У детей дошкольного возраста
Творческий отчёт
по теме:
«ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ»
Выполнила:
Зеркина Любовь Ивановна
воспитатель I категории,
запрашиваемая категория: высшая
Баймак – 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение….. ………………………………………………………………3
I. Аналитическая часть
I.1. Анализ результатов деятельности…………………………………...6
I.2. Анализ условий достижения результата педагогической деятельности ………………………...………………………………………… 14
II.1. Целеполагание………………………………..……………………. .30
II.2.Прогнозирование результатов ……………………...……………… 31
III.Заключение………………………………………………………..…...32
IV.Список литературы……………………………………………………34
Приложение
Введение
Актуальность: Детский церебральный паралич за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевого недоразвития, нарушения слуха, зрения. Важность этой проблемы определяется увеличивающейся распространенностью и социальной значимостью заболевания. Особенно актуальной эта проблема становится в связи с необходимостью создания специальных условий обучения детей с ДЦП.
Во всестороннем развитии дошкольников, страдающих церебральными параличами, важное место принадлежит развитию их познавательной сферы. В связи с этим, особое значение приобретают игровые формы обучения и развития детей. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно с помощью игровых методов можно повысить эффективность развития познавательной сферы у дошкольников с ДЦП, так как игры активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.
Проблемам развития познавательной сферы у детей с ДЦП уделяли свое внимание такие педагоги и психологи, как М.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, Н.Г. Кононова, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, И.А. Смирнова, Л.М. Шипицына. В их работах были изучены нарушения познавательной сферы детей с ДЦП, выделены основные педагогические условия совершенствования учебного процесса, направленного на повышение качества умственного воспитания. Технология игровой терапии и роль игр в умственном развитии детей рассматривалась в трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Б.М. Коган, С.Л. Новоселовой, А.И. Сорокиной, Е.В. Фадеевой, Д.Б. Эльконина и многих других, а особенности использования игровых форм в воспитании и развитии детей с детским церебральным параличом учеными не изучены.
Учитывая, что ребенок с ДЦП характеризуется тяжелыми нарушениями двигательной функции, нарушениями сенсорной и зрительной сферы, ему требуются особые условия обучения и воспитания, индивидуальный подход. Но в системе образования сложилась ситуация, при которой детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата не создаются полноценные условия обучения и воспитания, нет практических рекомендаций, технологий, программ обучения, воспитания и развития детей с данным видом нарушений. В связи с этим остаются актуальными противоречия:
- между необходимостью создания специальных условий умственного развития детей с ДЦП и недостаточной разработанностью содержания программ по развитию познавательной сферы детей, учитывающих «зону ближайшего развития» дошкольников и особенности их психофизического состояния;
- между необходимостью развития познавательной сферы у детей методами игротерапии и недостаточным уровнем сформированности умений и навыков игровой деятельности у дошкольников с ДЦП.
Проблема исследования состоит в поиске средств развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с детскими церебральными параличами.
Актуальность этой проблемы, недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы нашего исследования: «Игротерапия как средство развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ДЦП».
Объектом исследования является процесс развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ДЦП.
Предмет исследования: игротерапия как средство развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ДЦП.
Цель исследования: дать психолого-педагогическое обоснование игротерапии как средству развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с церебральными параличами.
Гипотеза: Эффективность развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ДЦП будет зависеть:
o от целенаправленного использования системы форм и методов игротерапии, реализация которой будет обеспечивать развитие всех психических процессов;
o от обеспечения психолого-педагогической поддержки индивидуальных интересов детей;
o от учета особенностей двигательных и психических нарушений;
o от обеспечения «ситуации успеха»;
o от создания особой развивающей образовательной среды.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме поиска средств игротерапии, обеспечивающих развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
2. Выявить особенности развития познавательной сферы и игровой деятельности детей дошкольного возраста с церебральным параличом.
3. Провести психолого-педагогическое изучение особенностей познавательной сферы у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
4. Разработать игротеку и рекомендации по игротерапевтическому сопровождению развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; сравнение; классификация; обобщение.
- эмпирические методы: наблюдение; беседа; изучение передового педагогического опыта, диагностическое обследование; изучение результатов деятельности воспитанников.
