеся на любви, взаимопонимании, взаимоуваже­нии, заботливых отношениях мужа и жены друг к другу и детям.

К основным относятся функции семьи: духовного и сексуаль­ного удовлетворения, экономически-бытовая, репродуктивная (продолжения рода), воспитательная.

■• 7. Психология и педагогика жизни в современном обществе 235

Психологическую основу семьи составляет любовь — между ро-дителями, родителями и детьми. Это не та любовь, про которую на западный манер говорят: «займемся любовью». Слово любовь

вообще употребляется применительно не только к двум разно-полым людям, но и к взаимоотношениям родителей и детей,

отношению к Родине, профессии, увлечениям. То общее, что

относится ко всему кругу словоупотреблений этого слова, харак-

теризует морально-психологические отношения, а не какие-то

иные. Для российского менталитета, отечественной культуры —

нашей гордости — слово любовь обозначает возвышенное, мо­рально чистое и устойчивое чувство духовного слияния двух лю-

дей, страстной, непреодолимой взаимной привлекательности и притягательности их друг для друга, представление о единствен-

ности и неповторимости взаимного предназначения в жизни, высшего эмоционального наслаждения от обособления в пару, общения и интимных отношений. Гегель писал:

Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от созн а-ния самого себя, забыть себя в другом Я...'.

Любовь надо отличать от влюбленности — чувства, свойст-

венного юношеской пылкости, вспыхивающего быстро, но не-устойчивого, проходящего, безотчетного, основанного на внеш-них впечатлениях, без глубокого знания человека — объекта

любви. Оно не может быть надежной основой для вступления в семейную жизнь. Влюбленностей много, а любовь одна. Одна из влюбленностей может перерасти в любовь, но это требует про­верки временем.

Любовь как страсть, сильная эмоция в семейной жизни час­то с годами притупляется и это закономерно, но усиливаются и крепнут другие составляющие любви — духовная близость, при-знательность за испытанное счастье, внимание, заботу, совмест-ные годы прожитой счастливо жизни, привычка к поддержке

друг друга в трудностях, чувство долга и верности, любовь к де-тям и общая ответственность за их подготовку к самостоятель-ной жизни.

Гегель. Соч., т. XIII. - М., 1940. - С. 107.



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, обществ!

К положительным факторам, обусловливающим сохранение любви супругов друг к другу, прочность, нормальную психоло­гию семьи, выполнение ею своих функций, относятся:

• знакомство в ситуации работы или учебы;

• продолжительность добрачного знакомства, ухаживания (оптимально 1 — 1,5 года);

• умение оценивать достоинства будущего супруга не столь­ко по внешним данным, сколько по внутренним, психологиче­ским (не по поговорке: «Женятся, выходят замуж на личике, а живут с характером»);

• принятие брачного предложения после относительно не­продолжительного (до двух недель) обдумывания, а не сразу и не после длительных колебаний и сомнений;

• сопровождение регистрации брака обрядами (в том числе религиозными), ритуалами, торжеством;

• близость психологического развития личности супругов, их интеллекта, образованности, культурности, взглядов на жизнь, жизненных ценностей;

• взаимопонимание и терпимость к отдельным, восприни­маемым как раздражающие, особенностям друг друга;

• воздержание каждого из супругов от совершения поступ­ков, вызывающих недовольство, протест у другого;

• наличие в семье главы;

• совместное принятие важных семейных решений;

• равноправное распределение бытовых обязанностей, на­грузок, забот о детях;

• тактичность в семейном общении, сведение к минимуму обижающих супруга высказываний, принесение извинений, макси­мально частое высказывание одобрений, похвал, признание удач, достоинств супруга и вообще добрых слов по любым поводам;

• совместное проведение супругами досуга, его разнообра­зие, частое проведение времени за пределами квартиры с осво­бождением от обременительных и надоедающих бытовых забот: посещение знакомых, театров, выставок, музеев, массовых меро­приятий в городе и на работе, спортивных соревнований, турпо­ходы, путешествия, проведение отпуска с выездами на море, в пансионаты, санатории и пр.;

• наличие в семье двух и более детей;

I 7. Психология и педагогика жизни в современном обществе 237

• периодические непродолжительные расставания (до одного
месяца в году), связанные со служебными командировками, вы-
ездами на лечение, к родителям;

• отсутствие значительных материальных трудностей;

• религиозность супругов.

