Тема 7. Технология воспитательной работы

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины (модуля) «Методика воспитательной работы» является формирование у будущих бакалавров профессионального обучения общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих овладение профессионально-педагогической деятельностью. Понимание значения, смыслов, ценности профессионально-педагогического знания в процессе овладения учебно-профессиональной деятельностью, освоение технологий воспитательного взаимодействия.

Задачи профессионально-педагогической деятельности в процессе подготовки бакалавров определены Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000.62 – Профессиональное обучение (по отраслям) – квалификация «бакалавр профессионального обучения»:

· планирование мероприятий по социальной профилактике в образовательных учреждениях НПО и СПО;

· организация и осуществление учебно-воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и ФГОС в образовательных учреждениях НПО и СПО;

· воспитание будущих рабочих (специалистов) на основе индивидуального подхода, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

· проектирование комплекса учебно-воспитательных целей, задач.

Воспитательная роль данной учебной дисциплины заключается в формировании мотивации студентов к будущей профессионально-педагогической деятельности.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Методика воспитательной работы» входит в структуру профессионального цикла Б.3 базовая (общепрофессиональная) часть.

Изучение дисциплины «Методика воспитательной работы» является логическим продолжением подготовки бакалавра и основывается на знаниях и умениях, сформированных в результате освоения таких учебных дисциплин, как «Введение в профессионально-педагогическую специальность», «Общая психология», «Философия и история образования», «Общая и профессиональная педагогика».

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами.

2.1. Из курса «Введение в профессионально-педагогическую специальность»:

Знания: осознает ключевые ценности профессионально-педагогической деятельности (демонстрирует глубокое знание всех ключевых ценностей профессии, проявляет понимание их смыслов и значений, свободно интерпретирует все ключевые ценности профессии).

Умения: анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности.

Владения: владеет нормами педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих (специалистов).

2.2. Из курса «Философия и история образования»:

Знания: роль и значение национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании.

Умения: использовать в педагогической деятельности концепции и модели образовательных систем мировой и отечественной педагогической практики.

Владения: способы освоения и передачи культурного опыта.

2.3. Из курса «Общая психология»:

Знания: современные тенденции развития психолого-педагогического знания; закономерности общения; современные психологические технологии.

Умения: анализ и оценка психологического состояния другого человека или группы.

Владения: владеет системой психологических средств (методов, форм, техник, и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психологическим состоянием в условиях общения.

2.4. Из курса «Общая и профессиональная педагогика»:

Знания: сущность, содержание и структуру образовательного процесса; теории целостного педагогического процесса и практику их реализации в учебных заведениях профессионального образования; актуальные проблемы учебно-воспитательной практики; основы проектирования педагогических ситуаций в учебно-воспитательном процессе учебных заведений профессионального образования;

Умения: определять и формулировать педагогические проблемы в виде целей и задач практической педагогической деятельности; использовать систему педагогических принципов для решения профессионально-педагогических задач.

Владения: приемами анализа педагогических ситуаций; приемами анализа компонентов целостного педагогического процесса; приемами целеполагания в профессионально-педагогической деятельности.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые дисциплиной «Методика воспитательной работы»: «Методика профессионального обучения»; «Педагогические технологии».

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Методика воспитательной работы» направлена на формирование следующих компетенций:

общекультурные компетенции:

· готов к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);

· владеет способами формирования идеологии, освоения и приумножения культуры у обучающихся ОУ НПО и СПО, оказание помощи в мировоззренческом самоопределении и становлении личности будущего рабочего (специалиста) (ОК-10);

профессиональные компетенции:

· способен организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и Федеральных государственных образовательных стандартов в ОУ НПО и СПО (ПК-3);

· готов к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности (ПК-6);

· готов к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ПК-7);

· готов к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9);

Знать:

основные понятия теории и методики воспитательной работы; сущность реформ Российского образования в области организации процессов воспитания и воспитательной работы; классические и современные концепции воспитательной системы образовательного учреждения и социума; основные принципы организации и этапы развития воспитательной системы; содержание, формы и методы воспитательной работы; технологии профессионально-педагогического общения, в том числе, конфликтного, для решения конкретных профессионально-педагогических задач; технологии воспитательного влияния и воспитательной деятельности, в том числе, современные технологии формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности.

