ПЕДАГОГИКА: Конспект лекцИй В ОПОРНЫХ КОНСПЕКТАХ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра педагогики, методики и менеджмента образования
Л.В. Штефан
ПЕДАГОГИКА: Конспект лекцИй В ОПОРНЫХ КОНСПЕКТАХ
для аспирантов
всех форм обучения
Харьков 2017
Обращаем Ваше внимание на то, что в тексте использованы следующие условные обозначения:
В - воспитание;
ЗУН - знания, умения, навыки;
К –контроль;
ПТ -педагогическая технология;
ПО - процесс обучения;
СО - содержание образования;
** - словарное слово
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
**Педагогика(от греч. paidos – дети, ago – веду: детоведение): наука о воспитании человека на протяжении всей жизни
Этапы развития педагогики:
Донаучный (народная педагогика).
Развитие педагогических идей в рамках философии.
Развитие педагогической науки как системы (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Ф.Дистервег, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.).
Категории педагогики:
**Воспитание:целенаправленный и организованный процесс формирования личности
**Развитие: объективный процесс количественных и качественных изменений физических и духовных сил человека.
**Обучение: процесс усвоения индивидом социального опыта, накопленного человечеством.
**Образование: процесс и результат обучения.
**Система педагогических наук:
· общая педагогика:
· история педагогики:
· возрастная педагогика:
· специальная педагогика (дефектология):
· социальная педагогика:
· сравнительная педагогика:
· этнопедагогика:
· методики:
· профессиональная педагогика:
Источники развития педагогики:
· научно-педагогические исследования; передовой педагогический опыт;
· философия; психология; история; физиология; этика; эстетика; гигиена;
· кибернетика; математика; социология и др.
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
3.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ
**Форма В - доступный внешнем восприятии способ взаимодействия педагога и студентов
Классификация форм В:
· массовые;
· групповые;
· индивидуальные.
**Виды форм В:
Воспитательный час, устный журнал, викторина, аукцион знаний, соревнование, диспут, круглый стол, торжественное мероприятие.
Технология разработки плана воспитательной работы:
· Составление характеристики группы и отдельных обучаемых.
· Знакомство с общим планом воспитательной работы учебного заведения.
· Разработка воспитательных дел на год, исходя из целостного подхода и задач воспитательного процесса.
· Обсуждение проекта плана с коллегами и студентами с целью его корректировки.
· Обсуждение плана на собрании группы, закрепление ответственных за его организацию и проведение.
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ (ПО)
**Дидактика (с греч. “изучающий”, “поучающий”) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.
Классическая дидактика отвечает на вопрос: “Как и чему учить?”
Современная дидактика отвечает также и на вопросы:
Впервые понятие ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635). Ему принадлежит произведение - «Короткий отчет о дидактике или искусство обучения от Ратихия”.
Основатель дидактики – великий чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670), обосновал дидактические основы в своем произведении «Великая дидактика».
**Категории дидактики:
· Обучение:
· Преподавание:
· Учение:
· Образование:
· Знания:
· Умения:
· Навыки:
· Содержание образования:
· Форма обучения:
· Метод обучения:
· Средство обучения:
**ПО:специально организованная познавательная деятельность, которая моделируется (определяются цели, задача, содержание, структура, методы, формы) для ускоренного овладения человеком социального опыта, накопленного человечеством.
Структурные элементы ПО:
· цели, задачи обучения;
· содержание образования;
· методы обучения, средства;
· организационные формы обучения;
· контроль, оценка.
**Функции обучения:
· Образовательная.
· Воспитательная.
· Развивающая.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Историческая справка о развитии взглядов на методы обучения:
30 г.г. ХХст.: Метод - способ передачи знаний и развития умений и навыков обучаемых
40-50 г.г. ХХст.: Метод – путь, с помощью которого педагог, опираясь на сознание и активность обучаемых, вооружает их ЗУН.
Современный этап: Метод – упорядоченная по определенному принципу общая целенаправленная деятельность педагога и обучаемого.
Различают: методы обучения и методы преподавания.
**Прием: часть метода, направленная на его улучшение.
**Средство обучения: инструментарий для осуществления процесса обучения.
«Пирамида обучаемости»:
· Лекция-монолог 5%
· Чтение (самостоятельное) 10%
· Аудио-видеообучение 20%
· Показ (демонстрация) 30%
· Дискуссионная группа 50%
· Практика в процессе деятельности 75%
· Обучение других (студент обучает студента) 90%
Классификация методов обучения:
**І. По источнику получения знаний:
словесные:
· лекция
Виды лекций:
1. Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете
2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию.
3. Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне обобщения.
4. Проблемная лекция. Новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации.
5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники.
6. Бинарная лекция — это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).
7. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика
слушателей и разбор сделанных ошибок.
8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5 -
10 мин.
· объяснение;
· беседа: - эвристическая; катехизисная; вступительная; контрольная;
· диспут;
· дискуссия;
· работа с книгой;
наглядные:
· наблюдение;
· иллюстрация;
· демонстрация;
·
практические:
· упражнение;
· лабораторный метод;
· практические работы.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
ІІ. По характеру познавательной деятельности (М.М.Скаткин, И.Я.Лернер):
· объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные);
· репродуктивные (воспроизводящие);
· проблемного изложения;
· частично-поисковые (эвристические);
· исследовательские.
ВИДЫ И КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ
**Виды обучения:
Догматическое обучение.
Проблемное обучение.
Модульное обучение.
Дистанционное обучение.
Концепции обучения
**Развивающие обучение: обучение ориентировано на развитие потенциальных возможностей тех, кто учится, их интеллектуальной, волевой и чувствительной сфер.
Система Л.В.Занкова:
реализует такие дидактические принципы: высокий уровень трудности; высокий темп обучения; ведущая роль теоретических знаний; гибкие формы обучения; оценки отображают развитие ученика; главное – позитивные отношения между субъектами обучения.
Система В.В. Давидова:
реализует следующие дидактические принципы: обучение от общего к частичного (развивает теоретическое мышление); широкое применение учебно-поисковой деятельности; использование коллективной и групповой работы
**Личностно ориентированное обучение: признает самобытность, самоценность каждого студента, который владеет неповторимым субъективным опытом, опираясь на который организовывает обучение.
Реализуется через принципы: педагог выступает как консультант; создаются условия дидактического выбора на фоне свободной атмосферы; обеспечиваются условия для творчества и самостоятельной деятельности; происходит постоянный анализ и оценка учебной работы; стимулируется самооценка деятельности; складываются индивидуальные карточки и коррекционные программы обучения.
**Авторские концепции: возникли в 80-90гг. ХХ ст., реализованные в педагогике сотрудничества (В.Ф. Шаталов, Е.Н.Ильин, И.П.Волков, Ш.А.Амонашвили и др.). Реализуются такие принципы: положительное отношение к обучению на основе доброжелательных отношений между субъектами обучения; обучение без принуждения; идея опоры; идея выбора; идея опережения программы; идея самоанализа деятельности.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра педагогики, методики и менеджмента образования
Л.В. Штефан
ПЕДАГОГИКА: Конспект лекцИй В ОПОРНЫХ КОНСПЕКТАХ
для аспирантов
всех форм обучения
Харьков 2017
Обращаем Ваше внимание на то, что в тексте использованы следующие условные обозначения:
В - воспитание;
ЗУН - знания, умения, навыки;
К –контроль;
ПТ -педагогическая технология;
ПО - процесс обучения;
СО - содержание образования;
** - словарное слово
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
**Педагогика(от греч. paidos – дети, ago – веду: детоведение): наука о воспитании человека на протяжении всей жизни
Этапы развития педагогики:
Донаучный (народная педагогика).
Развитие педагогических идей в рамках философии.
Развитие педагогической науки как системы (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Ф.Дистервег, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.).
Категории педагогики:
**Воспитание:целенаправленный и организованный процесс формирования личности
**Развитие: объективный процесс количественных и качественных изменений физических и духовных сил человека.
**Обучение: процесс усвоения индивидом социального опыта, накопленного человечеством.
**Образование: процесс и результат обучения.
**Система педагогических наук:
· общая педагогика:
· история педагогики:
· возрастная педагогика:
· специальная педагогика (дефектология):
· социальная педагогика:
· сравнительная педагогика:
· этнопедагогика:
· методики:
· профессиональная педагогика:
Источники развития педагогики:
· научно-педагогические исследования; передовой педагогический опыт;
· философия; психология; история; физиология; этика; эстетика; гигиена;
· кибернетика; математика; социология и др.
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
3.