К распространенным отрицательным факторам, влияющим

на психологическое благополучие семьи и ее прочность, отно-

сятся:

• особенности жизни будущих супругов до их знакомства:
раннее начато и неразборчивость в половой жизни, раннее не­
вступление пресыщенности от удовольствий, систематическое

употребление алкоголя и, хотя бы периодическое, — наркотиков. негативные отношения в родительской семье, ее однодетность, неполнота, привычка к неуважению родителей;

• ранний (до 22 лет) или поздний (старше 32 лет) возраст
при вступлении в брак;

• брак по расчету, без любви, по легкомыслию;

• разведенность одного из супругов и наличие детей от пер-вого брака;

• отрицательное отношение родителей (особенно матерей) к браку;

• возрастное, образовательное, социальное превосходство
жены над мужем;

• маскулинность (мужеподобные качества) жены или феми-
нистичность (женоподобные качества) мужа. Говорят, что жен-
щина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как
женоподобный мужчина;

« непонимание особенностей мужской и женской психоло­гии, стремление супругов строить семейную жизнь по-своему; • низкий уровень интеллекта, здравого смысла и культуры поведения одного из супругов; • сексуальная неудовлетворенность; • супружеская неверность;

• большие материальные и жилишные трудности;

• алкоголизм или наркомания одного или обоих супругов;

• принадлежность одного из супругов к религиозной секте.
Л.Н. Толстой, правда, говорил, что все счастливые семьи по-

хожи друг на друга, а каждая неблагополучная семья несчастна

•238 Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

по-своему. Причин плохого состояния психологии семьи может быть много.

Перечисленные выше факторы обнаруживают свою роль статистически и в комплексе. В жизни конкретной семьи от­дельные из них могут и не проявиться, быть компенсированы другими, а иногда даже поменять знак. Тем не менее с ними надо считаться.

Неблагоприятная психология семьи выступает главной при­чиной разводов. Решение о разводе должно приниматься не по­спешно, а ответственно, взвешенно, с полным пониманием всех последствий, когда иного выхода действительно чет, с тщатель­ным продумыванием способов уменьшения негативных послед­ствий, особенно для детей. Тенденция увеличения числа разво­дов, обозначившаяся в конце XX в., обусловлена во многом плохой психологической и педагогической подготовленностью к семейной жизни вступающих в брак.

Педагогика в жизни Жизнь семьи обременяет супругов обиль-
семьи ными заботами, обычно неведомыми по

имеющемуся у них опыту, далеко не всегда приятными. Она обнажает степень подготовленности к семей­ной жизни каждого из супругов. Сказывается образованность супругов, воспитанность, способность обеспечивать материаль­ный достаток, умение готовить пишу, решать квартирные во­просы, поддерживать чистоту и эстетику жилища и пр. С года­ми, появлением детей, их превращением в подростков, юношей и девушек число забот, их сложность нарастают, как и требова­ния к родителям. Семья — это важная сфера самореализации и самоутверждения личности в социальных ролях супруга, мужа, жены, отца, матери, свекрови, теши, невестки и др. Она предъ­являет новые, повышенные требования к супругам и обязывает к самосовершенствованию. Счастливая семья и успешное вос­питание детей без него — утопия. Человек не может оставаться таким же, как до вступления в брак или в начале семейной жизни.

В педагогическом плане нужно, во-первых, педагогическое самосовершенствование супругов. Семейная жизнь требует, чтобы супруги более серьезно, чем прежде, оценили себя с педагогиче­ских позиций и занялись собой: по-новому осмыслили свою жизнь, приобрели не формальные, а «рабочие» знания о семей-

7. Психология и педагогика жизни в современном обществе



ной жизни, особые умения, навыки и привычки; занялись спе­циальным самовоспитанием (выработкой, коррекцией качеств, требующихся для выполнения новых социальных ролей, отказа от ряда привычек); повышали свой профессионализм для дос­тижения успехов в сфере труда и увеличения доходов для улуч­шения жизни семьи.