Уметь:

применять теоретические знания в практике воспитательной работы; управлять воспитательным процессом; грамотно и технологично формулировать цель и задачи воспитательной работы; планировать воспитательную работу; проектировать программу воспитания класса, учебной группы, образовательного учреждения; методически грамотно подбирать и целесообразно применять методы, приемы, средства, формы и технологии воспитания; моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач; взаимодействовать со СМИ и общественностью в решении воспитательных задач; обобщать опыт работы, анализировать и прогнозировать воспитательную работу, составлять аналитические отчеты.

Владеть/ быть в состоянии продемонстрировать:

нормативно-правовой базой по вопросам организации и планирования воспитательной работы в образовательных учреждениях различного типа; методикой организации воспитательной работы классного руководителя, педагога-организатора, мастера производственного обучения, заместителя директора по воспитательной работе; методиками организации взаимодействия учащихся, педагогов, родителей; методиками диагностики, мониторинга, оценки, изучения эффективности и анализа результатов воспитательной деятельности; владеть способами формирования воспитательной идеологии образовательного учреждения и социума.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Для профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»,

профилизаций «Арт-дизайн», «Дизайн костюма», «Дизайн имиджа и стиля», «Дизайн интерьера», «Дизайн и компьютерная графика», «Искусствоведение»

Таблица 1

  Вид учебной работы Всего зачетных единиц/часов Семестр
5-й   6-й 5-й
Очная форма обучения Очная форма обучения (сокращен. срок)   Заочная форма обучения (полный срок) Заочная форма обучения (сокращен. срок)
Общая трудоемкость дисциплины 3/ 108 3/ 108 3/ 108 3/ 108
Аудиторные занятия  
лекции    
практические занятия    
семинарские занятия          
лабораторные работы          
другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа  
изучение теоретического курса    
курсовая работа          
домашние задания/ контрольная работа        
подготовка к экзамену          
Вид промежуточного / заключительного контроля   зачет зачет зачет

Для профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность», профилизаций «Административно-правовое регулирование в сфере образования», «Гражданско-правовое регулирование в сфере образования», «Правозащитная деятельность»

Таблица 2

  Вид учебной работы Всего зачетных единиц/часов Семестр
4-й   6-й 4-й
Очная форма обучения Очная форма обучения (сокращен. срок)   Заочная форма обучения (полный срок) Заочная форма обучения (сокращен. срок)
Общая трудоемкость дисциплины 3/ 108 3/ 108 3/ 108 3/ 108
Аудиторные занятия  
лекции    
практические занятия    
семинарские занятия          
лабораторные работы          
другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа  
изучение теоретического курса    
курсовая работа          
домашние задания/ контрольная работа        
подготовка к экзамену          
Вид промежуточного / заключительного контроля   зачет зачет зачет

Для профиля подготовки «Экономика и управление»

профилизации «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве»

Таблица 3

  Вид учебной работы Всего зачетных единиц/часов Семестр
5-й   7-й 5-й
Очная форма обучения Очная форма обучения (сокращен. срок)   Заочная форма обучения (полный срок) Заочная форма обучения (сокращен. срок)
Общая трудоемкость дисциплины 4/ 144 4/ 144 4/ 144 4/ 144
Аудиторные занятия  
лекции    
практические занятия    
семинарские занятия          
лабораторные работы          
другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа  
изучение теоретического курса    
курсовая работа          
домашние задания/ контрольная работа        
подготовка к экзамену          
Вид промежуточного / заключительного контроля   зачет с оценкой зачет с оценкой зачет с оценкой

Для профиля подготовки «Экономика и управление»,

профилизаций «Государственное и муниципальное управление», «Предпринимательская деятельность»