Научная новизна исследования:
· определены и обоснованы принципы игрового взаимодействия детей с церебральным параличом;
· раскрыта динамика развития игровой деятельности детей с ДЦП;
· обоснованы условия организации индивидуальных и групповых игровых занятий при работе с детьми с ДЦП;
· выявлены правила подбора диагностического материала, процедуры психолого-педагогического обследования и критерии оценки уровня развития познавательной сферы.
I. Аналитическая часть
Игры с мячами и шариками
Особую роль в развитии мелкой моторики играют мячи и шарики. Регулярные игры и упражнения с мячами и шариками улучшают память, тренируют мозг ребенка, развивают координацию движений, ловкость рук, развивают логическое мышление.
Мячи детям предлагаются разные по величине, упругости. Самым большим мячом для развития мелкой моторики является такой, который ребенок сможет зажимать в кисти рук, самым маленьким – диаметром в один сантиметр. Коррекция мелкой моторики с помощью мяча и шарика необходимо начинать с детьми с ДЦП с первых занятий. Начинать нужно с тех предметов, с которыми ребенок справляется без помощи взрослого. Тогда у него появится интерес к выполняемому заданию, которое впоследствии можно будет усложнить. Например, в игре с шариками подбирать их с таким расчетом, чтобы ребенок мог свободно удерживать шарики и в одной, и в другой руке. Если пальцы плохо сгибаются, предмет, естественно, должен быть побольше. Задания:
1. Брать мяч с пола, стола.
2. Сжимание и разжимание мяча поочередно в каждой руке.
3. Удары мячом об пол.
4. Подбрасывание мяча вверх.
5. Переносить мяч из одной руки в другую, сжимая его.
6. Передавать мяч за спину, за голову, под коленом.
7. Ударить мячом об пол, чтобы он отлетел к стоящему напротив партнеру по игре.
8. Перебрасывать друг другу.
9. Прокатывать мяч по полу между кеглей, в ворота.
10. Попасть мячом в определенное место, ударить об стену.
11. Удерживать мяч большим и указательным пальцами, большим и средним и так далее.
С каждым новым занятием шарики детям предлагаются все меньше и меньше по размеру. С небольшими и совсем маленькими шариками можно выполнять различные упражнения: перекладывать их из одной посуды в другую, выбирать шарик определенного размера или цвета. В процессе таких заданий-игр можно добиться не только развития мелкой моторики, но и активности, самостоятельности, внимания.
Игры-шнуровки
Сложным заданием для детей с церебральным параличом являются игры-шнуровки. Вначале необходимо детей познакомить со всеми предметами; показать, как нужно просунуть шнурок в отверстие, как сделать стежок, как вынуть шнурок из отверстия. Отверстия должны быть большими, а кончики шнурка плотными.
Шнуровка способствует развитию у ребенка мелкой моторики руки, уточнения движения пальцев, концентрации внимания, развитию точности глазомера, координации движений и последовательности действий. В этих играх особое место отводится развитию творческих способностей ребенка.
Шнуровка знакомит ребенка со следующими понятиями:
- величина (размер, длина, высота, толщина);
- количество и счет (количественные и порядковые числительные, числовой ряд);
- состав числа (от 2 до 10);
- шнуровка (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- описание предметов, антонимы.
Ребенок научится:
o распределять фигурки по соответствующим ячейкам;
o обводить контуры (с помощью вкладышей Монтессори);
o использовать воображение (дорисовка необходимых деталей, создание своих образов);
o ориентироваться на плоскости листа (определение местоположения предмета, определения предмета по описанию его расположения);
o конструировать (составление фигурок из нескольких деталей);
o «работать» с цветом (чередование цветов, насыщенность, получение цвета).
Игры-мозаики
Игры-мозаики, изготовленные из разного материала, развивают внимание, память и мышление ребенка, способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук. С помощью этих игр можно провести интересные соревнования, конкурсы. Игры-мозаики можно проводить под спокойную мелодичную музыку.
Помимо этого дошкольникам с ДЦП можно предложить манипуляции с художественными рамками, трафаретами. Это не только развивает мелкую моторику, но также память, внимание, речь, оптико-пространственное мышление, умение ориентироваться в пространстве, обводить вкладыши по контуру, раскрашивать полученную фигуру, умение придумывать рассказы. В процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложные задания на несколько простых.