Специальная область совершенствования супругов — улуч­шение подготовленности к роли родителя-педагога. Готовясь и становясь родителями, сталкиваясь с трудностями работы с детьми, надо изучать рекомендации науки и опытных семейных педагогов и психологов, создать свою библиотечку педагогиче­ской литературы, подписаться на педагогические журналы, на­ведываться в педагогические библиотеки, пройти обучение на специальных курсах, посещать мероприятия по педагогическому просвещению родителей, родительские собрания в школах.

Во-вторых, семейная жизнь предъявляет требования к педа­гогическому поведению родителей супругов.Особенно велики они, когда молодые супруги проживают под одной крышей с родите­лями (так называемый сложный, расширенный тип семьи). Как старшие, умудренные жизнью вообще и семейной, в частности, родители призваны передать свой опыт молодым. Делать это на­до очень деликатно, тактично, не навязчиво, ибо нередко это наталкивается на стремление молодых к полной самостоятель­ности. Но и молодым следует серьезно относиться к советам старших, а не отвергать их на корню. Опыт жизни, мудрость — вообще неоценимое, уникальное приобретение человека. Всякие умозрительные знания много беднее выношенных в радостях и тяготах семейной жизни. .

Ответственны и требования к педагогически корректному по­ведению родителей супругов в качестве дедушек и бабушек. Они нередко становятся практически «домашними гувернерами», основными воспитателями малышей в дошкольном и раннем школьном возрасте и делают это часто лучше, чем родители. Но бывает, что чрезмерная любовь к внукам деформирует их воспи­тательные влияния, приводит к развитию избалованности ма­лышей. Кроме того, одного личного опыта все же мало. Умест­но в ожидании появления внуков заняться изучением научной литературы по вопросам воспитания детей. При наличии опыта прочитанное будет восприниматься по-новому. Во многих зару-

•240 Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

бежных странах распространены специальные (нередко плат­ные) курсы для пенсионеров, дедушек и бабушек, которые по­могают им в организации содержательной и интересной жизни в преклонном возрасте, обучают доступным и посильным заня­тиям (рукоделию, коллекционированию, консультированию, выращиванию цветов или овощей, дизайну и др.), в том числе и воспитанию внуков.

В-третьих, традиционное и центральное направление семей­ной жизни -- семейная педагогика, практика педагогической ра­боты с детьми. Родители обязаны отчетливо и глубоко осозна­вать свою ответственность перед детьми и обществом за то, ка­кого человека они вырастили, насколько он будет подготовлен к достижению успехов в жизни. Они обязаны лично, постоянно, упорно, терпеливо, педагогически компетентно (сведя к мини­муму возможные просчеты и неудачи, которые потом исправить будет очень трудно, а иногда и невозможно) заниматься всесто­ронним формированием личности ребенка, обучая, воспитывая и развивая его, готовя его к самостоятельной взрослой успешной жизни. Это их главная психолого-педагогическая ответствен­ность. Начинать вдумчивое и осмысленное формирование надо как можно раньше. А.С. Макаренко рассказывал, как к нему па консультацию пришла молодая мать и спросила, когда ей начи­нать воспитывать ребенка. Он задал ответный вопрос: «А какой у него возраст?». Она: «Ему шесть месяцев». Он: «Так Вы уже опоздали на шесть месяцев».

В гл. 4 отмечена важность психологического развития ма­лыша, которое он получает в первые годы жизни. В это время появляются задатки многих важных качеств под влиянием именно родителей, особенно матери. Даже капризность младен­ца, если она не порождена какими-то заболеваниями, неуступ­чивость родителям чаще всего — продукт опыта его общения с ними. Ребенок плачет, кричит, визжит, разбрасывает все, не­осознанно добиваясь от родителей своего, и если родители при этом всегда уступают, ублажая капризничающего, то иного ре­зультата просто не будет. Родители обязаны проявлять психо­логическую и педагогическую гибкость, находчивость, умение временно переключить внимание ребенка на что-то другое. Им нужна не меньшая мудрость, чем для управления государством, — гласит одна из поговорок.