Таблица 4

  Вид учебной работы Всего зачетных единиц/часов Семестр
5-й 3-й 7-й 6-й
Очная форма обучения Очная форма обучения (сокращен. срок)   Заочная форма обучения (полный срок) Заочная форма обучения (сокращен. срок)
Общая трудоемкость дисциплины 3/ 108 3/ 108 3/ 108 3/ 108 3/ 108
Аудиторные занятия  
лекции  
практические занятия  
семинарские занятия          
лабораторные работы          
другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа  
изучение теоретического курса  
курсовая работа          
домашние задания/ контрольная работа      
подготовка к экзамену          
Вид промежуточного / заключительного контроля   зачет зачет зачет

Для профиля «Информатика и вычислительная техника»

профилизации «Компьютерные технологии»

Таблица 5

  Вид учебной работы Всего зачетных единиц/часов Семестр
6-й 4-й 7-й 5-й
Очная форма обучения Очная форма обучения (сокращен. срок)   Заочная форма обучения (полный срок) Заочная форма обучения (сокращен. срок)
Общая трудоемкость дисциплины 3/ 108 3/ 108 3/ 108 3/ 108 3/ 108
Аудиторные занятия  
лекции  
практические занятия  
семинарские занятия          
лабораторные работы          
другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа  
изучение теоретического курса  
курсовая работа          
домашние задания/ контрольная работа      
подготовка к экзамену          
Вид промежуточного / заключительного контроля   зачет зачет зачет зачет

Для профиля подготовки «Энергетика»

профилизации «Энергохозяйство предприятий, организаций, учреждений и энергосберегающие технологии»

Таблица 6

  Вид учебной работы Всего зачетных единиц/часов Семестр
6-й 4-й   7-й
Очная форма обучения Очная форма обучения (сокращен. срок)   Заочная форма обучения (полный срок) Заочная форма обучения (сокращен. срок)
Общая трудоемкость дисциплины 3/ 108 3/ 108 3/ 108 3/ 108
Аудиторные занятия  
лекции    
практические занятия    
семинарские занятия          
лабораторные работы          
другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа  
изучение теоретического курса    
курсовая работа          
домашние задания/ контрольная работа      
подготовка к экзамену          
Вид промежуточного / заключительного контроля   зачет   зачет

Для профиля подготовки «Энергетика»,

профилизаций «Компьютерные технологии автоматизации и управления», «Электропривод и автоматика»

Таблица 7

  Вид учебной работы Всего зачетных единиц/часов Семестр
6-й   7-й 7-й
Очная форма обучения Очная форма обучения (сокращен. срок)   Заочная форма обучения (полный срок) Заочная форма обучения (сокращен. срок)
Общая трудоемкость дисциплины 3/ 108 3/ 108 3/ 108 3/ 108
Аудиторные занятия   12/10
лекции     6/4
практические занятия     6/6
семинарские занятия          
лабораторные работы          
другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа   96/98
изучение теоретического курса     50/50
курсовая работа          
домашние задания/ контрольная работа         46/48
подготовка к экзамену          
Вид промежуточного / заключительного контроля   зачет зачет зачет

Для профиля подготовки «Транспорт»

профилизации «Сервис и эксплуатация автомобильного транспорта»;

Для профиля подготовки «Машиностроение и материалообработка», профилизаций «Сертификация, метрология и управление качеством в машиностроении», «Подъемно-транспортное оборудование», «Технология и технологический менеджмент в сварочном производстве», «Технологии и оборудование машиностроения»

Таблица 8

  Вид учебной работы Всего зачетных единиц/часов Семестр
5-й 4-й 6-й 5-й
Очная форма обучения Очная форма обучения (сокращен. срок)   Заочная форма обучения (полный срок) Заочная форма обучения (сокращен. срок)
Общая трудоемкость дисциплины 3/ 108 3/ 108 3/ 108 3/ 108 3/ 108
Аудиторные занятия  
лекции  
практические занятия  
семинарские занятия          
лабораторные работы          
другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа  
изучение теоретического курса  
курсовая работа          
домашние задания/ контрольная работа      
подготовка к экзамену          
Вид промежуточного / заключительного контроля   зачет зачет зачет зачет