Лепка
Большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики имеет лепка.Она необходима для развития у детей с ДЦП сенсорных и пространственных ощущений, восприятия.
Игры с мелкими предметами
Игры с мелкими предметами помогают снизить возбудимость, суетливость и раздражительность, развивают внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве, мышление, воображение. Постепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребенок, можно добиться большей точности движений, улучшения координации движений пальцев через задания.
Игры и упражнения с крупами
Игры и упражнения с крупами прекрасно развивают не только мелкую моторику ребенка с ДЦП, но и тактильные ощущения. Благодаря специально подобранным стихотворениям ребенок включится в игру и эмоционально.
Игры на развитие мышления
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, классификации, анализа и синтеза.
Кто что любит? Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".
Назови одним словом. Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты.
Для детей с ДЦП с сохранным интеллектом можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...
Классификация. Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, то есть подходящие с подходящими.
Найди лишнюю картинку. Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая – лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
Найди лишнее слово. Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Отвечай быстро. Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.
Упражнения и игры на развитие гибкости ума и словарного запаса
Цель: развитие способности быстро устанавливать разнообразные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.
Поиск предметов по заданным признакам. Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие: слова, обозначающие деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты; слова, относящиеся к спорту; слова, обозначающие зверей, домашних животных; наземный транспорт, воздушный транспорт.
Говори наоборот. Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой – маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий.
Бывает – не бывает. Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные; мышка ловит кошку; мама моет посуду.
Отгадай. Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.
Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
Сравнение предметов (понятий). Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок с ДЦП 6-7 лет с сохранным интеллектом должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
Угадай по описанию.Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
Разложи по порядку. Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.
Нелепицы. Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.
Игры на развитие памяти
Цель: Развитие памяти, наблюдательности.
Что исчезло? На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.
Художник. Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.
Игры в слова
1 вариант. Играющие становятся по кругу. В центре его – ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч любому участнику игры и громко говорит часть какого-нибудь слова. Играющий, которому брошен мяч, должен поймать его и немедленно закончить слово.
2 вариант. Играющие образуют круг, ведущий – в центре круга. Он бросает кому-либо мяч и называет первую букву алфавита. Возвращая мяч, играющий называет вторую букву. Потом ведущий называет третью букву, а поймавший мяч – четвертую и так далее. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко.
3 вариант. Среди играющих распределяются буквы алфавита. Если играющих немного, то каждый получает по нескольку букв. Ведущий предлагает составить слова, предложения. Каждый играющий по ходу игры хлопает в ладоши за свою букву. После окончания слова все играющие хлопают дважды. В конце составленного предложения все хлопают в ладоши трижды.
Слова на заданные буквы. Ведущий бросает игральную кость и следит за тем, какое выпало число. Например, выпало 3. Тогда он считает "Один, два, три", объявляет тему, предположим, "Животный мир". Участник игры, на которого покажет ведущий, должен назвать три слова, относящиеся к этой теме и начинающиеся на о, д, т, например, олень, дикобраз, тигр. Затем ведущий снова бросает кубик. Допустим, выпало число 5. Ведущий считает до пяти и называет другую тему: "Географические названия". Играющий, на которого показал ведущий, называет пять слов на буквы о, д, т, ч, п. Тот, кто не сумеет правильно ответить, становится ведущим.
Перечень дидактических пособий и оборудования игротеки:
o Наборы круп (горох, фасоль, манка, гречневая крупа, рис),
o Мячи (разного диаметра и фактуры, разной упругости),
o Кубики (разные по величине, цвету),
o Тесьма, нитки, ленты, веревки (небольшими отрезками и в катушках),
o Спички, счетные палочки,
o Пуговки, крючки, замки, прищепки,
o Бусинки (разные по величине, цвету), четки,
o Кусочки материи (разные по форме, величине, цвету),
o Геометрические фигуры,
o Буквы (разные по величине, цвету, толщине, фактуре),
o Наборы предметов и игрушек,
o Разрезные картинки,
o Баночки (с горохом, фасолью, бусинками, пуговками),
o Мешочки или рукавички с камушками (для массажа рук),
o Трафареты, рамки,
o Объемные игрушки,
o Матрешки, солдатики, елочки, грибочки (разные по высоте, количеству),
o Игрушки для шнурования,
o Мозаика (раздаточный материал).