■7. Психология и педагогика жизни в современном обществе 241

При воспитании ребенка играет роль буквально все. Оши­бочно думать, что дадут результат только слова о правильном поведении или наказания. Решающую роль всегда играют дета-

лижизни семьи, пример родителей во всем. быт. привычки, от-

ношения между супругами и их к детям, выполнение ребенком посильных обязанностей и поручений, приучение к аккуратно­сти, чистоте, культуре общения, поведение за столом и т.п.

Воспитание ребенка — забота в равной степени и матери, и отца. Они оба равно незаменимы в своеобразном влиянии на ребенка и дополняют друг друга. «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы», — писал Н.М. Карамзин. О. Бальзак дополнял его: «Будущее нации — в руках матерей». Нужны единство и согласованность педагогических воздейст-вийвсех взрослых членов семьи. Трудно придумать что то худ-шее,чем разногласия: отец что-то разрешает, а мать запрещает, и наоборот.

Воспитывает подлинная любовь к ребенку, уважение лич-ногодостоинства, зародыш которого есть уже у начавшего толь­ко что ходить.

Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционал ь-но любви к ним,

— этот вывод принадлежит классику педагогики И. Песталоцци.

Любовь должна быть не слепой, все допускающей и все про-щающей. Нужна «требовательная педагогика ласковой матери»,

Психология и педагогика в жизни семьи - student2.ru

как выражается народный учитель, писатель и ученый из Чува­шии Г.Н. Волков.

Выдающийся польский педагог Януш

Корчак отстаивал идею о том, что ребенок —

небудущий человек, а уже человек, детство и

юность — не ожидание взрослости, а полно-

ценный период жизни. Правильно, когда ро-дители строят отношения с ребенком не с

позиций начальника или собственника и не

как с куклой, а как максимально близкие,
доброжелательные, как отношения теплоты,
радости, сотрудничества, доверия. Мать Я. Корчак

должна стремиться стать подругой дочери, а (1878—1942)

отец— товарищем сыну. С раннего детства полезны разговоры

242 Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

«по взрослому», взаимные обсуждения, совместные игры и дела уроки великодушия и справедливости, добрые советы и приуче­ние к самостоятельности, обоснованному выбору и правилу от­вечать за него и его последствия.

Развитию ребенка способствует радость постоянной двига­тельной активности, разнообразие игр, увлечений и контактов с жизнью, посильное физическое, познавательное и трудовое на­пряжение, радость постижения мира и преодоленных трудно­стей. Обеспечение разнообразия — одна из важных задач работы родителей.

С раннего возраста, когда ребенок начинает понимать речь, его следует приучать к обязанностям, помощи родителям, труду. Начинать с мелочей (относить свою посуду, поливать цветок, помогать убирать постель, класть свои игрушки на место и др.), представляя их как вид игры. Начинать с эмоциональных, под­вижных, очень коротких дел, с частыми переключениями, а с годами реализовать линию на выполнение более сложных, тре­бующих внимания, размышлений, усидчивости, настойчивости, приучать постепенно делать не только то, что нравится, достав­ляет удовольствие, но и по мотиву «обязан, должен».

При возникновении у ребенка недостатков правильнее не столько «пресекать» их, сколько опираться на сильные качества, пробуждать и усиливать иные интересы, увлечения, радости, которые сами приведут к ослаблению и исчезновению недостат­ков. И. Кант писал:

Никого нельзя сделать лучше иначе, как через остаток того добра, который в нем имеется1.

Есть немало и других многократно проверенных жизнью и наукой положений семейной педагогики.

В-четвертых, — педагогика контроля и коррекции внесемейных влияний на детей. Начинать это направление работы надо рано, имея в виду возможные «дворовые» влияния, а также влияния телевидения, видеофильмов, компьютера, подключенного к ми­ровой информационной сети. Особенно нужна она после посту­пления ребенка в школу и по нарастающей — в дальнейшем.

1 Кант И. Соч. в 6 т. Т. 3. - М., 1964. - С.201.