Для профиля подготовки «Металлургия»

профилизации «Технология и менеджмент в металлургических производствах»

Таблица 9

  Вид учебной работы Всего зачетных единиц/часов Семестр
5-й 4-й 6-й 5-й
Очная форма обучения Очная форма обучения (сокращен. срок)   Заочная форма обучения (полный срок) Заочная форма обучения (сокращен. срок)
Общая трудоемкость дисциплины   3/ 108 2/ 72 2/ 72 2/ 72
Аудиторные занятия  
лекции  
практические занятия  
семинарские занятия          
лабораторные работы          
другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа  
изучение теоретического курса  
курсовая работа          
домашние задания/ контрольная работа      
подготовка к экзамену          
Вид промежуточного / заключительного контроля   зачет зачет зачет зачет

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Для профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»,

профилизаций «Арт-дизайн», «Дизайн костюма», «Дизайн имиджа и стиля», «Дизайн интерьера», «Дизайн и компьютерная графика», «Искусствоведение».

Для профиля подготовки «Транспорт» профилизации «Сервис и эксплуатация автомобильного транспорта».

Для профиля подготовки «Машиностроение и материалообработка», профилизаций «Сертификация, метрология и управление качеством в машиностроении», «Подъемно-транспортное оборудование», «Технология и технологический менеджмент в сварочном производстве», «Технологии и оборудование машиностроения».

Для профиля подготовки «Металлургия»

профилизации «Технология и менеджмент в металлургических производствах»

Таблица 10

№ п/п Раздел учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)   Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Воспитательная работа как способ осуществления педагогической деятельности V 1,2   Еженедельно Тест. Составление терминологического словаря
2. Воспитание как система V   Сравнительный анализ воспитательных систем. Презентация выбранной воспитательной системы
3. Педагогическое взаимодействие в воспитании V Творческое задание «Каверзные речевые ситуации». Конспект источников по вопросам педагогического взаимодействия    
4. Воспитательная деятельность педагога V 5,6 Составление аннотированного списка источников (не менее 15 монографий, авторских работ по воспитательной деятельности). Обсуждение докладов и творческих заданий
5. Содержание, методы, формы и средства воспитательной работы V 7,8 Выполнение творческого задания. Экспертиза работ друг друга по оценке содержания
6. Планирование воспитательной работы V 9,10   Разработка плана воспитательной работы. Составление программы самовоспитания на 1 месяц
7. Технология воспитательной работы V 11,12 Разработка проекта по технологии КТД и его презентация
8. Диагностика результатов воспитательной работы V 13,14 Выполнение творческого задания. Участие в групповой дискуссии по итогам выполненного задания
9. Воспитание в контексте модернизации образования V   Разработка проектов на темы: «Модель этнической воспитательной системы», «Ассертивная личность: условия формирования» и их презентация
Итого   Зачет

Для профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность», профилизаций «Административно-правовое регулирование в сфере образования», «Гражданско-правовое регулирование в сфере образования», «Правозащитная деятельность»

Таблица 11

№ п/п Раздел учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)   Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Воспитательная работа как способ осуществления педагогической деятельности IV 1,2   Еженедельно Тест. Составление терминологического словаря
2. Воспитание как система IV 3,4 Сравнительный анализ воспитательных систем. Презентация выбранной воспитательной системы
3. Педагогическое взаимодействие в воспитании IV 5,6 Творческое задание «Каверзные речевые ситуации». Конспект источников по вопросам педагогического взаимодействия
4. Воспитательная деятельность педагога IV 7,8 Составление аннотированного списка источников (не менее 15 монографий, авторских работ по воспитательной деятельности). Обсуждение докладов и творческих заданий
5. Содержание, методы, формы и средства воспитательной работы IV 9,10 Выполнение творческого задания. Экспертиза работ друг друга по оценке содержания
6. Планирование воспитательной работы IV 11,12,13 Разработка плана воспитательной работы. Составление программы самовоспитания на 1 месяц
7. Технология воспитательной работы IV 14,15,16 Разработка проекта по технологии КТД и его презентация
8. Диагностика результатов воспитательной работы IV 17,18 Выполнение творческого задания. Участие в групповой дискуссии по итогам выполненного задания
9. Воспитание в контексте модернизации образования IV 19,20 Разработка проектов на темы: «Модель этнической воспитательной системы», «Ассертивная личность: условия формирования» и их презентация
Итого   Зачет