II. Целеполагание
Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто невообразимое в реальной жизни в поддающиеся контролю ситуации.
Г.Л. Лэндрет, Игровая терапия.
В связи с актуальностью проблемы интеграции детей с нарушениями в развитии в общество здоровых сверстников очень важной является проблема эффективной и целенаправленной подготовки детей с ДЦП к обучению в школе. Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с ДЦП ведет к формированию произвольного поведения как важнейшего компонента готовности к школьному обучению.
Поэтому дальнейшей цельюнашей работы является исследование влияния сюжетно-ролевой игры на развитие произвольного поведения детей как компонента готовности к школьному обучению.
Задачи исследования:
. Выявить особенности и уровни развития произвольного поведения у дошкольников с ДЦП посредством диагностики.
. Разработать и реализовать систему занятий сюжетно-ролевой игрой, обеспечивающую развитие произвольного поведения как компонента готовности к школьному обучению детей с отклонениями в развитии.
. Создать условия для развития (возникновения) сюжетно-ролевой игры (предоставить детям опыт сюжетно-ролевой игры).
. Выявить уровни развития произвольного поведения у детей с помощью вторичной диагностики.
Объект исследования: процесс формирования произвольного поведения как компонента школьной готовности у детей с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: педагогические условия (система занятий сюжетно-ролевой игрой), формирующие произвольное поведение у детей с ДЦП как одну из основных компонентов подготовки детей к школе.
Прогнозирование результатов:
-Умение осуществлять игровые действия с сюжетными игрушками и предметами-заменителями;
- Умение использовать в игре вербальные и невербальные средства привлечения внимания партнеров по игре;
- Умение выполнять последовательную цепочку игровых действий, связанных по смыслу;
-Умение принимать и словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия;
-Умение развертывать элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.
-Умение выстраивать новые последовательности событий ориентируясь на партнеров-сверстников;
- Умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать ее для партнеров в процессе игры.
Заключение.
Наше исследование «Игротерапия как средство развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ДЦП» предназначена для работы с детьми в возрасте от 4 до 7 лет, имеющими диагноз «Детский церебральный паралич». Работа рассчитана на двухлетний срок обучения и воспитания детей, не имеющих олигофрении в степени имбецильности и идиотии, которые ходят самостоятельно или с помощью различных приспособлений, могут себя обслуживать.
Первый год обучения- развитие игровой деятельности: массаж (самомассаж), пальчиковые игры, игры с мячами и шариками, коррекционно - развивающие игры и упражнения, близкие к жизненным ситуациям, игры-шнуровки, игры-мозаики, игры с различными мелкими предметами, игры и упражнения с крупами, речевые игры и упражнения с предметами, игры на координацию движений, лепка.
Второй год обучения - развитие познавательной сферы: игры и упражнения, связанные с определением цвета и формы, игры на развитие мышления, упражнения и игры на развитие гибкости ума и словарного запаса, игры на развитие памяти, игры на развитие зрительного, слухового и моторно-двигательного внимания.
После кропотливой работы результатом обучения можно считать то, что дети с ДЦП в моей группе:
- по мере двигательной возможности, владеют предметными и орудийными действиями, выполняют практическое действие;
- стараются вовлекать в игру предметы, замещающие натуральные предметы и игрушки, которых называют в соответствии с их игровым назначением;
- у детей появились действия с воображаемым объектом;
- умеют оценивать свои действия, контролировать их и направлять, подчиняя оценке взрослого;
- умеют выполнять по мере возможности игровые действия по словесной инструкции.
Таким образом, я считаю что особое значение в психокоррекции детей с ДЦП имеют игровые методы. Основными направлениями проекта игротерапевтического сопровождения являются привитие интереса к игрушкам и выполнение простейших действий с ними, ориентировка в быту и активная познавательная деятельность.
Основные условия, формы и методы игротерапии, от которых будет зависеть успешность развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ДЦП:
- условия организации индивидуальных и групповых игровых занятий при работе с детьми с ДЦП: активизация интереса к игре и создание атмосферы взаимной заинтересованности в творческих и игровых достижениях каждого ребенка с ДЦП, индивидуальный подход к каждому играющему, создание «ситуации успеха»;
- методы игротерапии включают приемы телесно-ориентированной психотехники, органично сочетающие подвижные игры и упражнения и три эмоциональных компонента – музыку, слово взрослого наставника и импровизацию самих детей.