7. Психология и педагогика жизни в современном обществе 243

Обязательно тесное сотрудничество родителей со школой. Им следует понимать, что их исключительное влияние на ребенка [заканчивается и это может содержать угрозу приложенным многолетним усилиям. Особую опасность представляет это в «переходном, трудном» возрасте 10—17 лет, возрасте анатомиче­ского, полового, психофизиологического созревания. В это вре­мя целесообразно стоить отношения с сыном, дочерью преиму­щественно «по взрослому», проявляя разумность, серьезность и решимость при первых же негативных проявлениях в их пове­дении.

Пятая группа педагогических явлений в семье и приложения положений научной педагогики — педагогика самоформирования детей. Стремление к подражанию, желание быть похожим на героев сказок, фильмов, отца, мать и других обнаруживается у ребенка уже с 2—5 лет. Оно резко возрастает в подростковом возрасте, приобретая черты определенной осмысленности, обоснованности и связываясь нередко с инициативным выпол­нением специальных упражнений (по развитию силы, выносли­вости, смелости, манер поведения, речи, походки, жестов и др.). Часто оно представляет слепое подражание, ложное представле­ние о достоинствах: за смелость принимается дерзость, за само­стоятельность — действия наперекор советам старших, за куль­туру — следование нормам «массовой культуры» или примеру развязного поведения ее идолов.

Родители поступят мудро, если будут предвидеть возмож­ность такого и, опережая события, проявят усилия к побужде­нию ребенка к осознанному самоформированию. Надо суметь за­интересовать его этим, убедительно раскрывать достоинства че­ловека, предопределяющие успех в жизни, возможности и спо­собы их приобретения и самооценки. Такое посильно родите­лям, знакомым с психологическими и педагогическими аспек­тами работы с детьми.

Психологические и В современном обществе получает разви-педагогические функ- тие слУжба семьи, призванная содейство-ции службы семьи вать благополучной семейной жизни. Она представляет собой сеть государственных, общественных и коммерческих организаций, оказывающих со­циальную, медицинскую, правовую, бытовую и иную помощь



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

семьям, в том числе психологическую и педагогическую. Выражает­ся это в следующем:

• организации знакомств одиноких людей, испытывающих трудности в создании семьи, в выборе супруга по психологиче­ским показаниям, психологической совместимости (служба зна­комств);

• подготовке к семейной жизни, встрече с ее реальностями, трудностями перехода от одинокой жизни к семейной, способами реализации супружеского долга, обязанностями мужа и жены, их ответственностью перед детьми, своими родителями, обществом;

• налаживании взаимоотношений в семье: между супругами, ими и их детьми, ими и их родителями;

• налаживании взаимоотношений семьи с другими семьями (например, соседями), разными организациями (муниципальными, жилищными, юридическими, торговыми и др.) и лицами;

• достижении высокой культуры семейной жизни, сохране­нии любви во все годы, способах установления и сохранения те­плого психологического климата в семье;

• осуществлении грамотной работы с детьми и преодолении возникающих в ходе ее трудностей;

• психо-сексуальном и медико-психологическом консульти­ровании;

• выполнении супругами своего долга перед престарелыми родителями;

• помощи родителям супругов в построении взаимоотноше­ний с зятем или невесткой, в выполнении обязанностей деда, бабушки;

• помощи вышедшим на пенсию, оставшимся одинокими престарелым в их адаптации к новым условиям жизни;

• разрешении возникающих внутри- и внесемейных проти­воречий и конфликтов;

• помощи семьям, имеющим детей с тяжелыми врожденны­ми дефектами или получившим тяжелые увечья;

• психотерапии расстройств, возникающих под влиянием трудностей семейной жизни;

• способах регулирования взаимоотношений и поведения при распаде семьи и минимизации психологического и педагоги­ческого урона детям;

7. Психология и педагогика жизни в современном обществе 245

• психологической помощи овдовевшим, потерявшим кор­мильца, ребенка.

Существующая сеть организаций службы семьи пока не ох­ватывает весь круг этих вопросов, но в перспективе ее развития скорее всего этот недостаток будет ликвидирован.

Наши рекомендации