Для профиля подготовки «Экономика и управление»

профилизации «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве»

Таблица 12

№ п/п Раздел учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)   Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Воспитательная работа как способ осуществления педагогической деятельности V Еженедельно Тест. Составление терминологического словаря  
2. Воспитание как система V 2,3 Сравнительный анализ воспитательных систем. Презентация выбранной воспитательной системы
3. Педагогическое взаимодействие в воспитании V 4,5 Творческое задание «Каверзные речевые ситуации». Конспект источников по вопросам педагогического взаимодействия
4. Воспитательная деятельность педагога V 6,7 Составление аннотированного списка источников (не менее 15 монографий, авторских работ по воспитательной деятельности). Обсуждение докладов и творческих заданий
5. Содержание, методы, формы и средства воспитательной работы V 8,9 Выполнение творческого задания. Экспертиза работ друг друга по оценке содержания
6. Планирование воспитательной работы V 10,11 Разработка плана воспитательной работы. Составление программы самовоспитания на 1 месяц
7. Технология воспитательной работы V 12,13 Разработка проекта по технологии КТД и его презентация
8. Диагностика результатов воспитательной работы V Выполнение творческого задания. Участие в групповой дискуссии по итогам выполненного задания
9. Воспитание в контексте модернизации образования V Разработка проектов на темы: «Модель этнической воспитательной системы», «Ассертивная личность: условия формирования» и их презентация
Итого   Зачет с оценкой

Для профиля подготовки «Экономика и управление»,

профилизаций «Государственное и муниципальное управление», «Предпринимательская деятельность»

Таблица 13

№ п/п Раздел учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)   Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Воспитательная работа как способ осуществления педагогической деятельности V Еженедельно Тест. Составление терминологического словаря  
2. Воспитание как система V 2,3 Сравнительный анализ воспитательных систем. Презентация выбранной воспитательной системы
3. Педагогическое взаимодействие в воспитании V 4,5   Творческое задание «Каверзные речевые ситуации». Конспект источников по вопросам педагогического взаимодействия
4. Воспитательная деятельность педагога V 6,7 Составление аннотированного списка источников (не менее 15 монографий, авторских работ по воспитательной деятельности). Обсуждение докладов и творческих заданий
5. Содержание, методы, формы и средства воспитательной работы V 8,9 Выполнение творческого задания. Экспертиза работ друг друга по оценке содержания
6. Планирование воспитательной работы V 10,11 Разработка плана воспитательной работы. Составление программы самовоспитания на 1 месяц
7. Технология воспитательной работы V 12,13 Разработка проекта по технологии КТД и его презентация
8. Диагностика результатов воспитательной работы V Выполнение творческого задания. Участие в групповой дискуссии по итогам выполненного задания
9. Воспитание в контексте модернизации образования V Разработка проектов на темы: «Модель этнической воспитательной системы», «Ассертивная личность: условия формирования» и их презентация
Итого   Зачет

Для профиля «Информатика и вычислительная техника»

профилизации «Компьютерные технологии».

Для профиля подготовки «Энергетика»,

профилизаций «Компьютерные технологии автоматизации и управления», «Электропривод и автоматика»,

«Энергохозяйство предприятий, организаций, учреждений и энергосберегающие технологии»

Таблица 14

№ п/п Раздел учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)   Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  

Наши рекомендации