- основные формы игротерапии: направленная (директивная) игротерапия – приемы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом, организованные сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, дидактические игры, игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры, псевдосюжетные игры, игры-загадки, игры-беседы, детский кукольный кружок и детский театр кукол, строительные игры, творческие познавательные игры, конкурсы и турниры (юных фантазеров, художников, скульпторов, рукодельниц); ненаправленная (недирективная) – игры, органично сочетающиеся с другими видами искусства: игры-танцы, игры-театрализации, музыкальная игровая импровизация.
Список литературы
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для
воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 320 с.
2. Жигорева М.В. Об особенностях логоритмики с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата // Коррекционная педагогика. 2006. № 1(11). – с. 48-54.
3. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.
4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.
5. Коноваленко С.В. Психокоррекционная работа по формированию конструктивной деятельности у детей с детским церебральным параличом // Коррекционная педагогика. 2008. № 2(26). – с. 49-62.
6. Кононова Н.Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки: пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 319 с.
7. Кроткова А.В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 304 с.
8. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 185 с.
9. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Современные проблемы организации обучения и воспитания детей с детским церебральным параличом // Коррекционная педагогика. 2008. № 3(21). – с. 5-14.
10. Лузанова С.В. Изучение особенностей мышления младших дошкольников с детским церебральным параличом // Коррекционная педагогика. 2008. № 3(27). – с. 62-64.
11. Максимова И.В. Особенности общения у старших дошкольников с ДЦП // Коррекционная педагогика. 2007. № 3(21). – с. 43-48.
12. Малашина Н.А. Использование игр и упражнений в развитии ручных умений у дошкольников с детским церебральным параличом (спастическая диплегия) // Коррекционная педагогика. 2007. № 5(23). – с. 55-62.
13. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Что является наиболее важным в воспитании в ребенка с детским церебральным параличом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 3. – с. 55-57.
14. Мастюкова Е.М., Переслени Л.И., Певзнер М.С. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом // Дефектология. 1988. №4.– с. 12-14.
15. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. – 4-е изд., стер. – М.: «Академия», 2007. – 480 с.
16. Павловская Н.Т. Психолого-педагогическая оценка развития познавательной сферы и речевой деятельности ребенка с детским церебральным параличом // Коррекционная педагогика. 2008. № 3(27). – с. 45.
17. Родак Е.В., Русецкая В.П. Обучение и воспитание в системе комплексной реабилитации детей с патологией центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата // Коррекционная педагогика. 2008. № 3(27). – с. 54-56.
18. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993. – 208 с.
19. Семенова К.А. От мечты – к реальности // Коррекционная педагогика. 2008. № 3(27). – с. 6-12.
20. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом: Руков. для врачей. Под ред. Маджидова Н.М. – Т.: Медицина, 1979. – 487 с.
21. Симонова Н.В. Динамика игровой деятельности у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. 1990. № 5. – с. 71-73.
22. Симонова Н.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности у детей с церебральным параличом //Дефектология. 1988. №4. – с. 75-77.
23. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 155 с.
24. Сорокина В.Т.А. Особенности коррекционной работы по формированию чувства ритма у дошкольников с церебральным параличом (спастическая диплегия) // Коррекционная педагогика. 2006. № 3(15). – с. 60-65.
25. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 с.
26. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е изд., стер. – М.: «Академия», 2005. – 400 с.
27. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.]; под ред. В.И. Лубовского. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
28. Титова О.В., Кареева В.И. К вопросу изучения представлений у старших дошкольников с детским церебральным параличом // Коррекционная педагогика. 2007. № 6(24). – с. 43-48.
29. Ткачева В.В. Рекомендации родителям, воспитывающим дошкольника с церебральным параличом // Коррекционная педагогика. 2006. № 1(11). – с. 60-76.
30. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. – М.: «Академия», 1996. - 304 с.
31. Филимонова О.Г., Урмина В.О. Взаимодействие дефектолога и логопеда в процессе организации коррекционно-развивающих занятий с детьми (на модели ДЦП) // Коррекционная педагогика. 2008. № 2(26). – с. 44-48.
32. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368 с.
Творческий отчёт
по теме:
«ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА